Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономики страны как объект государственного регулирования.
В структуре современной рыночной экономики необходимо выделить функциональную, социальную, отраслевую и территориальную структуру. Кроме того, необходимо вести речь о структуре экономики в разрезе укладов. Функциональная структура экономики характеризуется распределением валового внутреннего продукта на различные нужды: частное потребление, государственного потребления, валовое накопление, чистый экспорт (см. Таблицу 2.1).
Таблица 2.1. Структура использованного ВВП России (в %) --------------------------------------------------------------------------------------- 1991 1993 1996 1997 --------------------------------------------------------------------------------------- ВВП - всего 100 100 100 100 в т.ч.: Конечное потребление - всего 62, 6 64, 2 72, 9 74, 7 в т.ч.: - домашних хозяйств 41, 4 40, 9 50, 1 50, 9 - государств. потребление 16, 9 17, 9 20, 6 21, 6 - некоммерч. организаций 4, 3 5, 4 2, 2 2, 2 Валовое накопление - всего 37, 1 27, 8 23, 7 22, 6 в т.ч.: - накопление основн. капитала 23, 8 21, 0 20, 9 20, 0 - накопление оборотн. средств 13, 3 6, 8 2, 2 2, 6 - чистый экспорт 0, 3 8, 0 4, 0 2, 7 ---------------------------------------------------------------------------------------
Изменение во времени отдельных макроэкономических показателей, характеризующих структурные элементы экономики, приведены в Таблице 2.2. Снижение объемов производства ВВП и промышленного производства сопровождается резким спадом объема инвестиций в экономику страны.
Таблица 2.2. Динамика макроэкономических показателей России за 1991-96 гг. (индекс роста за год в %) --------------------------------------------------------------------------------------- 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 ВВП 95, 0 85, 5 91, 3 87, 3 95, 9 96, 5 100, 8 Промышленное производство 92 82 86 79 97 96 102 Инвестиции 85 60 88 76 90 82 95 Расходы на конечное потребление 93, 9 94, 8 99, 0 96, 9 97, 3 97, 9 101, 8 --------------------------------------------------------------------------------------- 5. Социальная структура общественного производства отражена в таблице 2.3. Она включает, по крайней мере, три крупных социальных сектора: частный, корпоративный государственно-частный сектор, государственный сектор (унитарные и казенные предприятия), смешанная собственность с иностранным участием.
Таблица 2.3. Структура промышленного производства в разрезе форм собственности (в % к итогу) --------------------------------------------------------------------------------------- 1994 1996 1997 --------------------------------------------------------------------------------------- Вся промышленность - всего 100 100 100 в т.ч.: 1. Государственная собственность19, 2 9, 2 8, 9 2. Муниципальная собственность 1, 6 1, 2 1, 3 3. Общественная собственность 0, 2 0, 2 0, 2 4. Частная собственность 15, 0 25, 2 25, 8 6. Смешанная собственность без иностранного участия 60, 9 60, 8 58, 8 6. Смешанная собственность с иностранным участием 2, 4 3, 4 5, 0 ---------------------------------------------------------------------------------------
В товарной структуре происходит последовательное и достаточно значительное снижение объема производства товаров. Это отражает тот очевидный факт слабого внимания наших руководящих органов реальному сектору экономики. Параллельно этому идет процесс роста объема оказываемых услуг.
Таблица 2.3. Товарная структура общественного производства (в %) -------------------------------------------------------------------------------------- 1991 1993 1996 1997 -------------------------------------------------------------------------------------- ВВП - всего 100 100 100 100 в т.ч.: - производство товаров 60, 4 51, 2 42, 7 40, 8 - производство услуг 35, 9 42, 0 49, 6 50, 4 - чистые налоги 3, 7 6, 8 7, 7 8, 8 -------------------------------------------------------------------------------------- Отраслевая структура экономики характеризуется долей отдельных отраслей в производстве ВВП, Для современной России характерна следующая отраслевая структура экономики: доля промышленности свыше 50%, сельского хозяйства - около 10%, строительства - около 10%, транспорт и связь - около 15 %, сфера обращения - свыше 18 % (См. данные табл. 2.4.).
Таблица 2.4. Структура материального производства (в %) -------------------------------------------------------------------------------------- 1990 1995 1997 -------------------------------------------------------------------------------------- Материальное производство - всего 100 100 100 в т.ч.: - промышленность 53, 0 44, 9 47, 9 - сельское хозяйство 9, 8 13, 2 10, 3 - строительство 12, 8 10, 2 11, 2 - транспорт и связь 14, 8 13, 1 13, 3 - сфера обращения 9, 6 18, 6 17, 3 ---------------------------------------------------------------------------------------
Структура промышленного производства отражает долю отдельных отраслей в общем объеме валовой продукции промышленности: электроэнергетика около 5%, нефтегазовая - 5, 8%, угольная около 1%, черная и цветная металлургия - 7%, химическая и нефтехимическая - чуть больше 4%, машиностроение 8, 2%, лесная и деревообрабатывающая 2, 6%, строительные материалы - 2, 5%, легкая 3, 6%, пищевая - около 6%. (См. данные табл. 2.5).
Таблица 2.5. Структура промышленного производства (доля в ВВП, в %) -------------------------------------------------------------------------------------- 1990 1995 1997 -------------------------------------------------------------------------------------- Промышленность - всего 53, 0 44, 9 36, 3 в т.ч.: - электроэнергетика 3, 6 5, 3 6, 0 - нефтегазовая 5, 4 5, 8 5, 2 - угольная 0, 6 1, 1 1, 0 - черная металлургия 3, 7 4, 0 2, 8 - цветная металлургия 2, 3 2, 8 2, 0 - химическая и нефтехимическая 4, 9 4, 1 2, 6 - машиностроение 12, 3 8, 2 6, 7 - лесная и деревообрабатывающая 3, 6 2, 6 1, 3 - строительные материалы 3, 2 2, 5 1, 6 - легкая 3, 6 1, 2 0, 6 - пищевая 8, 5 6, 1 5, 1 - прочие 1, 3 1, 2 1, 4 При перспективных расчетах отраслевая структура экономики страны должна рассматриваться в разрезе более крупных элементов, таких как: - комплекс по производству продуктов питания, - предметы потребления, помимо питания (одежда, обувь и пр.), - добывающий сектор экономики (в т.ч. нефтяная и газовая промышленность), - отрасли по производству конструкционных материалов (лесные, строительные материалы, черные металлы, цветные металлы и пр.), - обрабатывающий сектор, в т.ч.: машиностроение гражданское, машиностроение оборонное, - строительство, - техническая (производственная) инфраструктура, в т.ч. транспорт, связь, торговля, - финансовый сектор, в т.ч. государственный и частный. Территориальная структура экономики обычно представлена производством регионального продукта по сложившимся административно-территориальным единицам - субъектам Федерации. Число их 89 образований. При проведении перспективных расчетов она может быть грубо представлена более в разрезе 8 крупных структурных подразделений:
(1) Северо-Запад РФ, включая Калининградскую область (2) Центральная часть страны, включая Черноземную зону, Волго-Вятский район и Поволжье. (3) Урал (от Перми до Оренбурга) (4) Северный Кавказ (национальные республики, Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский край). (5) Западная Сибирь. (6) Восточная Сибирь. (7) Дальний Восток. (8) Столичная агломерация (Москва и Московская область).
Объект государственного воздействия на экономику - это те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия: - общехозяйственные процессы, такие как экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены; - крупные сектора экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера); - отрасли и корпорации как частные элементы народного хозяйства; - комплексное развитие регионов страны. Можно также вести речь об объектах внешнеэкономического регулирования, таких как: условия международной торговли, движение капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международных экономических организациях. Объектом государственного регулирования являются и социальные отношения, в первую очередь отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, положение мелкого и среднего предпринимательства, а также сфера социального обеспечения. Главный объект государственного воздействия в долгосрочном аспекте - рост национального богатства и национального имущества, в среднесрочном аспекте - экономический цикл, в краткосрочном аспекте - хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этому объекту состоит в том, чтобы во время кризиса и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов, а в период крутого подъема - сдерживать экономический рост. Для этого создаются дополнительные финансовые стимулы частному капиталу, увеличиваются государственные расходы, регулируется ставка процента. В рамках общей задачи регулирования экономического цикла необходимо вести речь о более конкретных направлениях воздействия государства на экономику.В качестве таковых выступают: отраслевая и территориальная структура производства, накопление капитала, занятость населения, состояние платежного баланса, инфляция, цены и пр. Государственное регулирование отраслевой и территориальной структуры осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по преодолению чрезмерной концентрации производства в отдельных центрах. Важнейшим направлением государственного воздействия является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли во всех случаях служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, государственные органы воздействуют на экономический цикл и структуру. Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Указанное соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением рабочей силы не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которое может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости: оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение, основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно занимается оперативным и стратегическим регулированием платежного баланса. Оно осуществляется путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышения и понижения курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из главных объектов регулирования – цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно воздействуют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Кроме того, государственные органы стремятся также заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала, накопленных знаний и опыта.
|