Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава первая. 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат.






 

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат.

Сразу же вначале неприметно опровергает их мудрование. Ибо не Ангелов апостол, а Иисуса Христа, и воля Божия на то, что он апостол Того Христа, а не Ангелов. Итак, если я по воле Бога апостол, то ясно, что я истину проповедую. Что же такое? То, что Сыном мы приведены к Богу, что мы освободились от иудейских и эллинских обрядностей. И заметь, слова волею Божиею у него означают волю Бога Отца.

И Тимофей брат. Выходит, и он был апостол; вероятно, он был также известен им.

 

2. Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе. [7]

Колоссы – это город Фригии, который ныне называется Хоны, – это видно из того, что Лаодикия есть соседняя с ним страна. Отчего же вы стали святыми? Не чрез крещение ли в смерть Христову? Почему называетесь верными? Не потому ли, что веруете во Христа? Не потому ли, что вверены вам такие тайны от Христа? Ибо верными мы называемся не потому только, что мы уверовали, но и потому что вверены нам от Бога тайны, которых даже и Ангелы не знали. Почему братия? Не по делам ли своим или добродетели? Нет, но во Христе. Как же после этого вы приписываете Ангелам приведение нас к Богу?

 

3. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа [8] Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас.

Имени Христова не присоединяет здесь, хотя это было у него обычно, чтобы не тотчас, с первых же слов, явно напасть на них и тем не восстановить их против нижеследующего содержания речи. Пусть же скажут уничижающие Святаго Духа, почему Бог – Отец наш? Не чрез Духа ли? Великое и превышающее ум Кто даровал нам? Не Дух ли? Как же после этого ты Его умаляешь?

Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас. Иисус Христос есть Господь наш, а не слуги Ангелы. Павел показывает любовь свою к нам не только благодарением, но и непрестанной молитвой о нас, ибо и тех, которых не видел, всегда имел в себе.

 

4. Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым.

Благодарим Бога, говорит, потому что мы слышали от Епафродита о вере вашей во Христа Иисуса, а не в Ангелов. Чрез это он предрасполагает их к себе. Потому что имена эти: Христос и Иисус символы благодеяния, ибо Он принял помазание за нас и Он же спас народ Свой от прегрешений.

И о любви ко всем святым. Не к тому или иному, но ко всем; следовательно, и к нам, так что вы с удовольствием будете слушать нас. Это – речь человека, предрасполагающего их к себе. Под любовью он разумеет милостыню и общение, как и в других местах.

 

5. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования.

Вы любите, говорит он, святых не из человеческих расчетов, но в надежде на будущие блага; или же: мы благодарим Бога, что вы имеете наследовать нетленные блага. Ибо не на земле уготовано, где оно подверглось бы тлению, а на небесах, где оно и цело, и безопасно. Итак, не колеблитесь в уповании, ибо уготованное вам находится в надежном месте, и это относится к тем, которые подверглись испытаниям, чтобы они не искали здесь освобождения от них и не унывали в испытаниях, так как они имеют великое вознаграждение.

О чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования. Не сказал: «проповеди», но благовествования, дабы напомнить им о благодеяниях Божиих, ибо благовествование есть возвещение о благе. Но если оно есть слово истины, то, значит, в нем лжи нет. Как же вы делаете его лживым, не веря, как прежде были научены им, именно чрез Христа Спасителя? Кто же был там проповедником? Епафрас, как это видно из следующего.

 

6. Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.

Говорит как бы о каком одушевленном предмете: которое пребывает. Не пришло оно, говорит, к вам и потом удалилось, но присутствует и господствует в вас. Этим он радует их. А так как многие делаются более твердыми, когда имеют сообщников в учении, то прибавляет: и во всем мире. Оно всюду присуще, всюду твердо стоит. И приносит плод по делам, возрастает, потому что постоянно многие присоединяются к этой вере. Но оно не приносило бы плодов, если бы не было твердым. Ибо и деревья тогда больше приносят плодов, когда твердо укреплены. Как и между вами. Как и прежде, предрасполагает к себе похвалами, чтобы они не отступали, хотя бы того и хотелось. Ибо если и всем, и вам одинаковым образом проповедано было Евангелие, каким же образом некоторые учат иначе?

С того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, приносит, говорит, плоды и возрастает благовествование в вас. Каким же образом? Не обольщением и пустыми словами, но истиной, то есть необычайными знамениями и делами.

 

7. Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова.

Вы, говорит, на самом деле познали благодать так же, как и учил вас Епафрас. Ибо не иное происходило на деле, а иному он учил. Ибо он, вероятно, проповедал колоссянам.

Возлюбленного сотрудника нашего, сим показывает, что этот муж достоин доверия. Ибо я, Павел, не любил бы его, если бы он не был истинным проповедником, и не назвал бы его сотрудником. Верного для вас, то есть истинного. Служителя Христова. Ради вас, говорит, он служил в делах, подобающих Христу. Ибо и то, что отправился к Павлу, утешал его в узах и известил его о событиях в Колоссах, – и это было служением Христовым. Если же Епафрас – слуга Христов, как же вы говорите, что чрез Ангелов вы приведены к Богу?

 

8. Который и известил нас о вашей любви в духе.

То есть духовную любовь, которую вы имеете ко мне. Ибо самая прочная любовь – любовь в духе. Всякая же иная любовь: и естественная, какова любовь родителей к детям и детей к родителям, и основанная на дружбе и товариществе, – непрочна.

 

9. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном.

Посему – ради чего? Поскольку, говорит, мы услышали о вашей вере и любви, мы, исполнившись благих надежд относительно будущего, молимся за вас не один день, не два, но с того времени, как услышали об этом. Этим показывает и свою любовь и незаметно укоряет их, так как они и при помощи его любви не стали более совершенными. Заметь же, что много нужно молиться и непрестанно и что Павел постоянно молился и даже, не достигнув исполнения молитвы, не отступал от нее.

И просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его. Не называет их ни вполне несовершенными, ни вполне совершенными. Ибо не сказал: «чтобы вы приняли», но чтобы вы исполнялись. Вы, говорит, имеете, но не все. Что приведены вы к Богу, это знаете, а что приведены чрез Сына, этого вам не достает, и я молюсь, чтобы вы сего исполнились. Ибо воля Божия и благоволение в том состоит, что дан был за нас Сын, а не Ангелы.

Во всякой премудрости и разумении духовном. Так как их обольщали философы, то он говорит: «Я желаю, чтобы вы познали учение духовной мудростью, а не мудростью человеческой, которая вводит вас теперь в заблуждение, которая заставляет вас считать себя знающими. И если, чтобы постигнуть волю Божию, нужна духовная мудрость, что сказать о тех, которые хвалятся, что познали сущность Божию чрез внешнюю мудрость?»

 

1 0. Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога.

Молю, говорит, чтобы вы познали, что вас спас Единородный, дабы поступали вы достойно, то есть жили добродетельно. Ибо, кто познал человеколюбие Божие и то, что Он предал Сына Своего за нас, как тот человек не постарался бы предать себя трудам добродетели и подъять крест свой? Ибо слово «поступать» обозначает жизнь и деятельность. И везде Павел с верой соединяет деятельность. Другими словами: не о том, говорит, молюсь только, чтобы вы научились, но и о том, чтобы вы и в делах показали свое знание, ибо знающий, но не делающий, будет наказан. Заметь же, как он «поступками» постоянно называет деятельность, показывая тем, что как всегда необходимы поступки, так необходима и наилучшая жизнь.

Во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом. Так, говорит, живите, чтобы во всем угождать Богу. Как же это? Не иначе, как всяким делом добрым. Ибо, где всякое дело благо, там всякое благоугождение Богу. И смотри, как он везде присоединяет слово «всякий»: во всякой премудрости, во всяком деле благом, «во всяком угождении» и «во всяком долготерпении», – показывая, что они имеют это и теперь, но не все. Почему им должно дойти до совершенства. И возрастая в познании Бога. Как, говорит, вы познали Бога больше, чем древние, так и в жизни должны возрастать по мере познания. Ибо сколь велика должна быть добродетель того, кто удостоился познать Бога и даже стать сыном Божиим? Или же: должно вам приносить плоды – добрые дела, но так, чтобы и познание Бога иметь, как должно, а не как вы теперь воображаете, что имеете. Ибо какая польза в жизни и деятельности, если вы не будете знать Сына Божия? Смотри же, как выше он сказал, что нужно познание Бога для того, чтобы поступать достойно Господа; теперь же опять требует, чтобы они возрастали в добрых делах с тем, чтобы вместе познавать Бога, потому что одно с другим тесно соединено.

 

1 1. Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии.

Мы молимся, чтобы вы достигли совершенства, укрепляясь всякою силою. Против чего? Против искушений и преследований, чтобы не сделаться беспечными и не подпасть отчаянию.

По могуществу славы Его. Да подает вам такую силу, какую прилично Ему давать, то есть неизреченную и беспредельную, какую только возможно принять человеку. Тут великое ободрение. Ибо не сказал: «по силе», но – «по могуществу», что больше, как бы говоря: повсюду слава Его могущественна, державствует. Итак, вы не ослабевайте в бедствиях, ибо превозможете, как естественно тем, которые служат такому державному и славному Владыке.

Укрепляясь во всяком терпении, то есть по отношению к внешним, и великодушии, то есть во взаимных отношениях. Ибо великодушен тот, кто имеет возможность отплатить и не отплачивает, а терпит. Поэтому и Богу усвояется не терпение, а великодушие, так как Он может сокрушить, но воздерживается от сего. Во всяком же, то есть не теперь только, а после уже нет.

Итак, если совокупить вместе слова, апостол говорит следующее: «Мы молимся, чтобы вы в совершенстве получили познание учения не по мудрости мирской, но духовной, и вели жизнь добродетельную, чтобы твердо противостоять искушениям, прияв силу и крепость от Бога – являть терпение в отношении к внешним и великодушие к братьям».

 

11–12. С радостью, благодаря Бога [9] и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете.

Имея намерение обвинить их, что неправильно поступают в деле учения, он сначала говорит ласково, чтобы не показать, что он обвиняет их, как враг. Поэтому сначала сказав: «Я молюсь за вас, да дарует вам такие и такие блага» (что совершенно несвойственно врагу), – теперь говорит: «с радостью, благодаря за те блага, какие вы имеете. Посему не по вражде обвиняю вас, а по любви. Я даже желал бы постоянно хвалить вас, но необходимость заставляет меня порицать». Так поступает он и в посланиях к Коринфянам. И незаметно приводит их к слову о Сыне: «Ибо, если я с радостью благодарю, значит, вы обладали великими благами. Но их даровал Владыка – Сын, а не рабы – Ангелы». Почему же он сказал: «благодарю с радостью»? Потому что и в печали возможно благодарить, как благодарил Иов, хотя и находился в скорби: Господь дал, Господь и взял (Иов. 1, 21). И пусть никто не говорит, что он не был уязвлен скорбью, потому что в таком случае уничтожил бы и похвалу Его, если бы он нечувствительно переносил это. Он скорбел, но не был подавлен.

Призвавшего нас. Сколько, говорит, дано, что вы не только соделались богатыми, но и получили силу и способность явиться достойно получившими их. К примеру сказать: царь поручил человеку небольших дарований какое‑ либо начальствование, достоинство он дал бы, но не сделал бы его способным к достойному отправлению его; в таком случае честь эта часто подвергала бы его осмеянию. Но Бог и чести удостоил нас, и сделал способными к принятию ее. Сугубая же честь, что сделал нас способными к принятию дара.

К участию в наследии святых, то есть поставившего вас со святыми, – и не просто, но предоставившего вам наслаждаться теми же благами, что и обозначается словом «участие». Ибо можно жить в одном и том же городе, но не иметь одинаковой доли, и опять: можно участвовать в одном и том же наследии, но не иметь той же самой доли, как, например, мы все имеем одно и то же наследие Церкви, но один имеет одну долю, а другой – другую. Но здесь и наследия удостоил того же самого, и части той же самой. И везде употребляет слово «наследие», дабы показать, что как наследие зависит не от человеческого старания, а больше, кажется, от счастья, так и мы не за добродетели удостаиваемся Царствия, но все зависит от Божественного дара. Посему говорит: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Во свете и будущем, и настоящем, то есть познании. Ибо и теперь просветил нас, открыв нам тайны, а в будущем еще больше откроет.

 

1 3. Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.

Не то только важно, что удостоил нас Царствия, но и то, каковы мы были прежде сего. Ибо не одно и то же достойным что‑ нибудь давать и недостойным, о чем и в Послании к Римлянам говорит: едва ли кто умрет за праведника (Рим. 5, 7). Итак, Он избавил нас, находящихся под властью тьмы, то есть заблуждения и тирании диавола. И не сказал просто «от тьмы», но: от власти тьмы. Ибо он имел великую власть над нами и господствовал. Конечно, тяжело и просто находиться под диаволом, а под диаволом со властью – еще тяжелее. И не сказал: «вывел», но: «избавил», показывая, что мы, как пленники, томились.

И введшего в Царство возлюбленного Сына Своего. Великое дело и от тьмы освободить, но ввести еще в Царство это гораздо больше. И не просто, но с тем, чтобы мы царствовали вместе с Сыном любви, то есть возлюбленным, мы – враги и находившиеся во тьме. О чем и в другом месте говорит: если терпим, с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2, 12). И не сказал: «перенес» (ибо тогда все принадлежало бы перенесшему), но «ввел», так, чтобы здесь нечто принадлежало и нам. Речением этим он показывает, что для силы Божией так же это легко, как кому‑ нибудь перевести воина с одного места на другое.

 

1 4. В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов.

Дабы ты, услышав, что Отец избавил нас, не подумал, что Сын не явил ничего благого, – он говорит далее, что Сын даровал нам очень многое. Ибо Он источник того, что мы приведены в Царство, так как Он даровал нам искупление, то есть прощение грехов. Ибо, если бы мы не были избавлены и освобождены от них, мы не были бы введены в Царство. Таким образом, Он проложил нам путь к дару Отца, то есть совершенно избавил нас, чтобы мы не пали потом и сделались смертными, как причастные греху Адама. Итак, если Сын избавил нас, то Он и привел в Царство. Как же вы приплетаете тут Ангелов? Заметь также, что выражение в Котором относится к Сыну.

 

1 5. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари.

Апостол выставляет здесь славу естества и величие достоинства Единородного. Который, говорит, есть образ Бога, следовательно, точь‑ в‑ точь сходен, ни в чем не отличен. Нет меры для величия Его, чтобы, измерив, мог ты сказать, сколько не достает в Нем по сравнению с Отцом. Если бы Он был образом, как человек, то ты имел бы что сказать в этом отношении, потому что образ человеческий никогда не доходит до Первообраза. Поскольку же Он есть образ как Бог и Сын Божий, то есть образ Бога невидимого, совершенно сходный, очевидно, образ невидимый. Ибо у нас, когда искусство человеческое, часто погрешающее, делает изображение, оно не имеет полного сходства; но где Бог, там нет ошибки, нет уклонения, – поэтому там и полное сходство. Если же Сын не имел полного сходства с невидимым Богом, то что препятствует и Ангелам быть образом Бога? Ведь и они невидимы. Однако же Ангелы никогда не называются образом Бога. И заметь точность Священного Писания: человека оно именует образом Божиим и сыном, но Ангела никогда, потому что в этом случае слышащие о высоте ангельской природы легко могли бы впасть в нечестие, подумав, что Ангел имеет одинаковое достоинство с Богом. Но что касается человека, то малозначительность и ничтожество его охраняет нас от мысли о чем‑ нибудь подобном. Итак, сопоставь сказанное: Единородный, будучи тем и другим – образом и невидимым, тем, что есть образ, отличается от Ангелов, которые, хотя и невидимые, но не суть образы; а тем, что есть невидим, отличается от людей, которые, хотя и сами именуются образом Божиим, но не суть невидимы. Итак, Он один есть совершенный и чуждый всякого несходства образ Божий. А если и еще будут возражать ариане, что образ не единосущен первообразу, то пусть послушают они Писание, говорящее, что Сиф есть образ Адама. Неужели же и он не единосущен Адаму? Итак, хотя искусственные образы не тождественны по существу, но естественные имеют вполне одинаковую сущность.

Рожденный прежде всякой твари. Сказав, что Он есть образ Бога невидимого, присовокупляет и это. Вот тут для ариан большой соблазн. Так как, говорят, Он назван рожденным прежде всякой твари, то Он и есть первый из тварей. Но апостол не сказал: «созданный прежде», но – рожденный прежде. Или ты дашь Ему братьев, и Он будет первенцем в отношении ко мне, лягушке, камню и тому подобным ничтожным вещам и будет иметь одну сущность со всем этим? Ибо первосозданный, конечно, имеет одну сущность с теми, в отношении к которым он называется первым. Но на твою голову обращается эта хула. Ибо безбожно так мыслить о несравненной славе Творца. Да притом слово «первенец» употребляется в Писании совсем не в приложении к последующим детям, а безотносительно, и значит – «рожденный первым». Так и от Богородицы Марии Он родился первенцем по плоти, хотя совсем не имел братьев вслед за Собой, ибо Он Единородный и по происхождению от Нее. Таким же образом и по рождению от Отца Он Первенец не в противоположность прочим тварям, но безотносительно, ибо Он – Единородный и по горнему рождению. Итак, что же теперь говорить в опровержение подлежащего вопроса и в обличение мнения колоссян? Дабы не подумали, что Он моложе Ангелов, так как древние чрез них приводимы были к Богу, а теперь сказано, что Он приводит к Богу, то он хочет показать, что Сын есть прежде всякой твари. Каким же образом? Чрез рождение. Итак, Он и прежде Ангелов есть, и притом так, что Он же и создал их. Итак, если Ангелы и служили в Ветхом Завете, то это есть Его устроение. И заметь мудрость апостола: дабы ты, услыхав, что Он прежде всякого творения, не почел Его безначальным, он наставляет тебя, что Он имеет Отца и от Него рожден. А так как и Он, и все – от Бога, то это самое показывает, что иное – то, что один произошел, как Сын от Отца, а другие, как твари, созданы Этим Самым Сыном. Поэтому присовокупляет:

 

1 6. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано.

Им сказано вместо «чрез Него», как это он покажет после. То, в чем можно было усомниться, именно касательно вещей небесных, поставил впереди. Итак, если Ангелы чрез Него созданы, как же они прежде Его?

Видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли. Оставляя без разъяснения видимое, так как в этом не было никакого сомнения, он обстоятельно говорит о том, в чем сомневались, – о невидимом. Но он представил не все горние чины в отдельности, как бы указав из многого очень немногое. Ибо невидимы, конечно, и Архангелы, и наши души. Сказанное о тех относится и к этим.

Все Им и для Него создано. Вот как и выше выразил словом Им, то теперь выражает словом «чрез Него», как и евангелист Иоанн говорит: все чрез Него начало быть (Ин. 1, 3). Но, сказав: все, не включил Духа. Ибо Дух есть не один из оных всех, но один безусловно, как один Бог и один Господь. Итак, все, что имеет бытие, чрез Него создано. Потом, чтобы ты не почел Его слугой, он прибавляет: и для Него, [10]то есть на Нем все держится. Он не только сотворил, но Он и содержит все; так что если бы творение лишилось Его промышления, оно погибло бы. И не сказал: «содержит», но гораздо тоньше: «на Нем опирается и держится». И этого одного, и именно того, что они (твари) опираются на Него, довольно для их поддержания и сохранения. Но это значит не меньше, чем сотворить, а даже больше, особенно что касается нас. Ибо и мы производим при случае одежду или жилище, но сохранить это от тления мы не можем; а Он и сотворил, и сохраняет.

 

1 7. И Он есть прежде всего, и все Им стоит.

Постоянно обращается к тому же самому, чтобы непрестанным словом, как частыми ударами, с корнем исторгнуть гибельное учение. И заметь, он не сказал, что Он пришел в бытие прежде всех, но – есть, что свойственно Богу. Где же Павел Самосатский, который говорит, что Он получил начало от Марии? И все стоит на Нем, как на основании, Он и есть первенец твари. Но это показывает не единосущие Его с тварью, а то, что все на Нем держится.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал