![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV Глоссарий.⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
Авторитарность — характеристика личности, отражающая ее стремление подчинить своему влиянию партнеров по взаимной деятельности, общению. Связана с такими чертами личности, как завышенная самооценка, агрессивность. Акцентуация характера — преувеличенное, гипертрофированное развитие одной или нескольких черт характера в ущерб другим, что затрудняет общение человека с другими людьми. Анкета — вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются исследователем в зависимости от поставленных им целей. Внушение — различные способы (вербальные и невербальные) целенаправленного воздействия на человека с целью создания у него определенного психического состояния и побуждения к определенным действиям. Группа — два и более индивида, объединенных общей деятельностью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других. Групповое поведение — совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп. Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Демократия — власть народа, большинства. Форма правления, при которой признается право народа участвовать в решении государственных дел и обладать широким кругом гражданских прав и свобод. Дискриминация групповая — установление различий между собственной и другой группами, причем обычно качества своей группы оцениваются позитивно, а характеристики другой группы — негативно. Заражение — психологическое явление передачи эмоционального состояния от одного человека к другому в процессе общения. Знак — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса (например, слова, математические формулы, дорожные указатели и т. д.). Иллюзия контроля — психологический эффект, когда субъективная оценка вероятности случайного события зависит от уверенности человека в способность своими действиями повлиять на исход данного события. Другими словами, оценка субъектом вероятности того или иного события зависит от его веры в контролируемость этого события. Имидж — сложившийся в массовом сознании стереотипный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем могут обладать политик, профессия, товар и др. Формирование имиджа может протекать стихийно или быть результатом целенаправленной работы. Инновация — нововведение; создание и внедрение различного рода новшеств, которые приводят к значительным изменениям в социальной практике. Когнитивный диссонанс — конфликт, когда имеющимся у человека мнениям и представлениям противоречит полученная им новая информация. Коллектив — общность людей, объединенных совместной деятельностью, имеющих общие цели, разделяющих одни и те же ценности и принимающих одни и те же нормы поведения. В отличие от диффузной группы характеризуется большей сплоченностью. Команда — группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу. Конфликт — трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Конформизм — тенденция людей к изменению своего поведения в соответствии с требованиями других людей и групповых норм. Коэффициент интеллекта — количественный показатель уровня умственных способностей, выводимый на основании специальных тестов. Нормальному умственному развитию соответствует К100, превышение этого показателя на 20 баллов и более расценивается как свидетельство одаренности человека. Креативность — уровень творческой одаренности человека, его способности к творчеству, который является устойчивой характеристикой его личности. Лидер — член группы, за которым остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Есть лидеры формальные и неформальные. Лидерство — это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными задачами. Личностная теория лидерства (теория великих людей) — теория, согласно которой успешные лидеры обладают особыми чертами характера, отличающими их от окружающих. Предполагается, что все лидеры обладают этими чертами независимо от того, когда и где они жили и какую роль сыграли в истории. Данная теория не была подтверждена проведенными экспериментами и исследованиями. Личность — индивид в совокупности его социально значимых качеств и черт, выраженных в неповторимых особенностях его сознания и деятельности. Меланхолик — человек с меланхолическим типом темперамента: «Метод обратного хода» — прием, применяемый при решении некоторых проблем: иногда ответ проще отыскать, двигаясь в обратном направлении, т. е. от желаемого финала к началу, поскольку число возможных альтернатив на заключительных этапах значительно меньше, чем на начальных. Продвигаясь в обратном направлении, люди, принимающие решения, на каждом очередном этапе сначала определяют, что они хотят получить, а затем пытаются найти способы добиться желаемого. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. Мотив-цель — мотив осознаваемый. Мотивация лидерства — желание лидеров влиять на других людей. Выделяют две формы такой мотивации: личностную и социальную. Личностная мотивация заставляет лидеров завоевывать власть как самоцель, при социальной же мотивации лидерства власть рассматривается как средство достижения желаемых целей. Настроение — относительно устойчивое психическое состояние, для которого характерен определенный эмоциональный фон, влияющий на поведение человека. Национальная культура — совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых представителями той или иной национальности. Новизны эффект — явление, когда последняя, более новая информация о человеке и его поведении оказывается субъективно более важной, чем предшествовавшая ей. Нонконформизм — антоним конформизма; стремление во что бы ни стало поступать наперекор мнению большинства, выделяться из массы. Ограниченность сознания — характеристика сознания, согласно которой одновременно может быть осознаваемо лишь небольшое ограниченное число самостоятельных предметов мысли. Исследования показали, что сознание среднестатистического человека может одновременно вместить от 6до 40 содержаний. Паника — групповая реакция страха перед лицом реальной или воображаемой опасности. Парадигма — совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных на данном этапе развития науки. Партисипативный стиль управления — управление, при котором исполнители привлекаются к выработке решений и планов организации, поиску путей их реализации. Патология — отклонение от нормы. Плацебо-эффект — изменение в физиологическом или психическом состоянии человека после приема плацебо, т. е. нейтрального, не содержащего никаких активных компонентов вещества. Поведение — совокупность действий, внешних проявлений жизнедеятельности животных и человека. Подражание — воспроизведение одним человеком действий, привычек, поведения другого человека. Является одной из форм влияния группы на индивида и выступает механизмом конформистского поведения. Посредничество — форма вмешательства в конфликты и спорные ситуации третьей стороны (посредник), при которой она не имеет достаточного авторитета и власти, чтобы диктовать условия соглашения. Привычка — регулярно повторяющийся приобретенный вид поведения, не требующий размышления и осмысления. Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психоанализ — часть психотерапии, метод исследования психики человека, разработанный З. Фрейдом. Фрейд пришел к идее иерархичности психики человека, выделения в ней сознательных (присутствующих в нашем сознании и воспринимаемых нами) и бессознательных (вытесненных как недопустимых) психических актов. Психология — наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология возрастная — область психологии, которая исследует развитие психики в процессе становления личности, закономерности переходов от одного периода психического развития к другому в зависимости от смены возрастов и типов ведущей деятельности. Психология культуры — область психологии, объясняющая различные стороны человеческой культуры (искусства, языка и др.) с психологической точки зрения. Психология религии — отрасль психологии, изучающая процессы, связанные с религиозными чувствами и переживаниями, спецификой психики верующих и основателей религий. Психология социальная — научная дисциплина, исследующая закономерности поведения людей, включенных в социальные группы и специфические психологические характеристики самих этих групп. Психология труда — область психологии, предметом которой являются закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда. Психология управления — междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Психотерапия - лечение больного средствами психического воздействия (обстановкой, словами, поступками). Ригидность — негибкость, неподатливость. Рингельмана эффект — явление падения продуктивности отдельного человека в условиях коллективной работы, описанное в 1927 г. Рингельманом. Суммирование индивидуальных усилий участников эксперимента давало больший результат, чем их совместная работа в связи с тем, что каждый испытуемый переставал ощущать свою исключительную ответственность за конечный успех и перекладывал долю ответственности на других. Ролевая структура группы — совокупность связей и отношений между ее членами, характеризующаяся распределением групповых ролей между людьми. Слухи — специфический вид межличностной неформальной коммуникации, в результате которой реальные и вымышленные события становятся достоянием широкой аудитории. Солидарность — чувство взаимопринадлежности и его практическое осуществление в поведении. Сомнение — состояние неуверенности, нерешительности, колебание в том, что считать правильным. Социализация — процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта (знаний, умений, норм, ценностей) и отношений того общества, в котором он живет. Благодаря социализации люди научаются жить совместно и взаимодействовать друг с другом. Сплоченность группы — уровень психологической общности, характеризующийся устойчивостью межличностных взаимоотношений и взаимодействия и определяющий эмоциональную привлекательность группы для ее членов. Способности — индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности. Статус — социально определенное положение или ранг, придаваемый индивиду или группе обществом. Стереотип — схематизированный, упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий в себе лишь некоторые его черты. Субъективная рациональность — рациональность, ограниченная рамками мышления только одного человека. Концепция субъективной рациональности в управленческой психологии говорит, что два человека могут использовать логику для принятия решения по одной и той же ситуации и прийти к различным выводам. Талант — высшая степень развития способностей личности в определенной сфере деятельности. Темперамент — индивидуальные особенности человека, характеризующие скорость и ритм протекания его психических процессов, степень устойчивости его чувств. Обычно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Тестирование — один из методов психологического исследования, основанный на систематическом применении тестов для количественного измерения показателей способностей, а также для прогноза поведения. Обычно выделяют три основных категории тестов: для измерения показателей способностей, интеллекта и достижений. Установка — психологическая предрасположенность индивида к определенному поведению, которая побуждает его определенным образом ориентировать свою деятельность. Фасилитация, фацилитация — взаимовлияние людей, повышающее их активность; явление, когда присутствие других людей способствует росту продуктивности деятельности человека. Феномен «валентности» ( эффект Ф. Ирвина) — психологическая закономерность, указывающая на то, что субъективная оценка вероятности случайного события зависит от его «валентности», т. е. положительной или отрицательной оценки человеком исхода этого события. Исследования показывают, что люди завышают вероятность событий с положительными исходами и занижают вероятности событий с отрицательными исходами. Другими словами, приятные и желательные события кажутся людям более вероятными, чем неприятные и нежелательные. Флегматик — человек с флегматическим типом темперамента: Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которое определяет типичный для него способ поведения в тех или иных условиях и его отношение к действительности. Харизма — наделённость человека (харизматического лидера) особыми, исключительными качествами в глазах его приверженцев. Холерик — человек порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к эмоциональным переживаниям происходящего и резким сменам настроения. Эвристика — искусство изобретения, правило, описывающее путь к новому решению. Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще и психологии в частности. Отличается от наблюдения тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство ученого. Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экстраверсия и интроверсия — характеристика индивидуальных психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного внутреннего мира. Понятия введены К. Юнгом для обозначения противоположных типов личности. Эмпатия — эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, способность сопереживать, сочувствовать. Эффект инерционный — явление завышенной оценки людьми значимости той альтернативы или идеи, которая первой пришла им в голову при решении проблемы. В результате во многих случаях они не утруждают себя поиском других вариантов решения. Если же для решения проблемы генерируются новые идеи, то они оцениваются с точки зрения достоинств первой альтернативы. Такая оценка носит предвзятый характер, что зачастую служит причиной отказа от этих идей. Эффект наглядности — явление, когда люди, принимая решения, в большей степени находятся под влиянием яркой и конкретной информации, нежели бледной и абстрактной. Красочное и живое описание маловероятных и неправдоподобных событий производит большее впечатление, чем сухое описание достоверных событий. События, связанные с наглядной информацией, оцениваются как более вероятные. Сила яркой информации широко используется рекламными агентствами, политиками, юристами, предпринимателями, которые стремятся повлиять на решения других людей. Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие всех его поступков и качеств. Эффект первого впечатления — выражается в том, что часто при оценке какого-то человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению о нем. Эффект реактивного сопротивления — социально-психологическое явление, состоящее в том, что любое внешнее давление, которое выражается в ограничении свободы действий или выбора, порождает сильную ответную реакцию со стороны человека. Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи и хранения информации от поколения к поколению.
V Литература Основная литература
1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология – М., 2008. 2. Машков В. А. Психология управления. М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002. 3. Островский Э. В. Психология управления. М.: ИНФРА – М; 2008.
Дополнительная литература
1. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2003. 2. Психология менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. 3. Розанова В. А. Психология управления. М.: Управление персоналом, 2003. 5. Трайнев В. А. Психологические аспекты менеджмента. М.: 6. Чередниченко ИЛ, Тельных Н. В. Психология управления. М.: Феникс, 2004.
|