Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай Японский

Святой равноапостольный

 

Святитель Николай Японский, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 13 августа (все даты приведены по новому стилю) 1836 г. в селе Егорье-на-Березе Бельского уезда Смоленской губернии в семье диакона. Когда мальчику было пять лет, умерла его мать. Иван Касаткин поступает в Бельское духовное училище, затем в Смоленскую духовную семинарию, а в 1857 г. – в Санкт-Пе­тербургскую духовную академию. Однажды в академии будущий святитель увидел объявление: «Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране». В этот же день во время всенощного бдения Иван Касаткин принял своё судьбоносное решение.

4 июля 1860 г. в епис­коп Нектарий совершил пострижение Ивана Касаткина в мона­шест­во с наречением имени Николай. 12 июля он был посвящен во иеро­диакона, а 13 июля – в сан иеромонаха.

14 июля 1861 г. иеромонах Николай ступил на японскую землю. Сна­чала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыс­ли­мой: японцы не хотели принимать ни иностранцев, ни их учения.

На протяжении семи лет своей жизни в Хакодате отец Николай, кроме японской истории и восточных религий, изучал японский и китайский языки. Освоив язык, православный иеромонах стал часто беседовать с японскими духовными наставниками, глубоко изучил философию буддизма.

«Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе (1835-1913), бывший самурай клана Тоса, жрец старой синтоистской кумир­ни в Хакодате. Савабе состоял членом тайного общества, поста­вив­шего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик. В качестве учителя фехтования он и при­ходил к сыну русского консула И. А. Гошкевича. < …>

Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула и всегда смотрел на него с такой ненавистью, что однажды тот не выдержал и спросил: " За что ты на меня так сердишься? " Последовал совершенно определенный ответ: " Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии". – " А ты разве уже знаком с моим учением?» – " Нет", – смутился японец. " А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь справедлив". – " Ну, говори! "

Слова иеромонаха Николая потрясли самурая. Он испросил дозволения встретиться с иеромонахом вновь и продолжить беседу». (Из книги: Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870- 1911 гг. СПб.: Библиополис, 2007. - 760 с., ил.)

Это произошло в 1865 г. С тех пор на протяжении трёх лет Савабе посещал отца Николая. Он желал скорее принять крещение и послужить отечеству проповедью христианства. Со временем к Савабе присоединились его друзья – врачи Сакаи Токурэй и Урано Дайдзо. Весной 1868 г. все трое были тайно крещены в кабинете отца Николая. Таким образом, было положено начало Японской Православной Церкви.

В конце 1869 г. иеромонах Николай (Касаткин) приехал в Санкт-Пе­тер­­бург и представил Святейшему Синоду записку о необходимости основа­ния в Японии Русской духовной миссии. К этому времени паства отца Ни­колая насчитывала около двадцати верующих. В январе 1870 г. Святейший Синод по­становил: «Образовать для проповеди слова Божия между япон­скими языч­никами особую Российскую духовную миссию, состоящую из начальника, трёх сотрудников-миссионеров (иеромонахов) и причетника». Отец Ни­ко­лай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Миссии.

В 1871–1873 гг. в Японии совершалось гонение на христиан. Однако имен­но в это время Николай Касаткин серьёзно занялся вопросом обеспечения Миссии богослужебной и катехизической литературой, необходимой в деле проповеди. В 1871 г. отец Николай привёз из России литографическую машину, с помощью которой стали печатать первую в Японии православную литературу, а также иконы. Однако в 1872 г. школа при церкви в Хакодате была закрыта, а типография арестована. Отец Николай перенёс миссионерский центр в Токио. Опе­ку над хакодатской паствой принял иеромонах Анатолий (Тихай).

В тот же год началось строительство в центре Токио храма и катехизаторской школы на 50 учащихся. В 1873 г. указы, запрещающие проповедь христианства, были отменены – отец Николай получил возможность продолжать своё дело открыто.

В 1874 г. в Токио была открыта катехизаторская школа. Окончившие курс посылались для проповеди христианства в самые отдалённые уголки Японии. Спустя год была открыта семинария с семилетней программой обу­че­ния, куда принимались лица в возрасте от 14 до 60 лет. Первым ректором семинарии был сам Николай Касаткин.

В 1875 г. епископ Камчатский Павел (Попов), прибывший в Хакодате, рукоположил Павла Савабе в сан иерея, а его друга Иоанна Сакаи в сан диакона.

В 1877 г. начал издаваться журнал «Церковный вестник» («Кеоквай-Хосци»), а в конце 1880 г. – «Православный вестник» («Сэйкё симпо»), печатавшийся частично на японском, частично на русском языках. Выходили и другие периодические издания, а также книги и бро­шю­ры. Переводились и публиковались почти все богослужебные книги.

К 1878 г. в Японии насчитывалось уже 4 115 христиан.

Первый перевод Евангелия на японский язык был осуществлён в 1889 г. Святитель Николай со своим помощником Павлом Накаи занимался переводами ежедневно в течение около тридцати лет. Как писал владыка, «главная цель у нас – при возможной точности перевода – хрустальная ясность мысли».

12 апреля в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архимандрита Николая с наречением титула Ревельского, викария Рижской епархии. Вернувшись в Японию, святитель с ещё большим усердием продолжил свои апостольские тру­ды: принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском язы­ке православный богословский словарь, в марте 1884 г. начал стро­ительство собора Воскресения Христова в Токио. Торжественное освяще­ние этого храма состоялось 8 марта 1891 г. Японцы стали называть его «Никорай-до» – «храм Николая».

10 мая 1903 г. был освящён храм Благовещения Пре­святой Богородицы в г. Киото, в июле 1910 г. – Покровский храм в г. Осака.

Вот что пишет о владыке Николае в 1898 г. иеромонах Андроник (Никольский), сотрудник Русской духовной миссии: «Владыку здесь, конечно, вся Япония знает, конечно, не лично, а просто как “Никорая”, так как он один ведь здесь и положил начало, и вел до сих пор это дело. Владыка сам заведует всем хозяйством миссийским, во все вникает, все знает… И как это у него на все хватает сил и времени! Он весь воплощённая энергия и живой интерес ко всему. И обо всем-то он говорит живо, с воодушевлением, как о своем родном деле, и, главное, слово его и взгляд на все преисполнены самой живой целостной веры в дело и в Церковь Православную как единственно истинную хранительницу дара Христова Евангелия».

Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны 1904–1905 гг. В 1903 г. владыка Николай выступил на Соборе Японской Православной Церкви с таким напутствием: «Хотя вы, японцы, и приняли православную веру от России, но, несмотря на это, когда будет объявлена война с ней, то она – неприятельница ваша, сражаться с которой ваш долг… Воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать своё Отечество».

«Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тыс.), святитель Николай с согласия японского правительства образовал «Общество духовного утешения военнопленных». Для окормления пленных им были отобраны пять священников, владев­ших русским языком. Каждого пленного, прибывшего в Японию, Японская церковь благословила серебряным крестиком. Пленные снабжались ико­нами и книгами. Сам владыка неоднократно обращался к ним письменно» [его не пускали к военнопленным]. (Из книги: Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870- 1911 гг.) Над мо­­гилами русских солдат и матросов владыка Николай стал воз­двигать памятники и храмы, собирая пожертвования и в России, и в Японии. Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в России, и в Японии, где многие его стали почитать его как святого.

24 марта 1906 года он был возведен в сан архиепископа Японского.

В 1911 г. был торжественной отпразднован пятидесятилетний юбилей служения владыки Николая (Касаткина) на японской земле. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 христиан,
1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

16 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Сам японский император прислал венок из живых цветов на гроб владыки (такой чести иностранцы удостаивались исключительно редко). В день похорон, 22 февраля, процессия провожавших тело владыки растянулась на десяток километров. Погребён святитель Николай в Токио на кладбище Янака.

10 апреля 1970 г. Священный Синод Русской Православной Церкви при­нял акт о прославлении святителя в лике равноапостольного. Память Владыки со­вершается в день его кончины 16 февраля, а также в Соборе Смо­ленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 10 августа).

 
 

. Тропарь святителю Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и
богомудрый, цевни́ це избранная Божественнаго Духа,
сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю,
святый Николае, иерарше равноапостольне,
молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Храм святого равноапостольного Николая Японского

Минск, ул. Лидская, 3. Телефон храма: 8 033 391 60 04. E-mail настоятеля: 7019955@gmail.com. Сайт храма: https://n-do.by. Группа ВКонтакте: https://vk.com/nikolaydo (есть раздел «Вопросы священнику»). Группа в Фейсбуке: «Приход храма свт Николая Японского в г.Минске». Храм открыт ежедневно с 8 до 20 ч. ВОСКРЕСНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ И ИСПОВЕДЬ: суббота, 17: 00. ВОСКРЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ: 6: 30 (ранняя) и 9: 00 (поздняя).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Государственное издательство
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал