![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБ АВТОРАХ. Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.Стр 1 из 55Следующая ⇒
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия».)
ISBN 5-93878-046-2 ISBN 0-7167-3108-8 (англ.)
«Эта книга — одна из самых лучших в мире по вопросам убеждения и влияния!» Эту точку зрения разделяют ведущие российские и зарубежные психологи, которые с ней познакомились. Книга дает блестящий, остроумный анализ моделей, мотивов и результатов «усилий массового убеждения, стремящихся повлиять на то, как мы думаем, что мы покупаем, как мы голосуем и что мы ценим». В книге читатель найдет богатейшую информацию об истории пропаганды, о современных исследованиях по социальной психологии, о методах убеждения в действии, о способах защиты от манипулирования.
Перевод на русский язык: И. Н. ВОЛКОВА, Е. Н. ВОЛКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОЕКТ
В память о моих родителях, Гарри Аронсоне (1903—1950) и Дороти Аронсон (1901—1989). Они обладали потрясающе невинной, искренней уверенностью в том, что в этой стране почти все ими прочитанное (особенно если оно заключалось в книжные обложки) было абсолютно истинным. Э. А.
Моему сыну, Тони Т. Пратканису (род. в 1991) Вероятно, он вырастет не только со здоровым скептицизмом, но и с прискорбным цинизмом относительно правдивости всего, что читает, слышит и видит. Э. Р. П.
AGE OF PROPAGANDA: The Everyday Use and Abuse of Persuasion
Anthony R. PRATKANIS and Elliot ARONSON University of California, Santa Cruz
Revised Edition W. H. Freeman and company NEW YORK
ЭПОХА ПРОПАГАНДЫ: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
Энтони Р. ПРАТКАНИС, Эллиот АРОНСОН Университет Калифорнии, Санта-Круз Третье международное издание
Санкт-Петербург «Прайм-ЕВРОЗНАК» Москва «Олма-Пресс»
СОДЕРЖАНИЕ
Масса и время в убеждении (пятая и шестая стратагемы, 45-я техника)........7 ПОЧЕМУ МЫ НАПИСАЛИ ЭТУ КНИГУ................................ Литература.................................................... 1. Наша эпоха пропаганды.............................................. Перепроизводство влияния........................................ Рост постиндустриальной пропаганды............................... Различие между пропагандой и убеждением.......................... Цели этой книги................................................. Литература.................................................... ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО УБЕЖДЕНИЯ........................ 2. Таинственное влияние............................................... Миф № 1: Магические пули....................................... Миф № 2: Благоразумный гражданин............................... Закон когнитивной реакции....................................... Литература.................................................... 3. Обезмысливающая пропаганда, вдумчивое убеждение..................... Литература.................................................... 4. Рационализирующее животное........................................ Литература.................................................... 5. Четыре стратагемы влияния.......................................... Геттисбергская речь Авраама Линкольна............................ Литература.................................................... ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ: ПОДГОТОВКА СЦЕНЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ.................................... 6. Влиятельные слова.................................................. Литература.................................................... 7. Картинки в наших голова........................................... Литература................................................... 8. Саддам Хусейн: Гитлер Багдада?...................................... Литература................................................... 9. Убеждение вопросами.............................................. Литература................................................... 10. Власть отманок.................................................... Литература................................................... 11. Психология фактоидов.............................................. Литература................................................... НАДЕЖНОСТЬ КОММУНИКАТОРА: РЕАЛЬНАЯ И СФАБРИКОВАННАЯ.................................. 12. Коммуникатор, заслуживающий доверия...................... Литература................................................... 13. Завтрак для чемпионов — суррогатная пища нашего «я»................. Литература...................................................
14. Как убеждать, когда вам не доверяют, считают лжецом и недолюбливают?................................... Литература................................................... 15. Фабрикация доверия............................................... Литература................................................... СОДЕРЖАНИЕ 16. Боксер-финалист убивает 11 человек одним своим видом: влияние СМК-моделей.............................................. Литература................................................... СМЫСЛ И ЕГО ПРЕПОДНЕСЕНИЕ................................... 17. Упаковки......................................................... Литература................................................... 18. Себе-реклама...................................................... Литература................................................... 19. «Голые» чердаки и соседи — герои войны: яркая образность в коммуникации.................................... Литература................................................... 20. Почему без конца повторяется одна и та же реклама?..................... Литература................................................... 21. Если нечего сказать — отвлекайте внимание аудитории.................. Литература................................................... 22. Если хочешь получить дюйм, иногда следует просить милю!............... Литература.....,............................................. 23. Идеал Протагора, или Всесторонняя дискуссия versus односторонняя дутая реклама........................................ Литература................................................... АПЕЛЛЯЦИИ К ЭМОЦИЯМ: КАК УБЕДИТЬ РАЗУМ, ТРОНУВ СЕРДЦЕ............................. 24. Чары страха...................................................... Литература................................................... 25. Техника гранфаллуна............................................... Литература................................................... 26. Вина — навязчивая мошенница..................................... Литература................................................... 27. Что может сделать один подаренный цветок?........................... Литература................................................... 28. Помолвленное сердце............................................... Литература................................................... 29. Что проповедуешь, то и практикуешь.................................. Литература................................................... 30. Психология дефицита и мистика фантомов............................. Литература................................................... КОГДА ИНФОРМИРОВАНИЕ ТЕРПИТ ФИАСКО: ВЫЗОВ ПРОПАГАНДЫ ОБЩЕСТВУ.................................. 31. Просвещение или пропаганда?....................................... Литература................................................... 32. Что становится новостями?.......................................... Литература................................................... 33. О неэффективности информационных кампаний........................ Литература................................................... 34. Сублиминальная магия: кто кого прельщает?........................... Литература................................................... 35. Убеждение без посредников.......................................... Литература................................................... 36. Как стать лидером культа........................................... Литература................................................... 37. Пропаганда в Третьем рейхе: аргументы против неуверенности............. Литература................................................... ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАКТИКЕ ПРОПАГАНДЫ....................... 38. Вооружен ли тот, кто предупрежден, или Как по-настоящему сопротивляться пропаганде..................... Литература................................................... 39. Что мы можем сделать для нейтрализации пропаганды................... 40. Дети Пейто...................................................... Литература................................................... ОБ АВТОРАХ.....................................................
ОБ АВТОРАХ
ЭНТОНИ ПРАТКАНИС — профессор психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, где он изучает и преподает социальную психологию, социальное влияние и методы ослабления предрассудков. Обаятельный преподаватель, он начал карьеру в деловой школе в Университете Карнеги-Меллон, где читал популярные курсы о потребительском поведении и рекламе. Профессиональная экспертиза доктора Пратканиса затребована и государственными, и частным компаниями. Его свидетельские показания о сублиминальном убеждении на судебном процессе против компании звукозаписи CBS Records и рок-группы Judas Priest были определяющими для победы защиты в данном деле. В настоящее время он работает с различными гражданскими группами и правоохранительными агентствами над методами предотвращения преступлений в форме экономического мошенничества. Он появлялся в телевизионных ток-шоу, в информационных и аналитических программах более 200 раз, включая «Oprah Winfrey Show», «Dateline NBC», «CBS News», C-Span и CNN, и его исследования были переведены на восемь языков. Постоянный автор научных журналов и популярной прессы по темам убеждения и влияния, он был соредактором коллективной монографии Attitude Structure and Function («Структура и функции аттитюда»)** и 3-томной фундаментальной хрестоматии Social Psychology («Социальная психология»)**", а также в течение нескольких лет ассоциированным редактором Journal of Consumer Psychology («Журнал потребительской психологии»), В 1995 г. он был избран действительным членом Американской Психологической Ассоциации.
* См. гл. 34, прим. к стр. 316. — Прим. перев
** Pratkanis, A. R., Breckler, S. J., & Greenwald, A. G. (Eds.). (1989). Attitude structure and function. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. — Прим. перев.
*** Aronson, E. & Pratkanis, A. R (Eds.). (1993). Social Psychology. (Vols. 1—3). Cheltenham, Gloucestershire: Edward Elgar Publishing. — Прим. перев.
ЭЛЛИОТ АРОНСОН — профессор-исследователь психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, и приглашенный профессор психологии в Стэнфордском Университете. Он повсеместно считается одним из самых разносторонних и выдающихся социальных психологов в мире. Его исследования по проблемам убеждения, социальной аттракции, уменьшению предрассудков и по когнитивному диссонансу представляют собой одни из самых важных, плодотворных и новаторских экспериментов, проведенных в области социальной психологии. Аронсон — лауреат премии Американской Психологической Ассоциации за выдающуюся научную карьеру (American Psychological Association's Distinguished Scientific Career Award). В 1970 г. он заслужил приз Американской Ассоциации Развития Науки за выдающееся фундаментальное исследование по социальной психологии (the American Association for the Advancement of Science's Award for Distinguished Research in Socio-Psychology). Одаренный преподаватель, он получил многочисленные педагогические премии, включая премии Американской Психологической Ассоциации, Американского Совета Распространения и Поддержки Образования, Университета Калифорнии и Университета штата Техас. Он — единственный человек в истории Американской Психологической Ассоциации, заслуживший все три ее главные академические премии: За Выдающееся Преподавание, За Выдающиеся Исследования и За Выдающиеся Публикации. Доктор Аронсон — автор многих книг, включая «Мозаичный класс» (The Jigsaw Classroom) «Методы исследования в социальной психологии» (Methods of Research in Social Psychology) «Социальное животное» (The Social Animal) и «Некого будет ненавидеть» (Nobody Left to Hate); почти 25 лет он был соредактором «Справочника по социальной психологии» (The Handbook of Social Psychology), Аронсон — действительный член Американской Академии Искусств и Наук, принятый туда в 1992 г. ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА МАССА И ВРЕМЯ В УБЕЖДЕНИИ (ПЯТАЯ И ШЕСТАЯ СТРАТАГЕМЫ, 45-Я ТЕХНИКА)
По сути дела, стойкое сопротивление многочисленным влияниям, которые ничего не дают нашему личному развитию, а только сбивают с толку и деморализуют, — первоочередная необходимость для человека, живущего в наиболее активной сфере современного общества; а утрата такой способности из-за перенапряжения, как показывают бесчисленные примеры, означает начало умственного и морального упадка.
|