Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посредством Крови Иисуса Христа, то есть чрез кровь. Ибо, удостоившись чрез Крест и Кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение.






 

1 9‑ 20. Путем новым и живым, который Он вновь открыл нам [29] через завесу, то есть плоть Свою.

Что касается до входа в святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он Сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый пройдя им. Назвал путь новым или недавним, открытым для наших времен. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам: нам ныне отверсто небо. Живым назвал потому, что первый путь в святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Новый же путь так ведет к жизни, что и сам живет и останется таким постоянно. Под, живым разумей оживляющий, как бы в противоположность входу в ветхозаветное святилище: ибо тот путь – путь смерти. Через завесу, то есть плоть Свою, Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею; ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал ее «завесой». Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри.

 

2 1. И имея великого Священника над домом Божиим.

Имея… Священника, очевидно, Христа, дом же – это мы, верующие (см. Евр. 3, 6), согласно следующим словам: вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6, 16). Или что, я думаю, лучше, – небо: ибо и то называет святилище и говорит, что в нем служит Первосвященник, ходатайствуя о нас.

 

2 2. Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою.

Да приступаем к чему? К вере и к духовному служению, или – к небу, где наш Первосвященник. С искренним сердцем, то есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие.

Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других – нет. Это не есть полная вера, напротив – несовершенная. Итак, да приступаем с полною верою. Так как ничто здесь не видимо, – ни храм, ни небо, ни Первосвященник – Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святое‑ святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная.

Кроплением очистив сердца от порочной совести. Сказав о вере, теперь показывает, что требуется не одна только вера, но и добродетельная жизнь. Иудеи окропляли тело, мы же – сердца, чтобы не сознавать за собой ничего лукавого. Мы будем окроплены самой добродетелью, или благодатью Духа, отпустившего нам в купели грехи и укрепившего нас так, что, если постараемся, мы не впадаем уже более в грехи.

И омыв тело водою чистою, водою крещения. Чистою же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови с примесью пепла, как в древности. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берется вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое.

 

2 3. Будем держаться исповедания упования неуклонно; ибо верен Обещавший.

То есть твердо будем держать упование, исповеданное нами. Ибо в начале веры мы уповали, что и сами взойдем на небо; и когда вступили в союз веры, мы исповедали, что веруем в воскресение мертвых и в жизнь вечную. Итак, будем держаться этого исповедания.

Дает силу, чтобы мы держались твердой надежды, особенно если мы размыслим о достоинстве Обещавшего. Ибо верен Обещавший, то есть истинен Христос, сказавший: Где Я, там и слуга Мой бу‑ дет (Ин. 12, 26).

 

24. Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам.

Указывает на совершенство любви. Ибо, говорит, будем внимательны друг к другу, то есть будем смотреть, нет ли кого добродетельного, чтобы подражать такому, не для того, чтобы позавидовать, но чтобы найти себе большее поощрение к совершению тех же самых добрых дел, какие у него. Поощрение же это есть дело любви, а не зависти. Ибо как железо острит железо, так и душа, обращаясь с душой, возбуждает ее к тому же самому, однако в любви. Или и потому, что вы, обращаясь друг с другом, воспламеняетесь к тому, чтобы любить и быть любимыми.

 

25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

Знает, что общее собрание рождает любовь, поэтому убеждает не оставлять собрания и не затевать отделений и противозаконных сходбищ, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы (см. Деян. 12, 5‑ 10).

Как есть у некоторых обычай, – здесь он делает упрек отделяющимся.

Но будем увещевать друг друга, то есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. «Брат брату помогает и говорит: крепись!» (см. Ис. 41, 6).

И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного, дня кончины. Ибо пока мы, говорит, еще не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнетом испытаний, как и в другом месте говорит: Господь близко, не заботьтесь ни о чем (Флп. 4, 5–6).

 

2 6. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи.

Из наиболее полезного он убедил, что мы имеем дерзновение, что мы удостоены прощения; а теперь устрашает наиболее печальным. Смотри, как он снисходителен. Произвольно грешим, говорит, как будто если невольно согрешишь, то существует некое умеренное прощение. Заметь также: не сказал: «согрешили», но: грешим, то есть не раскаянно пребываем во грехе. Так, если мы не будем пребывать во грехе, но обнаружим раскаяние, то будет прощение. Итак, где те, которые говорят, что здесь отвергается покаяние?

Получив познание истины разумеет или Христа, или все догматы.

Не остается более жертвы за грехи. Говорит это не для того, чтобы отвергнуть покаяние, как измыслили некоторые, [30]но показывает, что нет второго крещения, а потому нет и второй смерти Христа. Смерть Христа он называет жертвой, как и в последующих словах. Ибо единой жертвой Он усовершил навеки: крещение наше изображает смерть Христа. Посему, как та одна смерть, так и это крещение одно. Итак, что же ты так бесстрашно согрешаешь, когда нет надежды, что ты без труда изгладишь грехи посредством крещения? Итак, вместо этого займись добрыми делами.

 

2 7. Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

Смотри, как он как бы одушевил огонь. Как зверь раздраженный не успокаивается до тех пор, пока не схватит кого‑ нибудь и, пожрав, утолит ярость, так и тот огонь, как бы распаляемый ревностью на нарушителей заповедей Божиих и свирепея, кого схватит, того всегда пожирает. Ибо не сказал: «готовый съесть», но – пожрать, очевидно, навечно. Противниками называет не только неверующих, но и верующих, однако поступающих против заповедей Божиих.

 

2 8. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью.

От менее важного доказывает справедливость будущего наказания, чтобы и его слову было больше веры. Закон называет Моисеевым, потому что он многое установил.

Связь речи такая: отвергся ли кто закона Моисеева, то при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью (Втор. 17, 6), то есть если бы двумя или тремя свидетелями было заявлено, что он нарушил закон.

 

2 9. То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Передает на суд самим, что мы обычно делаем по отношению к твердо всеми признаваемому, обращая слушателей в судей. Что же означает: попирает! То есть презирает. Как презираемых людей мы ставим ни во что, так и Христа, ставя ни во что, мы, таким образом, приходим к тому, что согрешаем. И не почитает за святыню Кровь завета, то есть считает ее не лучше всего другого. Завета, потому что ради нее был утвержден с нами завет, дающий нам наследие благ, как мы сказали выше. Это сказано о таинствах. Ибо, когда мы, приобщаясь Пречистого Тела и Крови, плоть, принявшую Тайны, погружаем в грязь телесной нечистоты, разве мы вместе с этим не попираем Сына Божия? Пыль земли не так недостойна Божественного Тела, как нечистота. Воспользуйся сказанным и против несториан. Они, считая Христа простым человеком, и Кровь Его мнят скверной, ничем не отличающейся от прочего.

Которою освящен. Здесь показывает бесчувственность и; неблагодарность, ибо, говорит, надлежало со страхом относиться к освящению, которого удостоен был в Крови.

Духа благодати оскорбляет, ибо недостойно распорядившийся дарованным благодеянием оскорбил Благодетеля. Не сделал ли Он тебя сыном Божиим? Ты же делаешься рабом страстей. Не пришел ли Он, чтобы вселиться в тебя? Ты же вводишь в себя диавола. Итак, не оскорбление ли это Духу?

 

3 0–31. Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Втор. 32, 35–36). Страшно впасть в руки Бога живаго!

Это сказал по связи, чтобы показать, что Господь принял на Себя отмщение грешникам. Ибо сказал это чрез пророка. Утешает также и тех, кои впадали в малодушие по причине искушений со стороны притесняющих их иудеев. Он как бы так говорил: «Не падайте духом, у вас есть Отмститель и Воздаятель, Который живет вечно, Которого ни в каком случае не избегнут оскорбляющие вас. Вы впали в руки тех смертных людей, а они в руки Бога вечно живого, от Которого они не скроются».

 

3 2. Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий.

Итак, мы не даром говорили, что слова у Меня отмщение он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому‑ нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путем борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому‑ нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил.

Быв просвещены – говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: «искушений», но – выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали.

 

3 3. То сами среди поношений и скорбей, служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии.

Обрати внимание на похвалу. Именно человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: говорили мне всякий день, где Бог твой? (Пс. 41, 4); и: ибо не враг поносит меня – это я перенес бы (Пс. 54, 13); и: не предавай меня на поругание безумному (Пс. 38, 9). Впрочем, Иов вознегодовал против поношения, хотя все страдания переносил мужественно, как адамант. Если же поношение случится открыто и на глазах многих, то такое поношение требует еще более сильной души: это здесь он и обозначил выражением ел ужа зрелищем. Размысли же, как велики были они, презрев ради Христа и славу и богатство, – подвергаясь же обидам и сделавшись позором, то есть как бы будучи выставляемы на зрелище и претерпевая все это, быть может, от каких‑ нибудь низких и ничего не стоящих людей. Принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии. Вы, говорит, не только претерпевали ваши скорби, кои, казалось бы, были наведены на вас против вашей воли, но вы были настолько благородны, что сделались общипками апостолов, живущих так, то есть в скорбях и поношениях, и добровольно подвергли себя тому, чтобы вместе с ними претерпевать мучения и принять участие в их страданиях. Не сказал: «меня одного», но вообще всех, для усиления похвалы их.

 

3 4. Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

Вы не только в своих страданиях не нуждались в утешении, но и для других явились утешением, свидетель чего – я.

Расхищение имения вашего приняли с радостью. Сказав, между прочим, как они принимали участие в других, теперь снова говорит, как они переносили и собственные свои скорби. Быть ограбленным, – это большое дело, ибо вы ограблены были потому, что уверовали. Конечно, вы могли и не уверовать. Приняли же обозначает добровольное терпение и то, что охотно избрали. Что же касается выражения с радостью, то оно приравнивает вас к апостолам, кои возвратились, радуясь, что подвергались бесчестию за имя Господне (см. Деян. 5, 41). И это, говорит, вы делали с рассуждением, с пониманием и с верой. Ибо вы знали, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее, не гибнущее и не расхищаемое, как это.

 

3 5. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

Словом не оставляйте показывает, что они еще не отпали, однако нуждаются и в подкреплении, и в ограждении. Сказал же: упования, потому что они, столько с терпением перенесшие ради Бога, имеют великое дерзновение.

Которому предстоит великое воздаяние, ибо вы исповедники, признавшие за лучшее иметь имение на небесах.

 

3 6. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

Вам не нужно ничего другого, кроме одного терпения: все прочее вы имеете, и вам не нужно ничего прикладывать.

Исполнив волю Божию, получить обещанное. Воля Божия – в том, чтобы мы терпели до конца. Ибо, говорит, претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Апостол убеждает их в этом подобно тому, как если кто, видя, что ратоборец, поборов всех состязателей, потом, не дожидаясь замедливших с наградами за победу, хочет уйти, не вынося жажды и зноя, говорит ему: «Исполнив все, подожди немного и получишь венки». Поборись и ты с промедлением венков, победи и ты это терпением.

 

3 7. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

Приводит свидетельство пророка Аввакума, говорящего, что Судия близок, с целью воздать. Если же и Аввакум тогда говорил: еще немного, очень немного, и Грядущий придет(см. Авв. 2, 3), то ясно, что теперь Он еще ближе. Выражение очень немного обозначает весьма непродолжительный промежуток времени.

 

3 8. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».

Итак, нужно веровать, хотя мы будем и праведниками. Если же праведный поколеблется, то есть подвергнется какому‑ нибудь сомнению и недоумению или придет в уныние под влиянием искушений, то не благоволит, то есть не радуется, душа Моя о нем (см. Авв. 2, 4). Чья душа? Божия, по особенному способу выражения Писания, подобно как в следующем месте: праздники ваши ненавидит душа Моя (Не. 1, 14), или: душа Христа.

 

3 9. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

Так как устрашил словами не благоволит душа Моя, то говорит, что мы не из числа погибающих по причине колебания и впадения в малодушие или сомнение, но из числа твердых в вере, чтобы сохранить собственные души, то есть приобрести, сберечь и спасти. Ибо обладание, приобретение и есть спасение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал