![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Случай 8. Аня Т., 10 лет, 5 гимназический класс.
I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ:
Запрос учителя русского языка: " Как помочь ребенку не переживать так сильно из-за оценок? " Данные, приведенные учителями: Аня любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпатичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за положение ведущих учеников и за лидерство в коллективе, нередки конфликты между гимназистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объясняют это ее удивительной доброжелательностью и тактичностью. Девочку выбрали командиром класса. Б принципе она справляется с этим поручением, но характер у нее явно " некомандирский", и ее душа не лежит к организаторской деятельности. Она выполняет свои обязанности без желания, только благодаря своей исполнительности и чрезмерной ответственности. На будущий учебный год классный руководитель присматривает другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе, ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъезду, дружат и их родители. Аня растет в замечательной семье: ее родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с дочерью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, выставки. Одноклассники любят бывать у Ани в гостях, а день ее рождения - это долгожданное событие для многих; всем весело, взрослые помогают дочери принимать гостей, живо участвуют в детских играх и развлечениях, у Аниных родителей для каждого находится доброе слово, а если надо, и совет. Мама девочки - завсегдатай классных " Огоньков", много и охотно помогает учителям во внеурочной работе. Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня получает " четверки": на глазах слезы и кажется, что это самый несчастный ребенок. Учителя стараются смягчить " удар", предваряя объявление результатов диктанта (контрольной) монологом о том, что оценка - это лотерея, что лаже самые лучшие ученики могут плохо себя чувствовать, отвлечься на уроке или за-
быть какую-нибудь мелочь и иногда получают " четверки", но на девочку никакие уговоры не действуют. Данные, сообщенные мамой: Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажется, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу " четверок" для отличницы, с ее точки зрения, естественны. Наверно, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за " четверки", хотя им приятно, что Аня отличница, и это от нее не скрывают. Единственное, что немного тревожит маму, - уединенность дочери. Сами они активные и общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, иногда играет с любимыми куклами. С подружками она редко гуляет. Навязывать ей внешкольные занятия родители не стали, понимая, что это не соответствует характеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняются постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в приеме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шумных веселых компаниях, пусть даже и детских. Наблюдение и беседа с ребенком: Аня симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет. К обследованию отнеслась сдержанно. Говорит быстро, внимательно смотрит на собеседника, часто улыбается. Ей нравится учиться в гимназическом классе: хорошие учителя, интересная программа. Любимый урок математика, Аню привлекает сам процесс решения задач, и ее радует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек учились вместе с ней в начальной школе, отношения с ними по-прежнему хорошие, обилие отличников по итогам первой четверти скорее радует Аню, чем огорчает: " Есть с кем поспорить на уроках". Складывается впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жизни и неприятные моменты, например, обязательное питье молока на второй перемене: " Иногда надо повторить материал к сле-
дующему уроку, порой очень хочется попрыгать с девочками " в резиночку", а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда дело добровольное! ". Больше всего на свете она любит быть с родителями: есть по выходным мамин пирог или гулять втроем. Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая. В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была круглой отличницей. Диагноз непсихологов: Кл. руководитель и учитель русского языка: чрезмерная ответственность. Мама: не видит повода для беспокойства. Аня: затрудняется с ответом.
Резюме по данным феноменологии: неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реакция на " четверки".
II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИ ГИПОТЕЗЫ:
Данное отклонение поведения может быть вызвано: 1) неадекватным уровнем притязаний; 2) личностной тревожностью; 3) гипертрофированным развитием мотива быть отличницей.
III. ДАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ: 1. Уровень притязаний (методика Хоппе): Уровень притязаний оказался средним, адекватным, достаточно устойчивым. 2. Личностная тревожность: 2.1. Модифицированная методика Спилбергера. Получен низкий показатель личностной тревожности. 2.2. Рисуночный тест " Дом-дерево-человек".
Констатируются тревожность, концентрация на прошлом, чувство собственной малоценное™, проблемы с " образом Я", инфантилизм, фрустрированность, уход в мечты и фантазирование, тенденция к избеганию нового опыта, трудности в межличностных контактах. 3. Гипертрофированно развитый мотив быть отличницей:
3.1. Беседы с учителями, Аней и мамой: Мотив быть отличницей выражен сильно, однако присутствует и другой выраженный мотив: общения с родителями. Мотивационного конфликта в данном случае нет, так как оба мотива согласуются между собой. В пользу гипертрофированного развития мотива отличной учебы говорит неадекватно сильная эмоциональная реакция на " четверки", однако это предположение косвенно опровергает отсутствие конкурентности. 3.2. Самооценка по Дембо-Рубинштейн: Кроме собственно самооценки использовались оценки одноклассниц по тем же шкалам. После проставления самооценочной отметки на шкале Ане предлагалось оценить по этому же качеству кого-нибудь из класса. По двум шкалам - хорошая дочь и внешность - она затруднилась оценить одноклассниц. Прилежание - 95%. Полина В. - тоже 95%, Аня Р. - 90%. Хороший характер - 95%. Аня Р. - 95%, Ира К. - 80%. Хорошая подруга - 90%. Аня Р. - 90%, Полина В. - 95%, Ира К. - 95%. Хорошая дочь - 95%. Ум, способности - 95%. Варя М. - 95%. Внешность - 90%. Обнаружена очень высокая самооценка по всем использованным шкалам. При всех несомненных достоинствах Ани самооценку следует признать завышенной. Испытуемая оценивает высоко как отличниц Варю и Полину, так и имеющих много " четверок", а иногда и получающих " тройки" Иру К. и Аню Р., т. е. успеваемость не является для нее Существенным критерием оценки сверстников. Это можно рассматривать как косвенное свидетельство отсутствия чрезмерности мотива отличной учебы. Резюме по данным психологического обследования: гипотеза о неадекватности уровня притязаний не подтвердилась, однозначного ответа на вопрос о том, является ли мотив быть отличницей гипертрофированно развитым, не получено, обнаружены общее личностное неблагополучие (см. выше результаты рисуночного теста), генезис которого неясен, и завышенная самооценка. Примечание. Анализ данных психологического обследования показал, что исходный теоретический конструкт неполный: он не вклю-
чал в себя как возможную причину описанного нарушения поведения завышенную самооценку. Очевидно, что даже эпизодическое получение " четверок" не соответствует столь высокой самооценке и поэтому вызывает сильнейшую эмоциональную реакцию. Остался невыясненным генезис неадекватной самооценки.
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: Неадекватно сильная эмоциональная реакция на " четверки" следствие завышенной общей самооценки. Возможно, аномальная самооценка есть один из компонентов общеличностного неблагополучия, выражающегося и в тревожности, фрустрированности.
V. РЕКОМЕНДАЦИИ: Так как причина общего личностного неблагополучия не выявлена, пришлось ограничиться пожеланием учителям обращаться с Аней максимально доброжелательно и стараться снижать субъективную значимость оценки, что они и делали раньше.
VI. КАТАМНЕЗ ЧЕРЕЗ 4 МЕСЯЦА: Анина школьная жизнь шла по-прежнему, единственное изменение - появление поклонника. Классный руководитель стала замечать, что один мальчик, тоже отличник, неравнодушен к Ане, и посадила их за одну парту. Учительница не знает, разделяет ли девочка его чувства, но знаки внимания принимает благосклонно, включая и проводы до дома. В марте с Аней встретилась студентка, проходящая в гимназии практику как будущий школьный психолог. Она заинтересовалась девочкой, увидев ее рисунок по методике " Дом-дерево-чело век". Практикантка объяснила ей, что в гимназии она временный человек, о содержании бесед с детьми никому здесь рассказывать не будет, и предложила Ане откровенно поведать о своих тревогах. Девочка тут же расплакалась и рассказала, что с прошлого лета ее преследует страх смерти мамы. Почему он появился, она не знает. Мама выглядит как обычно, к врачам, кажется, не обращается, но Аню периодически охватывает панический ужас. Это может случиться дома, на уроке или на экскурсии, при маме или в ее отсутствие. О своем страхе девочка никому не рассказывает, даже маме. Она призналась,
что самое большое ее желание сидеть дома, обложившись мягкими подушками, и читать. Аня согласилась, что одноклассники хорошо к ней относятся, но сама она часто испытывает трудности при общении с ними, порой ей сложно выразить свои впечатления или высказать какую-нибудь идею. По некоторым ее словам практикантке показалось, что между родителями уже длительное время существует разлад, тщательно скрываемый от дочери. Школьный психолог решила в данном случае ничего не предпринимать, так как здесь необходима помощь детского психотерапевта и, возможно, специалиста но супружеским отношениям. Учитывая отрицание мамой каких-либо существенных личностных проблем Ани, психолог решила не торопиться с советом обратиться к психотерапевту, а дождаться для этого подходящего момента.
VII. УТОЧНЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: Неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реакция на " четверки" есть следствие ригидной завышенной самооценки, сформировавшейся, предположительно, как защитная бессознательная реакция на скрываемый от дочери разлад между родителями. Неадекватную реакцию на " четверки" усиливает невроз - страх смерти мамы, симптомы которого были обнаружены при психологическом обследовании и обозначены как " общеличностное неблагополучие". Вероятно, невроз имеет ту же причину, что и аномальная самооценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРОТОКОЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК:
1. Методика Хоппе: Уровни сложности заданий:
Выполнение задания оценено экспериментатором как: + — правильное; - — неправильное.
2. Диалог с психологом при выполнении методики Дембо-Рубинштейн: П. - А вот подруга ты, оказывается, не самая лучшая, да? А. - Ира с Полиной лучше подруги, чем мы с Аней: они никогда не ссорятся, точнее, я никогда не замечала, чтобы они поссорились. У нас же очень редко, но бывают ссоры, я даже не помню, из-за чего, но знаю, как это неприятно: сидишь весь урок и дуешься. П. - Ты идеальная дочь?.. А. - Мне родители всегда говорят, что я лучший ребенок на свете... Я же не ставлю крестик вот здесь, на самом верху... П. - А на самом верху кто из твоих знакомых находится? А. - Не знаю, может, кто-нибудь там и находится, но не из моих знакомых! П. - Аня, а почему ты никого из девочек не оценила по внешности? А. - Очень трудно оценивать внешность других. У всех вкусы разные.
П. - Да, по всем шкалам ты себя очень высоко оценила... А. (после паузы, улыбаясь). - Но я такая и есть, что же мне вас обманывать?
3. Модифицированная методика Спилбергера; Показатель тревожности равен 33 (значения до 35 включительно соответствуют низкому уровню личностной тревожности).
Случай 9. Алеша П., 12 лет, 7 класс.
I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: Запрос о. руководителя: " Объясните странности в поведении Алеши и дайте рекомендации учителям, как с ним обходиться". Данные, приведенные учителями: Отмечаются следующие странности в поведении: в начальной школе после замечания учительницы: " Что ты стоишь, как памятник? " поставил стул на парту, залез на него и простоял неподвижно до конца урока, не обращая внимания на уговоры учительницы, завуча и директора. В 5 классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот поступок Алеша не смог. Дерется редко, только когда " доведут", но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успокоить его невозможно. Обычно мальчик добрый, дисциплинированный, но учителя боятся того, что он может " взорваться" из-за пустяка и совершить нечто непредсказуемое. С одноклассниками у него нормальные отношения, хотя физически сильных мальчиков он побаивается. У Алеши в классе один близкий друг - Андрей С., мальчик, по мнению некоторых учителей, со сниженными умственными способностями, очень неорганизованный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, когда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежностей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способностях он высокого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он живет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она сочла личным оскорблением. Дело дош-
ло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает. Наблюдение и беседа с подростком: Физическое развитие Алеши соответствует возрасту, телосложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тщательно причесан, вежлив со старшими.
К обследованию отнесся настороженно.
Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сейчас у него " тройки" и " четверки". Скромные результаты вызваны, по признанию мальчика, его недостаточной старательностью. В свободное время он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собирается заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посещал секцию, и ему очень нравилось.
Объяснения своим странным поступкам дать не может: " Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-нибудь мою " историю", я смеюсь вместе с ними". Алеша осуждает драчунов, " драться нехорошо", хотя потом признается, что предпочитает не связываться с ними, потому что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе.
Диагноз непсихологов: Кл. руководитель: подозрение на психическое заболевание. Самодиагноз: " Что-то на меня находит".
Резюме по данным феноменологии: " странности" в поведении, внезапные неконтролируемые вспышки отрицательных эмоций. II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ И ГИПОТЕЗЫ: Рассматриваемые нарушения поведения могут быть вызваны: 1) психическим заболеванием; 2) эпилептоидными чертами характера; 3) дефектом интеллекта; 4) особенностями мотивационной сферы. Проверка гипотезы о наличии психического заболевания входит в компетенцию подросткового психиатра. Итак, рассмотрим остальные гипотезы.
III. ДАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ:
1. Эпилептоидные черты характера. 1.1. Патохарактерологаческий диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко: В отношении эпилептоидного типа МДЧ (минимальное диагностическое число) превышено на 3 балла, в отношении гипертимного и шизоидного на 1 балл. 1.2. Наблюдение и беседа: Разрядка отрицательных эмоций по типу " взрыва" с временной утратой контроля поведения, предпочтение атлетических видов спорта, аккуратность в одежде и прическе, элементы морализирования в суждениях о сверстниках согласуются с проверяемой гипотезой. 2. Интеллектуальное развитие. Школьный тест умственного развития (ШТУР): средний показатель для учащихся 7 классов. 3. Особенности мотивационной сферы. Беседа: Ведущие мотивы Алеши таковы: - занимать достойное место (" быть не хуже других") среди сверстников; -не доставлять неприятностей маме и бабушке.
Резюме по данным психодиагностики: гипотезы о существенных отклонениях в мотивационной и интеллектуальной сферах не подтвердились. Выявлены эпилептоидные черты характера.
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: Внезапные вспышки отрицательного аффекта вызваны эпилептоидными чертами характера, причину " странных" поступков найти не удалось, возможно, имеет место психическое заболевание.
V. РЕКОМЕНДАЦИИ: Учителям: разъяснено, что психолог не может оценить состояние психического здоровья подростка, это функция психоневролога. Психологическое обследование выявило своеобразие характера Алеши, с которым надо считаться в повседневной учебной и воспитательной работе.
Даны следующие советы: 1. Не припоминать Алешины " странности" и уводить одноклассников от этих разговоров. 2. Иметь в виду, что у мальчика очень развито чувство справедливости, поэтому свои требования и замечания надо аргументированно обосновывать. 3. Так как он не сразу привыкает к новшествам, то при их введении проявлять терпение. Алеше: 1. При приближении эмоциональной " вспышки" стараться переключить внимание на что-то приятное, например вспомнить анекдот или похвалу учителя. 2. Попросить друга отвлекать его от назревающего конфликта с
VI. КАТАМНЕЗ ЧЕРЕЗ ГОД: Алеша выдержал конкурсные экзамены в гимназический класс экологического профиля. Перед этим вместе с группой одноклассников выразил желание заниматься с психологом по программе развития понятийного мышления (коррекционная программа ШТУРа), он успешно и довольно быстро прошел программу. Новые одноклассники ему нравятся: " нет хулиганов, хотят учиться", Алеша по-прежнему дружит с Андреем. Занимается вольной борьбой. Каких-либо серьезных инцидентов с ним не произошло. Скучает по прежней классной руководительнице, вместе с тремя ее бывшими питомцами добровольно убирает после уроков ее кабинет.
ПРИЛОЖЕНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК:
1. ПДО: А-2, Г-8, И-3, К-3, Л-2, Н-3, П-1, С-3, Ц-2, Ш-7, Э-9, Е-4, Т-1, В-2, Д-3.
2.ШТУР:
Суммарный балл - 46, средний показатель. (Диапазон средних результатов для учащихся 7 классов от 35 до 75 баллов.)
|