![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Николай Японский
Святой равноапостольный
4 июля 1860 г. в епископ Нектарий совершил пострижение Ивана Касаткина в монашество с наречением имени Николай. 12 июля он был посвящен во иеродиакона, а 13 июля – в сан иеромонаха. 14 июля 1861 г. иеромонах Николай ступил на японскую землю. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой: японцы не хотели принимать ни иностранцев, ни их учения. На протяжении семи лет своей жизни в Хакодате отец Николай, кроме японской истории и восточных религий, изучал японский и китайский языки. Освоив язык, православный иеромонах стал часто беседовать с японскими духовными наставниками, глубоко изучил философию буддизма. «Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе (1835-1913), бывший самурай клана Тоса, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе состоял членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик. В качестве учителя фехтования он и приходил к сыну русского консула И. А. Гошкевича. < …> Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула и всегда смотрел на него с такой ненавистью, что однажды тот не выдержал и спросил: " За что ты на меня так сердишься? " Последовал совершенно определенный ответ: " Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии". – " А ты разве уже знаком с моим учением?» – " Нет", – смутился японец. " А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, Слова иеромонаха Николая потрясли самурая. Он испросил дозволения встретиться с иеромонахом вновь и продолжить беседу». (Из книги: Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870- 1911 гг. СПб.: Библиополис, 2007. - 760 с., ил.) Это произошло в 1865 г. С тех пор на протяжении трёх лет Савабе посещал отца Николая. Он желал скорее принять крещение и послужить отечеству проповедью христианства. Со временем к Савабе присоединились его друзья – врачи Сакаи Токурэй и Урано Дайдзо. Весной 1868 г. все трое были тайно крещены в кабинете отца Николая. Таким образом, было положено начало Японской Православной Церкви. В конце 1869 г. иеромонах Николай (Касаткин) приехал в Санкт-Петербург и представил Святейшему Синоду записку о необходимости основания в Японии Русской духовной миссии. К этому времени паства отца Николая насчитывала около двадцати верующих. В январе 1870 г. Святейший Синод постановил: «Образовать для проповеди слова Божия между японскими язычниками особую Российскую духовную миссию, состоящую из начальника, трёх сотрудников-миссионеров (иеромонахов) и причетника». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Миссии. В 1871–1873 гг. в Японии совершалось гонение на христиан. Однако именно в это время Николай Касаткин серьёзно занялся вопросом обеспечения Миссии богослужебной и катехизической литературой, необходимой в деле проповеди. В 1871 г. отец Николай привёз из России литографическую машину, с помощью которой стали печатать первую в Японии православную литературу, а также иконы. Однако в 1872 г. школа при церкви в Хакодате была закрыта, а типография арестована. Отец Николай перенёс миссионерский центр в Токио. Опеку над хакодатской паствой принял иеромонах Анатолий (Тихай). В тот же год началось строительство в центре Токио храма и катехизаторской школы на 50 учащихся. В 1873 г. указы, запрещающие проповедь христианства, были отменены – отец Николай получил возможность продолжать своё дело открыто. В 1874 г. в Токио была открыта катехизаторская школа. Окончившие курс посылались для проповеди христианства в самые отдалённые уголки Японии. Спустя год была открыта семинария с семилетней программой обучения, куда принимались лица в возрасте от 14 до 60 лет. Первым ректором семинарии был сам Николай Касаткин.
В 1877 г. начал издаваться журнал «Церковный вестник» («Кеоквай-Хосци»), а в конце 1880 г. – «Православный вестник» («Сэйкё симпо»), печатавшийся частично на японском, частично на русском языках. Выходили и другие периодические издания, а также книги и брошюры. Переводились и публиковались почти все богослужебные книги.
Первый перевод Евангелия на японский язык был осуществлён в 1889 г. Святитель Николай со своим помощником Павлом Накаи занимался переводами ежедневно в течение около тридцати лет. Как писал владыка, «главная цель у нас – при возможной точности перевода – хрустальная ясность мысли». 12 апреля в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архимандрита Николая с наречением титула Ревельского, викария Рижской епархии. Вернувшись в Японию, святитель с ещё большим усердием продолжил свои апостольские труды: принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке православный богословский словарь, в марте 1884 г. начал строительство собора Воскресения Христова в Токио. Торжественное освящение этого храма состоялось 8 марта 1891 г. Японцы стали называть его «Никорай-до» – «храм Николая». 10 мая 1903 г. был освящён храм Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Киото, в июле 1910 г. – Покровский храм в г. Осака. Вот что пишет о владыке Николае в 1898 г. иеромонах Андроник (Никольский), сотрудник Русской духовной миссии: «Владыку здесь, конечно, вся Япония знает, конечно, не лично, а просто как “Никорая”, так как он один ведь здесь и положил начало, и вел до сих пор это дело. Владыка сам заведует всем хозяйством миссийским, во все вникает, все знает… И как это у него на все хватает сил и времени! Он весь воплощённая энергия и живой интерес ко всему. И обо всем-то он говорит живо, с воодушевлением, как о своем родном деле, и, главное, слово его и взгляд на все преисполнены самой живой целостной веры в дело и в Церковь Православную как единственно истинную хранительницу дара Христова Евангелия». Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны 1904–1905 гг. В 1903 г. владыка Николай выступил на Соборе Японской Православной Церкви с таким напутствием: «Хотя вы, японцы, и приняли православную веру от России, но, несмотря на это, когда будет объявлена война с ней, то она – неприятельница ваша, сражаться с которой ваш долг… Воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать своё Отечество».
24 марта 1906 года он был возведен в сан архиепископа Японского. В 1911 г. был торжественной отпразднован пятидесятилетний юбилей служения владыки Николая (Касаткина) на японской земле. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 христиан, 16 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Сам японский император прислал венок из живых цветов на гроб владыки (такой чести иностранцы удостаивались исключительно редко). В день похорон, 22 февраля, процессия провожавших тело владыки растянулась на десяток километров. Погребён святитель Николай в Токио на кладбище Янака. 10 апреля 1970 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял акт о прославлении святителя в лике равноапостольного. Память Владыки совершается в день его кончины 16 февраля, а также в Соборе Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 10 августа).
. Тропарь святителю Николаю, архиепископу Японскому, глас 4 Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Храм святого равноапостольного Николая Японского
|