Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава первая. 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе.
1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе. Тотчас, в самом начале, ободряет душу. Не указывай мне, говорит, на здешние бедствия. Они доставляют нам вечную жизнь. Мы сделались апостолами для того, чтобы умереть и жить вечно. Чтобы Тимофей, вместо утешения, не был более опечален, услышав, что учитель в опасности, он этим в самом начале утешает его. Если же жизнь – обетование, то не ищи ее здесь. Это есть жизнь во Христе Иисусе, то есть со Христом, потому что Он дает ее нам и ее содержит. Ибо телесная жизнь – в яствах и питиях, а духовная во Христе содержится: Он для нас все.
2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Можно быть и сыном, но нелюбимым. Между тем Тимофей был возлюбленным и, без сомнения, за свою добродетель. Этим апостол показывает, что он оставляет его не потому, чтобы гневался на него или презирал его за что‑ нибудь: нет. Ты, говорит, возлюбленный мне, но сила и необходимость заставляют оставить его. Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего. О чем молил Бога прежде, в Первом послании, о том молит за него и теперь. Итак, относительно этого места прочитай в Первом послании.
3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью. Видишь ли чрезвычайную любовь? Благодарю, говорит, Бога за то, что, любя тебя, я помню о тебе. Это и есть истинная любовь, когда кто‑ либо восхищается своею любовью к другому. Которому служу от прародителей с чистою совестью. Как с чистою совестью, когда вначале он не знал Христа? Так, говорит он, – или под совестью разумей здесь жизнь: ибо хотя иудействовал, но по жизни был безупречен, – или потому, что, когда гнал Церковь, гнал по ревности, а не по человеческим каким побуждениям, как иные стоят за ересь славы ради, вполне сознавая ее гнилость. Говорит же он обо всем этом, как бы внушая: не подозревай, что у меня одно на уме, а другое на словах. Чиста у меня совесть, как всегда, так и ныне. Итак, я не лгу, говоря, что люблю тебя и всегда помню о тебе.
3–4. Что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости. Благодарю Бога, что помню о тебе. И не просто, но в молитвах, и ночью и днем, прося за тебя Бога, чтобы исполнилось мое желание, которое я имею, желание видеть тебя. Поэтому как я добровольно лишил бы себя такого удовольствия, если бы только мог прийти? Но почему апостол явно не говорит о причине, о том, что он задержан Нероном? Потому, чтобы вдруг не опечалить его. Под конец же он открывает эту причину. Вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости. Так расположи слова: желаю видеть тебя, дабы мне исполниться радости, потом средние с лова вспоминая о елезах твоих. Ибо если бы я был от природы крайне недружелюбен, то и тогда слезы твои, пришедшие мне на память, были бы в состоянии склонить меня к тебе. Вероятно, Тимофей, разлучаясь с Павлом, плакал больше, чем дитя, отнимаемое от кормилицы.
5. Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Желаю видеть тебя, не только вспоминая о слезах твоих, но и о вере твоей нелицемерной. Ибо это самая важная причина для того, чтобы ты был любим мною. Которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике. Другая похвала: Тимофей произошел не от неверных родителей, а от верных, хотя и из иудеев. Однако отец его был грек. Смотри, как начал разрушаться закон при существовании связей такого рода. Уверен, что она и в тебе. Так как доблести предков, если и мы таковы, прославляют нас; если же нет, служат, скорее, к нашему осуждению. Поэтому апостол говорит: «Я убежден в том, что вера предков твоих есть и в тебе. Итак, ты имеешь нелицемерную веру, еще от предков утвержденную и не могущую колебаться».
6. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение. Так как, говорит, я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, то побуждаю тебя, чтобы благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для совершения знамений и вообще для всякого свойственного епископу служения, – возгревать эту благодать, то есть делать всегда живой и цветущей. Ибо как огонь нуждается в дровах, так и благодать Духа нуждается в усердии, внимании, бодрствовании, чтобы всегда пламенеть: если нет этого, она угасает, как и в другом месте говорит апостол: Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19). Который в тебе через мое рукоположение. Есть в тебе эта благодать, которую ты принял вместе с возложением моих рук на тебя, когда я рукополагал тебя во епископа. Но ты сделай этот огонь сильнее. Слово, которое ты получил, исполни дерзновения и мужества: стань мужественно.
7. Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. То есть не для того мы получили духа, чтобы робеть, но чтобы быть сильными в искушениях и иметь дерзновение. Многим Бог дает и духа страха, как написано в книге Исход: да нападет на них страх (Исх. 15, 16), то есть Бог вложил в них страх. И любви. Любви и к Богу, и к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: Авва, Отче (Рим.
8, 15). И то, чтобы непоколебимыми пребывать в любви к ближним, есть дар, происходящий от Божественной силы; соблазны же, напротив, происходят от трусости и малодушия. Однако и нам должно прежде всего показать то, что зависит от нас самих. И целомудрия. Или: чтобы мы были разумны, со здравым умом, в здравом состоянии. Или: чтобы духом своим здравомыслили, и, если постигнет нас какое‑ либо испытание, мы приняли бы его к руководству. Или: чтобы и других уцеломудривали и научали разуму.
8. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога. Многие окаянные, по человеческим понятиям судя о том, что выше нашего понимания, стыдом почитают возвещать, что Сын Божий распят, не зная, что силой Креста сего осужденный человек стал сыном Божиим. Ты же, Тимофей, не стыдись свидетельствовать о Христе и смерти Его крестной, но с дерзновением проповедуй о том. Апостол не сказал: «Не бойся», но – не стыдись, чтобы показать, что дело это не имеет опасности, а только один стыд; если же презришь его, то прочее безопасно. Ни меня, узника Его не стыдись, и не стыдись того, что я, воскресающий мертвых, учитель вселенной, теперь связан. Я связан не как злодей, я узник Его, то есть ради Него. Если Он не постыдился креста, то как я постыжусь уз? Но страдай с благовестием Христовым, то есть не просто покажи, что ты не постыдился, но на опыте, в делах, и будь участником в одном и том же со Христом и со мною. Это же он выразил и выше в словах: дал нам Бог духа силы. Что значит страдай с благовестием! Ужели благовестив страдает? Нет, не то; но или говорит: спострадай мне ради благовествования, или благовестием называет всех проповедников Евангелия и строителей тайн, как и в Послании к Коринфянам (см. 2 Кор. 9, 12). Итак, пострадай вместе с тем, кто послужил благовествованию. Но, может быть, ктонибудь излишним злостраданием за благовестие назовет препятствие к его распространению и неверие в него. Таким образом, и ты спострадай страждущему благовестию. Силою Бога – так как тяжело было сказать: «Страдай», то апостол утешает: не своей, говорит, силой, но силой Христовой: твое избрание есть и готовность.
9. Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен. Представляет доказательства силы Божией. Он, говорит, спас нас и, отчужденных, призвал к Себе, чтобы сделать нас святыми. Итак, Кто спас нас, когда мы не желали, Тот тем более поможет теперь желающим. Не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, без всякого принуждения, без всякого совета, но по собственному изволению, то есть из Себя, благостью Своей влекомый. Данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, то есть безначально и предвечно предначертано, что будет дана нам благодать во Христе Иисусе, Господе нашем. Немало для нас есть то, что Бог возблаговолил о нас сие предвечно.
1 0. Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестив. Хотя и предопределена была благодать, но открылась ныне, когда явился Спаситель. Христос в собственном теле самым делом разрушил смерть, сделав тело нетленным; нас же просветил благовестием – надеяться жизни и нетления. Ибо мы еще не онетленены самым делом, но имеем быть таковыми, и в таковой надежде утверждает нас благовестив.
11. Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. Для чего апостол назвал теперь себя учителем язычников? Чтобы внушить Тимофею, что он должен возвещать слово благовестия язычникам и не падать духом, но подражать ему, связанному за учение евангельское.
12. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Я страдаю за то, что проповедаю язычникам. Я страдаю не как злодей. Вместе с тем делает речь свою более достоверной: если бы, говорит, я не верил, что смерть разрушена, я бы не страдал так. Но не стыжусь. Видишь ли, как он и сам делами показывает то, в чем убеждает Тимофея, то есть чтобы не стыдился страданий. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Какое дерзновение! Какое неколебимое упование! Знаю, говорит, и твердо убежден. «Залогом» апостол называет или веру и проповедь: Сам Христос, возложивший на меня сие, сохранит это, и я терплю все, чтобы это сокровище мое не было расхищено. Или «залогом» называет верующих, которых вверил Ему Христос, или которых сам он предал Господу, как в другом месте говорит: предаю вас, братия, Богу (Деян. 20, 32). Как бы так говорил апостол: «Я не стыжусь, надеясь, что многих приведу к Богу, которых Он и сохранит, чтобы их ради меня прославить». Или «залогом» называет награду: всякий, кто делает что‑ либо доброе, полагает то у Бога на хранение, чтобы в свое время быть увенчанным за то.
1 3. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Как живописец, я написал и нарисовал тебе икону и первообраз, чтобы, смотря на него, и ты по нему живописал такое же начертание моих слов. Имей в себе этот первообраз, и когда нужно будет что живописать, с него бери и живописуй: ибо в нем все совмещено. Которое ты слышал от меня, не чрез послания только, но и изустно. Поэтому не будем думать, что имеем послания недостаточные, как не всеобъемлющие, так как многое апостол преподал без письма. С верою и любовью во Христе Иисусе, то есть слова мои содержат учение и о вере и любви, значит, и о догматах и должной жизни: нужно ли будет тебе догматствовать о достодолжном, или говорить, или действовать, оттуда следует тебе все заимствовать.
1 4. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Храни заповеданное мной тебе относительно веры и жизни, или дар, который ты принял, как и выше он сказал. Но как ты сохранишь? Не человеческой силой, по Духом Святым, Который живет в нас чрез крещение. Если мы сохраним Его и не отгоним дурными делами, сохранит и Он нам все, что мы имеем от Бога. Итак, потщитесь сохранить Духа, и Он сохранит тебе завещанное. Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
1 5. Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Апостол указывает на искушения, не с тем, чтобы поразить ученика, но чтобы более убедить его, чтобы, в случае если и сам он подвергнется подобным искушениям, – не думать, что он испытывает что‑ либо необыкновенное, но спокойно переносить. После того, как апостол был взят под стражу Нероном, его оставили все асийцы, то есть живущие в Риме люди из областей асийских.
1 6. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих. Посмотри на любомудрие апостола. Он не укорил тех, кто его оставил, но просто указал на случившееся. За того же, кто позаботился о нем, он молится, и не только за него, но и за весь его дом: так они были добродетельны, так воспитал их Онисифор. За то, что он многократно покоил меня, как какого‑ нибудь ратоборца, изнемогающего от жара. Он удостоил меня успокоения не однажды, но много раз. Так должно поступать и нам, всегда и во всем помогать тем, кто занимается чем‑ нибудь добрым: таким образом мы будем участниками с ними в наградах. Не говори мне о Павле. Павел, хотя бы и не имел никакого помощника, остался бы непоколебим. Но, может быть, кто‑ нибудь другой не выдержит, если не будет иметь защитника. Итак, если окажется кто‑ либо такой, кто помогает ему и заботится о нем, очевидно, что он участвует в победе; а если в победе, то в венцах. И на войнах в древности те, кто оберегал оружие, наравне с воинами делили добычу. И не стыдился уз моих. Везде говорит о стыде, а не об опасности, ободряя Тимофея, что опасности будто бы нет, а только один стыд. Однако в действительности была и опасность. Нерон был возмущен против Павла за то, что он обратил кого‑ то из домашних его.
1 7. Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Не только не избегал моего несчастья, но еще искал меня и нашел: вот каково мужество! Вот какова вера!
1 8. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. Онисифор, говорит апостол, оказал мне милость. Поэтому да получит он воздаяние в страшный день: тогда потребна многая милость всем, даже и святым. Если Онисифор, подвергавший себя явным опасностям за Христа, милостью будет спасен, не тем ли более мы? На это место ссылаются зараженные маркионовой ересью, говоря: «Итак, два Господа?» Отнюдь нет. Один Господь, как и сам апостол Павел говорит в другом месте (Еф. 4, 5). Это выражение обыкновенно употребляется в Священном Писании, как, например: пролил Господь огонь от Господа (см. Быт. 19, 24), то есть чрез Себя. Так и в этом месте. Если принять, что здесь обозначается как Отец, так и Сын, то и в этом нет ничего странного. Как Отец Господь, так и Сын Господь, и Дух Святый Господь: но один Господь, являющийся в трех лицах. Заметь, апостол не сказал: да даст ему Господь что‑ либо другое, но – милость. А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. Он привык, говорит, к добрым делам. Не один раз сделал мне добро, но и в Ефесе, и в Риме. Таким и должен быть христианин: всегда творить добро, во всю свою жизнь.
|