![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причинно-следственные отношения
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, проанализировать (лучше продемонстрировать) вместе с ребенком, что произойдет с растением, если оно останется без полива, или почему вареное яйцо может быть «всмятку» или «вкрутую». ` «Назови причину и следствие». Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть причина, то есть ответ на вопрос «Почему так бывает?». Приведите пример: лед появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину явлений: - наводнение (пример ответа: таяние снега, разлив реки); - гололед, почки распустились, птицы запели и т.д.; - двойка, живот болит, мама сердится, пылесос работает и т.д. Важно показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события. Так, ребенок (с помощью родителей) может придумать различные окончания известных сказок или самостоятельно придумать историю, а затем варьировать ее окончание. ` «Расставь события по порядку». Предложите ребенку (сначала в виде отдельных картинок) расставить по порядку известные ему события: - Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я иду в школу, я чищу зубы и т.д. - Листья зеленеют, цветы желтеют, созревает клубника, зарядили дожди, выпал снег и т.д. - Через год, послезавтра, три дня назад, сегодня и т.д. ` «Подбери следующее». Попросите ребенка (соответственно его возрасту) подобрать слово, которое должно следовать за предложенным: первый метель — январь — зима — июль — почка — цыпленок — лето — дождь — завтрак — седьмой — молния — 1998 — гусеница — и т.д. Если решение позволяет предложить несколько ответов (например, за словом «первый» может следовать слово «второй», а может — «десятый»), подробно обсудите их все, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный. ` «Составление рассказа по картинке или серии картиною». Перед ребенком выкладывается картинка с понятным сюжетом или серия картинок в правильной смысловой последовательности, которые отражают определенное развертывающееся событие. Ему необходимо воспроизвести заданный сюжет. Если он не может самостоятельно рассказать историю по данным картинкам, предложите ему ответить на вопросы к ним. На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) коренным образом меняет (вплоть до полного абсурда) сюжет. ` «Прослушай и перескажи». Прослушивание (прочтение) рассказов с последующим пересказом и беседой о смысле воспринятого. На следующем этапе можно перейти к работе над пониманием пословиц и поговорок, морали басен, идиоматических выражений и т.п. ` «Ранжирование». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу: несколько цифр или чисел, букв, палочек разной длины, более и менее жестких предметов; понятий: горох-абрикос-арбуз-апельсин-вишня; пчела-воробей-бабочка-страус-сорока; зуб-рука-шея-бровь-нога; молчать-говорить-кричать-шептать и т.п. Чем больше такого рода загадок вы придумаете, чем больше принципов ранжирования (по форме, фактуре, оттенкам цвета, величине, скорости, плавности и т.д.) и причинно-следственных связей наглядно (!) покажете ребенку, тем быстрее он забудет о своих проблемах в контактах с людьми и в учебе. ` «Вставь пропущенное слово». Предложите ребенку поразмыслить (с опорой на верхний ряд слов), по какому принципу составляется слово в скобках, и разгадать пропущенное слово в нижнем ряду. БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ ГАРАЖ (...) ТАБАК СКОТ (...) ФРОНТ (ответ: жаба) (ответ: окно) ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА КОСЯК (...) МИРАЖ ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ (ответ: кожа) (ответ: слон) ` «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел. 6 9 12 15 18 21 (24 27 30 33) 5 10 15 20 25 30 (35 40 45 50) 3 7 11 15 19 23 (27 31 35 39) 16 12 15 11 14 10 (13 9 12 8) и т.д. ` «Найди три числа». Напиши три следующих числа в каждом ряду:
|