Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава XII
Современные специалисты могли бы многое добавить к критической части этой главы, на огромном фактологическом материале показав, до какой степени «всякая попытка построения идеалов воспитания в социально-противоречивом обществе есть утопия». Тупики и мрачные последствия воспитания нравов, основанного на страхе наказания, а не на «любви к добру», известны нам много лучше, чем Выготскому. Вместе с тем остается привлекательной (и все еще нереализованной) догадка Выготского о том, что правила морали должны усваиваться и соблюдаться ребенком на той же мотивационной основе, что и правила игры: ради удовольствия совместной жизни. Основываясь на этой аналогии, Выготский считал школьное самоуправление той воспитательной средой, в которой моральное поведение, с одной стороны, приятно детям, а с другой стороны, не становится морализаторством, не выделяется в отдельный предмет изучения, растворено в социальной жизни школьников. Опыт В.П. Иванова и его последователей показал, что в ситуации самоуправления детско-взрослое сообщество решает проблемы морального воспитания так, что школьная жизнь, как игра, с одной стороны, требует от детей самоподчинения правилам совместной жизни, а с другой стороны, дарит им радость нравственного творчества и отвечает тому критерию свободы нравственного выбора, которым /514/ руководствуется Выготский: дети отказываются от зла не рабски, потому что оно дурно, а лишь потому, что нечто другое хорошо. Ницше (Nitzche) Фридрих (1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, один из основателей «философии жизни». Шестов Лев (1866—1938) — русский философ-экзистенциалист и литератор. Блок Александр Александрович (1880—1921) — русский поэт. Толстой Лев Николаевич (1828-—1910) — русский писатель, классик русской литературы. Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712—1778) — французский писатель, философ-сенсуалист, оказавший большое влияние на развитие буржуазной философии, социологии, педагогики. Сократ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. В конце жизни был привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение юношества?). Приговорен к смерти; отказавшись спастись бегством, принял в тюрьме яд. Гербарт (Herbart) Иоганн (1776—1841) — немецкий философ, психолог и педагог. Выступив с критикой психологии способностей и учения Канта, предложил превратить психологию в учение о «статике и динамике» представлений как первичных элементов сознания, взаимодействие которых может быть вычислено с помощью математических методов. Спиноза (Spinoza, d'Espinoza) Бенедикт (1633—1677) — голландский философ-материалист. Его труды оказали большое влияние на Выготского. Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788—1824) — английский поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общественной жизни Европы. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — русский писатель. Купер (Соорег) Джеймс Фенимор (1789—1851) — американский писатель раннего периода американского романтизма. Майн Рид (Mayne Reid) (1818—1883) — английский писатель. Наторп (Natorp) Пауль Герхардт (1854—1924) — немецкий философ, неокантианец. Основные работы в области логики и педагогики.
|