Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роста педагога






Анализ процесса профессионального роста педагога пока­зывает, что эффективность последнего зависит от перевода воспитателя из объектной в субъектную позицию — пози­цию активного профессионального самовоспитания. Станов­ление педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности ребенка, про­исходит при осознании им собственных возможностей и по­требностей, принятие профессиональной деятельности как

желаемой и целесообразной сферы реализации себя. Эффек­тивность профессионального роста педагога зависит прежде всего от его внутренней активности, активизации таких внут­ренних регуляторов, как ценностная ориентация, мотивы деятельности, позитивная самооценка и инициатива в пре­одолении профессиональных затруднений.

Психологический механизм формирования и развития про­фессионализма как подструктуры личности может быть пред­ставлен следующим образом. Педагог в процессе самосозна­ния, самооценки и саморегуляции своих психических состоя­ний раскрывает внутренние причины затруднений и овладевает средствами их преодоления. Однако трудности педагогической профессии порождают, как правило, ситуацию внутреннего конфликта. Активный путь разрешения внутреннего конфликта характеризуется тем, что личность инициирует воздействие на источник противоречия с целью преодоления его причин. Ре­активный путь предлагает преодоление противоречий за счет включения защитных механизмов.

Причинами, блокирующими личностные регуляторы про­фессионального роста, являются неадекватность практичес­кого действия педагога его собственным ценностным ори-ентациям и мотивам деятельности (педагоги-«теоретики»); активная организация практической деятельности на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятель­ности (педагоги-«практики»); неспособность практически освоить профессиональные умения и навыки на фоне авто­ритарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«неудачники»).

Работа психолога с педагогами по активизации личност­ных регуляторов поведения должна строиться на следую­щих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентации над практико-ори-ентированными; адекватность логики педагогической реф­лексии; интегрированное™ человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обуче­ния в зависимости от конкретного опыта и характера зат­руднений педагогов. Основным методом обучения педагогов в этом аспекте является развивающая педагогическая игра. Цель игры, как и цель педагогической деятельности, не должна быть подчинена узкой производственной необходи­мости. Она познавательна и созидательна. Ее продукт не пред­назначен для немедленного перенесения на реальную дело­вую почву. Он ценен как результат опредмечивания способ­ностей игрока. Игровая модель не должна полностью

4П4

задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная сво­бода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, актер, управленец, исследователь, философ и др.

Главную функцию в активизации личностных регулято­ров поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для педагога, обес­печивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психо­лога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не учителя» стимулирует различные личностные возможности педаго­гов, способствует корректировке их соответствия со своими индивидуальными особенностями.

Цикл игр с педагогами включает пять основных блоков: личность, совместная деятельность, средовая адаптация, творчество и педагогическая концепция. Ниже приводится иллюстрация методики одной из таких игр (Каминская М.В., 1995).

Игровое проектирование «Путь к самоопределению»

Данное занятие проводится с целью оказания помощи учителю в осознании общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства. В ходе занятия учителю оказывается помощь в формирова­нии перспективных педагогических идей, на основе кото­рых можно успешно развивать профессионализм независи­мо от стажа работы в школе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал