Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава пятнадцатая. 1. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.






 

1. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

После молитвы опять предлагает увещание и услаждает совершенных тем, что поставляет их наряду с собою и называет сильными. Не сказал же просто – «немощи», но – немощи бессильных, то есть усугубив выражение, чтобы привлечь их к большему милосердию.

И не себе угождать. Сказав об обязанности нашей сносить немощи других, научает, как исполнять ее. Для этого, говорит, нужно, чтобы мы искали не своей только пользы.

 

2. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

То есть каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благо. А чтобы не сказал кто из совершенных: вот и я влеку брата во благо, [4]присовокупил: к назиданию. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение: ибо неблаговременное обличение не назидает.

 

3. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня».

Представляя на вид Христа, указывает нам в Нем пример. Ибо если бы Он хотел угождать Себе, то есть искать Своего, то мог бы избежать поношений и не терпеть того, что потерпел; но Он не захотел этого, а, приняв на Себя страдания, подвергся худой славе у многих, был почитаем бессильным, даже обманщиком и злодеем. О Нем говорили: других спасал, а Себя не может спасти (Мф. 27, 42). Так злословия злословящих Тебя, Отца, в Ветхом Завете, пали на Меня (Пс. 68, 10), то есть Сына Твоего. И это не есть что‑ либо новое.

 

4. А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Это, говорит, написано было прежде, чтобы мы подражали сему. Здесь же увещевает их и к терпению искушений, говоря, да укрепляемые Писанием терпим, и терпением да покажем в себе все живое и постоянное упование. Ибо кто терпит, тот показывает, что имеет в себе упование на будущие блага, а кто не терпит, тот потерял упование.

 

5. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса.

Показывает, что с Писаниями Бог дает нам терпение и утешение. Поэтому и называет Его Богом терпения и утешения как подателя и виновника этих благ. Просит также у Него, чтобы даровал нам быть в единомыслии между собою. Ибо любви свойственно тоже думать о ближнем, что думает кто о себе. Поскольку же есть любовь мирская, то присовокупил: по учению Христа Иисуса, то есть думайте то, что угодно Иисусу Христу.

 

6. Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Что же бывает плодом единомыслия? Прославление Бога не только одними устами, но и одною душою (ибо это значит единодушно). Здесь слово Бога надобно отделить, отнеся его к предыдущему, и потом читать с нового начала: и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Впрочем, не будет неприличия, если читать эти слова и не отдельно, то есть разумея Бога и Отца по отношению к единому и тому же Христу; ибо Бог Отец есть Бог Христа по человечеству, а Отец по Божественности.

 

7. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Повторяет прежнее увещание и приводит Христа в пример, чтобы мы принимали друг друга, потому что это служит к славе Божией. Ибо единение наше наипаче прославляет Бога. Потому, сказано: уверует мир, что Ты послал Меня, если ученики будут едино (Ин. 17, 21–23). Напротив, несогласия наносят Богу бесчестие. Ибо язычники видя, что христиане разногласят между собою, обвиняют самую веру.

 

8. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам.

Держится прежнего предмета речи, показывая, что Христос не Себе угождал, но все принял для нас, и убеждает язычников, чтобы не превозносились над уверовавшими из иудеев. Ибо иудеи спасались по обетованию (обещанию), данному отцам их, а язычники по одному милосердию и человеколюбию. Смысл сказанного такой. К Аврааму было обетование, что его семя получит в наследие мир (см. Быт. 13, 15); но происшедшие от Авраама все сделались достойными наказания, как нарушившие закон, и потому недостойными обетования. Поэтому пришел Христос и исполнил закон, приняв как прочее, так и обрезание. Исполнив же закон, приняв обрезание и став семенем Авраама, Он погасил гнев Божий и сделал нас способными к принятию обетования. Он принял обрезание для того, чтобы обетование Божие не осталось тщетным, а не для того, чтобы утвердить закон. Что же ты, иудействующий, привязываешься к закону, который довел уже тебя до такой опасности, что ты лишился обетовании?

 

9. А для язычников – из милости, чтобы славили Бога…

Происшедшие из иудеев хотя и недостойны были, однако имели обетования; а ты, призванный из язычества, спасен по одному человеколюбию. Поэтому и обязан ты особенно славить Бога. Бог же славится тогда, когда вы живете в союзе и единении между собою, когда ты сносишь немощных.

 

9–12. Как написано: «за то буду славить Тебя (Господи) между язычниками, и буду петь имени Твоему». И еще сказано: «возвеселитесь, язычники, с народом Его». И еще: «хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы». Исайя также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут»

Привел все эти свидетельства (см. Пс. 17, 50; 116, 1; Втор. 32, 43; Ис. 11, 10) в доказательство того, что призванные из язычников должны жить в единении и быть в единомыслии с пришедшими из иудеев; смиряет, чтобы не превозносились перед призванными из язычников, ибо их призывали все пророки, а призванных из язычников опять убеждает не надмеваться, показывая, что они более обязаны Богу, как получившие большую милость; ибо они, не будучи народом, соединены с народом. Слова славить Тебя между язычниками сказаны от лица Христова, вместо слов: проповедаю Тебя, Отче, в народах; а слова будет корень Иессеев сказаны вместо: от корня Иессеева вырастет Тот, Кто восстанет владеть народами, то есть Христос.

 

13. Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

Молит, чтобы верующие из иудеев исполнились радости, ибо они печалились от укоризн, а верующие из язычников исполнились мира, ибо они являлись враждующими против придерживавшихся закона; лучше сказать, молит, чтобы те и другие исполнились радости и мира. Как же сделать это? Верою. А вера какое благо доставляет нам? Избыточество в уповании. Ибо кто верит будущим благам и остается доволен настоящими, тот избыточествует упованием, то есть ожидает будущих благ и переносит все временные бедствия. А какое благо доставляет нам упование? Приобретение силы Духа Святого, которая со делает упование наше крепчайшим. Ибо упование, с одной стороны, доставляет нам силу Духа Святого, а с другой – становится в нас от Духа Святого крепче.

 

14. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга.

Высказав выше много жесткого, врачует, наконец, нанесенные раны. Не сказал – «слышал», но и сам я уверен, который вас обличал и обвинял, что и вы полны благости, то есть благомыслия и братолюбия, а может быть, называет благостию полноту добродетели. Не сказал также – «имеете благость», но – полны. Поскольку же нет никакой пользы в том, чтобы иметь только благость, между тем не знать, как пользоваться ею, присовокупил: и можете наставлять друг друга, не только научиться, но более – других научить.

 

15. Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как в напоминание вам.

Римляне пользовались уважением и были весьма надменны. Поэтому врачует их, когда говорит: я осмелился; ибо словом этим сильно сокрушает их. Но и этим не удовольствовался, а присовокупил: отчасти, то есть несколько и вкратце, притом не как поучающий, но в напоминание, то есть слегка напоминая.

 

15–16. По данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать свяшеннодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.

Сообщая речи своей смиренный тон, говорит: я не сам восхитил себе честь, но Бог повелел мне это, оделив меня для этого, не потому чтобы я был достоин, но по благодати. На что же дана мне благодать? Чтобы быть мне служителем и священником Евангелия. Поэтому не вините меня за то, что я говорю к вам. Священство мое в том и состоит чтобы возвещать Евангелие. А кто осмелится обвинять священника, приближающего нож к тому, что избрано в жертву?

Дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. Я, говорит, написал к вам не для того, чтобы вместе с другими народами и вы спасались, и чтобы, таким образом, приношение язычников было совершенно благоприятно оттого, что все приносят Богу плоды. Освящено Духом Святым, то есть духовной жизнью; ибо освящает не одна вера, но и жизнь. Правда, уверовав и крестившись, мы получили Духа; но если не будем и жить духовно, то благодать Духа угасает. Смиряет гордость римлян, чтобы они не почитали низким иметь учителем своим Того, Кто приводит к Богу все народы.

 

17. Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу.

Так как перед этим весьма унизил себя, то теперь опять возвышает слово, чтобы не почли его презренным, и говорит: я хвалюсь не самим собою и не попечениями своими, но благодатию Христовою. В чем же хвалюсь? В том, что относится к Богу, то есть не маловажными какими‑ нибудь вещами, но духовными.

18‑ 19. Ибо не осмелюсь сказать что‑ нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом. Силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

Поскольку сказал о себе: я служитель Евангелия у всех народов, то прибавляет: я не хвастаю и не чванюсь чем‑ либо, чего я не сделал: я даже не делал, но делал Христос, пользуясь мною как орудием. Изрекаю ли я что, говоря и любомудрствуя о небесном, делаю ли что, проводя жизнь по Боге, совершаю ли чудеса, все это принадлежит Христу. А между знамением и чудом есть различие. Знамением называется то, что совершается сообразно с природою, только необыкновенным образом. Таково внезапное исцеление тещи Петра, больной горячкою. Здесь исцеление горячки есть дело, сообразное с природою; но оно совершилось необыкновенным образом: как только коснулся Христос, горячка прошла (см. Мф. 8, 14, 15). А чудо есть действие, совершаемое над тем, что бывает не сообразно с природою. Таково исцеление человека, слепого от рождения (см. Ин. 9, 1_7). Поскольку же знамения и чудеса бывают и силою бесов, [5]то присовокупил: силою Духа Божия. Здесь показывается также достоинство Духа, Который может делать истинные знамения и чудеса.

Так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Хочешь ли говорит, иметь доказательство на то, о чем я говорю? Вот множество учеников моих от Иерусалима даже до Иллирика, что составляет границы нынешней Булгарии. Не сказал же – «я проповедал», но – распространено мною благовествование, чтобы показать, что слово его было не бесплодно, но действенно. Когда же слышишь: от Иерусалима до Иллирика, не думай, что апостол ходил прямою и большою дорогою. И окрестности, говорит, то есть я обошел народы с проповедию и к северу и к югу.

 

20. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании.

Я не только благовествовал этим и стольким народам и обратил их, но и не ходил к тем людям, которым возвещено уже было имя Христово. Так я далек от того, чтобы подчинять себе чужих учеников и делать это для собственной славы. Поэтому и написал я к вам не из желания снискать у вас славу, но потому, что исполняю свое служение. Чужим основанием называет учение апостолов не потому, что они были чужды ему, и не потому, что они проповедовали иное, но по отношению к награде; потому что награда за их труды была чужда для Павла, не принадлежала ему.

 

21. Но как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают».

Здесь показывает исполнившееся пророчество (см. Ис. 52, 15); а кто решается учить несведущих, к чему прибегал Павел, тому предстоит много труда и пота.

 

22. Сие‑ то много раз и препятствовало мне придти к вам.

В начале настоящего послания сказал: встречал препятствия даже доныне (Рим. 1, 13), а здесь представляет самую причину, которая препятствовала ему прийти к ним. Я, говорит, повсюду ходил с проповедью, и потому встречал много препятствий, то есть я часто намеревался и желал прийти к вам, но всегда встречал препятствия.

 

23–24. Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

Я, говорит, встречал препятствия потому, что желал проповедовать, ныне же пишу к вам и иду к вам, потому что нет уже мне дела в этих странах, а не по другой какой‑ либо причине, из желания, например, снискать у вас славу. Далее, чтобы не сказали ему: посещаешь нас кое‑ как, потому, что у тебя нет уже там дела, присовокупляет: я имею желание к тому с давних лет. Это‑ то желание и спешу исполнить. Но чтобы они опять не возгордились, вообразив, что он имеет желание прийти к ним, как высшим всех прочих, прибавляет: как только предприму путь в Испанию, приду к вам. А чтобы опять не сказали: он хочет только мимоходом быть у нас, присовокупил: вы проводите меня туда, то есть вы сами, увидев необходимость, побуждающую меня отправиться к тем народам, проводите меня, так что я посещу вас не из презрения к вам, но по необходимости. Поскольку же и это оскорбительно для них, то успокаивает их, говоря: наслажусь общением с вами, хотя отчасти. Этим показывает, что желает видеть их из любви к ним и притом сильной, почему не сказал – «увижу», но – наслажусь, подражая тому, как родители говорят к детям. Сказал: отчасти, то есть сколько бы времени ни пробыл я у вас, никогда не насыщусь, никогда не наскучит мне общение с вами: поэтому я доволен буду, если отчасти насыщусь вами.

 

25–26. А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

Выше дал обещание прийти к ним. Между тем ему нужно было еще промедлить. Поэтому, чтобы не подумали, что смеется над ними, высказывает причину, по которой медлит, и говорит: иду в Иерусалим, чтобы послужить святым. Не сказал: неся с собою милостыню, но: послужить, чтобы узнали мы, как высоко, кем совершается и как важно это. Через это увещевает еще римлян к милостыне; ибо когда говорит: Македония и Ахаия усердствуют и прочее, то влагает в них ревность подражать им. Слово усердствуют употреблено вместо «захотели», признали за благо послать некоторое подаяние. Так, то есть подаянием, называет милостыню везде, как прибыль общую, и дающих и принимающих. Сказал некоторое вместо «малое», чтобы не показалось римлянам, будто укоряет их, как скупых и нещедрых. Для бедных между святыми сказал, то есть верных, так что они достойны сугубого сожаления, во‑ первых, по нищете, а во‑ вторых – по добродетели.

 

27. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.

В том, говорит, ничего нет нового, если они захотели сделать подаяние святым: они – должники их. Каким образом? Христос происходит от иудеев, пришел для них; оттоле апостолы, пророки, все блага. Но причастницею всего этого сделалась вселенная. Следовательно, обратившиеся из язычников должны уделять им свои телесные блага; точно так же и вы. Не сказал же – «допустить до участия», но – послужить; он представил их как бы диаконами. Не сказал также «в телесном своем». Ибо о духовных благах сказал, что они принадлежат иудеям, а блага телесные принадлежат не одним язычникам; потому что мнение обще всем, а не одних владетелей.

 

28. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию.

То есть как бы положив в царские сокровищницы, как неприступное и безопасное место; ибо таково запечатываемое. Сказав плод, показывает этим, что подающие милостыню получают от того большую прибыль.

Я отправлюсь через ваши места в Испанию. Опять упоминает об Испании, показывая тем, что путь его туда необходим для него и что он пройдет Рим не из презрения к ним.

 

29. И уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

То есть увижу вас благоискусными во всех благах евангельских. Ибо полным благословением называет все блага, достойные благословения, то есть похвалы сообразно Евангелию. Но можешь разуметь под благословением и милостыню, чтобы была такая мысль: найду вас совершенными в милостыне и человеколюбии. Говорит же это, предваряя их, чтобы, устыдившись похвал, постарались явиться таковыми.

 

30. Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу.

Никогда не почитает себя достойным веры, но представляет посредников. Так и теперь указывает на Христа и Духа. Но об Отце не упомянул, чтобы ты узнал, что когда упоминает об одном Отце, то не исключает Сына и Духа. Сказал же: любовию Духа; потому что как Отец и Сын возлюбили мир, так и Дух.

Подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. Показывает величайшее смиренномудрие, когда говорит, что имеет нужду в молитве их.

 

31. Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым.

Не сказал – «да вступлю в состязание и побежду их», но – чтобы избавиться, исполняя Божественный закон, повелевающий молиться о том, чтобы не впасть в искушение (см. Мф. 26, 41). Вместе с этим показывает и то, что необходимо делать подаяния тем, которые живут среди стольких неверующих (об избавлении от которых и сам молится) и притом находятся в опасности погибнуть от голода.

И чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым. То есть чтобы приняли подаяние с добрым расположением. Отсюда же видно, что подаяние милостыни недостаточно для того, чтобы она была принята. Когда кто подает по необходимости, от неправды, для тщеславия, то все погибает и плод от того уничтожается.

 

32. Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами.

Я, говорит, потому молюсь об избавлении оттуда, чтобы поскорее увидеть вас и притом с удовольствием, не навлекая там себе никакой скорби.

И успокоиться с вами. Не сказал «научить вас, наставить в вере», но – успокоиться, то есть вы оживитесь учением моим, а я оживлюсь приращением вашей веры. Выражением этим показывает, что и он и они, как подвизающиеся и трудящиеся, имеют нужду в отдыхе.

 

33. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.

Присовокуплять к увещанию молитву всегдашний обычай апостола.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал