Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второе детство (младший школьный возраст).






Начало систематического обучения в школе ставит перед ребенком новые задачи и часто является стрессогенным фактором. В целом усложняются функции больших полушарий:

· Условные рефлексы образуются легко после 3-5 сочетаний, очень быстро становятся прочными.

· Большое значение приобретают процессы внутреннего торможения. Формируются все виды внутреннего торможения, которые требуют тренировки.

· Процесс возбуждения все еще играет значительную роль в деятельности корковых клеток. У ребенка нет достаточных: самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению, в деятельности преобладают игровые элементы.

· Наблюдается большой индивидуальный разброс темпов развития, который может составлять 1-1, 5 лет. Дети с отставанием в развитии коры больших полушарий испытывают трудности в процессе обучения.

· Система восприятия переходит на качественно иной уровень функционирования ( происходит преобразование нейронов проекционных и ассоциативных областей коры): расширяются возможности восприятия контурно-контрастных границ изображения (дети опознают схематичные сложные изображения); развивается способность к анализу, классификации, выработке эталонов, ходя наблюдаются сложности в опознании некоторых букв и цифр.

· Механизмы внимания все еще носят черты незрелости: сохраняется роль непосредственной привлекательност и стимула и его эмоциональной окраски (наглядность при обучении, игровые моменты). В 9-10 лет непроизвольное внимание организуется как у взрослых (в виде длительной генерализованной десинхронизации альфа-ритма). Интенсивно формируется произвольное внимание - ребенок осуществляет планирование, подчиняется инструкциям взрослых (связано с развитием лобной коры), но носит нестойкий характер (легко отвлекается интересными занятиями).

· Идет дальнейшее развитие памяти: возрастает необходимость произвольного запоминания материала; облегчается процесс выработки эталонов; возрастает объем кратковременной памяти – дети 7 лет воспроизводят 5, 4 символа, в 10 лет 6, 7 символа из тестового ряда; запоминание идет на основе осмысления материала, а не формального повторения.

· Развиваются новые речевые формы – чтение и письмо, связная устная речь. Претерпевают преобразования речевые зоны - Вернике, Брока, отделы лобной коры, отвечающие за программирование речи.

· Наблюдается недостаточность тонких точных движений рук в 7-8 летнем возрасте. Интенсивно формируется к 9-10 годам.

· Отсутствует четкая полушарная специализация – в 7-8 лет в организации зрительно-пространственной деятельности участвуют оба полушария, в 9-10 лет преимущественно - правое.

· Преобладает образное мышление, развивается способность с помощью вербально-логического мышления выделять сущностные характеристики предметов и явлений, скрытые от непосредственного восприятия.

Т.о., период 7-9 лет является сенситивным периодом развития произвольного внимания и произвольной деятельности. Также это критический период развития, т.к. изменяются базовые механизмы организации всех психических функций, в связи со сменой социальных условий растет напряжение адаптационных процессов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал