Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каин. 2 часть






Братья и сестры, мы продолжаем читать Книгу Бытия. Последний раз мы начали говорить о Каине. Каин это не просто один из персонажей Священной истории. Каин это основатель богопротивного общества, которое постоянно враждует на Церковь до сего дня. То есть мы можем быть уверены с вами, что Каин – он рядом с нами. И то, что я буду сегодня говорить из Священного Писания это практическая задача церковной жизни. Лучше вот так воспринимать тот материал, который вы сейчас услышите. О чём мы говорили в прошлый раз: Как созревало преступление Каина. Это преступление особого рода. Это преступление как таковое.

В Библии один раз преступление описано в полноте от самого начала и во всех его последствиях, когда преступник не принимает возможности исправления. При полном описании преступления его первым этапом является жертвоприношение. То есть уяснение своего отношения к Богу. При полном описании приступления его нельзя описывать или объяснять или понимать через мотив. Например: почему человек украл? Потому что денег захотел. Почему он убил? Потому что позавидовал.

Случай Каина совершенно иной. Преступление, если оно прослежено от начала и в полноте, оно носит религиозный характер. Нужно понимать, что Каин это духовный человек. Его преступление, созревание преступного замысла началось с жертвоприношения. Бог жертву Каина не принял и стало печально Каину. То есть Каин сочинил себе мировую скорбь. Он опечалился не той печалью, которую заповедал Господь терпеть.

Далее, Каин испал лицом. Что это значит? Это значит, что Каин размышлял о божественном, почему Бог не принял его жертву, а помыслы его были о земном. Когда помыслы человека целиком о земном, его сторожит лукавый дух. Это мы знаем из проклятия, которое Господь высказал змею. Змей блюдёт, сторожит нашу пяту, выслеживает тот момент, когда мы всей стопой, начиная от пятки, опираемся на землю. Вот когда все наши помыслы о земном, в этот момент мы уязвимы от лукавого духа. То есть Каин находится в очень опасном состоянии. И так мы и не ответили на вопрос, который Каина тревожил. Почему Бог не принял жертву Каина. На этот вопрос Сам Господь и ответит. Господь будет говорить с Каином. Он останавливает Каина, Он хочет его остановить, потому что Каин далеко зашёл, он достиг как бы это сказать, точки возврата. То есть ещё можно возвратиться, отступить от своего помысла преступного, но ещё один шаг и пути назад не будет.

Когда жертвоприношение совершалось, когда Каин приносил жертву, Авель приносил дары, Господь смотрел не на дары и не на жертвы. Он смотрел на Авеля и на дары его, на Каина и на жертву его. То есть если Господь не принял жертву, это не значит, что он отверг человека, жертвователя. Итак, Господь говорит с Каином. И вот, кратко смысл того, что сказал Каину Господь: (Я только смысл пересказываю, чтобы понятен был общий план того, что сказал Бог)

Я вижу тебя, осознай, что с тобой происходит

Я называю, почему не принята твоя жертва

Я говорю тебе, что делать сейчас

В тебе действует дьявол, но не ты нуждаешься в нём, а он нуждается в тебе по-этому одолевай.

В истории Каина эти слова Господа – центральное событие. И именно здесь древнееврейский текст (масоретский текст) вновь расходится с греческой Библией, и не в отдельных терминах, а в целых высказываниях. Я сначала буду читать в переводе с греческого языка и по ходу дела комментировать расхождения греческого и еврейского текста.

4 гл 6 ст: «И сказал Господь Каину: почему ты стал так опечален и почему испал лицом?» То есть печаль Каина опасна и чрезмерна. Господь дал печали жене – свои, мужу – свои, не так велел печалиться Бог, и не о том. То есть в душе Каина произошла опасная подмена чувств. Печали были даны Богом ради терпения, а Каин задумался о божественном и впал в печаль нестерпимую. Печали были даны Господом ради спасения, а Каин задумался о божественном и впал в печаль погибельную. Вот что говорит Господь: «Я вижу твою печаль, и что твои помыслы к земле. А почему ты так печален? Почему ты не о том печален. От кого твоя печаль?». То есть Каин должен осознать, что в нём уже действует лукавый дух, который и сторожит его на погибель.

4гл 7 ст, в греческом тексте он резко отличается от еврейского.

С греческого: «Если ты правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил?». Вот почему Господь не принял жертву Каина. Если ты жертву принёс правильно, принёс лучшее, отборное, в нужный срок и прочее, но правильно не разделил – то это грех. Такая жертва Богом не принимается. Разделил означает: Богу дал часть, себе дал часть. Вот этого Каин правильно не сделал, говорит Господь. Ты не правильно разделил, вот почему Я не принял твою жертву, вот почему она Мне не угодна, говорит Господь. Жертвоприношение - это способ богообщения после греха. Каин выпал из богообщения. Через жертвоприношение человек состоит в завете с Богом. Завета как такового ещё нет, он гредет. Но в этом эпизоде о жертвоприношении Каина и Авеля, Завет предчувствуется. Жертва завета это такая жертва которая приносится целиком. И она указывает на Христа, потому что он всего Себя принёс в жертву.

В Ветхом Завете на жертву Нового Завета указывал особый род жертвоприношений, который называется «всеприношение». Неправильный перевод «всесожжение». Может быть Каин разделил то, что не нужно было делить. Ты правильно не разделил может означать, что ты не принёс жертву заветную. Твоя жертва не в Завете, она не простирается к Завету. Вспомним, что жертвоприношение Каина и Авеля происходило в конце дней. То есть какой-то был особый срок, может быть для особых приношений. И Авель, может быть принёс всеприношение, а Каин – обычную регулярную жертву, которая разделяется на то, что Богу, а то, что мне.

Итак, сыны Адама, Каин и Авель разошлись по вере в своём понимании заветной жертвы. Ап. Павел это так толкует: «Жертва Авеля была большая, более полная (плэйона) по вере». Цитирую послание к Евреям: «Верую более полную (плэйона) жертву Авеля, нежели Каин принёс Богу». В каком смысле большую? Ответ в Евангелие: «Тело больше (плейон) одежды, душа больше пищи..» соответственно жертва Авеля больше жертвы Каина. То есть она отличается от жертвы Каина как тело отличается от одежды, как душа отличается от пищи. То есть жертва Авеля была другого духа. Как и сказано в греческом тексте: это был дар, то что приносил Авель. А то, что приносил Каин – была жертва. Сыны Адама Авель и Каин рахошлись в понимании заветной жертвы. Авель принёс жертву большую, более полную, другого духа чем Каин. Каин нечто оставил себе. Грубо говоря. Как разделил Каин? Мне что моё, а Богу – богово. То что мне – то не Божье. Я готов Богу отдать лучшее, но пусть моё будет моё. Как сейчас говорят – по праву. Я хочу нечто иметь своё. Пусть нечто у меня будет такое, куда я Бога не пускаю.

Вот это, кстати черта религиозности, которая и христиан наблюдается. То есть, я исполнил все предписания, я исповедовался, причастился, говел, всё сделал как положено. Вот, а теперь всё.. теперь моя личная жизнь. Бывает с нами такое? Бывает.

Вот в той части души, куда Каин Бога не пускал и разлилась вот эта Каинская печаль, что не по Богу. По-этому Господь и спрашивал почему ты так печален, что и лицо опустил к земле?

И так сам Бог объясняет Каину его грех: Правильно принёс, правильно не разделил.

В жизни Каина и в нашей жизни это момент практический. Вот он из масоретсткого древнееврейского текста исчез.

Мы находим там только ободрение морального порядка. «Если делаешь доброе не поднимаешь ли лица». Вот и всё. А разделил там или не разделил. Вот в чём самая суть каинского греха, почему Господь жертву не принял – всё это отсутствует, это в древнееврейском тексте нет.

Следующий момент, который содержится в речи Господа Каину. Господь говорит Каину что ему делать. Вот в том сложном положении, в котором он оказался.

7 ст. 4 гл древнегреч: «Если ты правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил? Умолчи.» Вот что нужно сделать Каину. Вот это усилие, которое спасёт тебя. Вся аскетика учения о молитве содержится в одном слове, которое Господь сказал Каину в решительный момент жизни. Умолчи. Может с праведным человеком быть такое, что он имеет бурю помышлений? Может, мы это знаем из акафистов Богородице, это случилось с Иосифом. «Бурю внутри имея помышлений двоящихся праведный смутился.» Вот эта буря помыслов пригнула Каина к земле. И Каину говорит Господь: умолчи. Змей, враг рода человеческого, действует через помыслы. А в молчании помыслов человек безопасен от лукавого. Это важнейший момент, который давал Каину практическую помощь. Как ему избегнуть преступления. И этот момент опять исчез из древнееврейского текста. Его просто там нет. Без следа, без замены.

И последний момент, что сказал Господь Каину: «К тебе обращение его (кого его? дьявола) и ты начальствуй над ним.». Это очень важное знание: человек не нуждается в дьяволе. А дьявол нуждается в человеке. Вот эта нужда называется по-древнееврейски «эшука». Это такое вот особое мистическое влечение. Очень трудно было перевести это слово на греческий язык, и тонко перевели его 70 еврейских мудрецов. Они перевели «обращение». То же самое было сказано и о жене, что её обращение к мужу, по-этому он будет господствовать над ней. О дьяволе Каину сказано, что обращение дьявола к человеку, и человек будет начальствовать над ним. И в том и в другом случае речь идёт о подначальности одного индивида другому индивиду. Жены – мужу а дьявола – человеку. Вот это кажется странно. Как человек в падшем состоянии может начальствовать над сатаной? Только в одном значении. Он может ему не уступать. Человек может сатану посрамить. Победить не может. А посрамить - может. Этой теме посвящена целая книга Ветхого Завета, одна из самых загадочных – это книга Иова. Меня спросили мои ученики, когда я излагал им этот материал, но ведь говорится, что дьявол князь мира сего. Мира сего, но не человека. Человек не подначален сатане. Вот какое знание мы извлекаем внимательно читая Ветхий Завет. Отчётливо сказано: начальствуй над ним. Это благославение Каину. Это реальное укрепление в борьбе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал