Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категории детей, нуждающиеся в социально-педагогической помощи
Категории детей, нуждающиеся в социально-педагогической помощи
Категории детей
| Основные проблемы и потребности
| Дети-беженцы
| Проблемы: материального обеспечения, улучшение жилищных условий, утраты ценности национальной культуры, адаптации, дискриминации. Потребности: усвоения культуры, традиций; организация питания в школе, воспитании гуманности, гражданственности, патриотизма, интернационализма; эстетическое, трудовое, физическое воспитание.
| Дети –инвалиды
| Проблемы: соц-экон, дезадаптации, дискриминации.
Потребности: самореализации, создания благоприятного климата, предоставление пособий, льгот, питания, постановки на учет, санаторно-куротном лечении, переводе на домашнее обучение, в создании программы реабилитации, включения в инклюзивное обучение, формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, приобретение минимум знаний из области гигиены, и т д
| дети с плохой успеваимостью
| Проблемы: социально-бытовые, дезадаптации.Потребности: помощь впроблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром, преодоление конфликтных ситуаций, самосовершенствовании, повышении самооценки, развитие(согласование) отношений с учителем, формирование положительного отношении
к труду.
| Дети, состоящие на учёте в ОППН
| Проблемы: социально-бытовые, семейные, правонарушения, Потребности: в образовании, проф подготовке, переводе в др уч заведение, в повышении культурного уровня, помощь в установлении отношений с учителем, предотвращении рецидива, в формировании моральных качеств, разрешении конфликтов,
|
Категории детей, нуждающиеся в социально-педагогической помощи
Категории детей
| Основные проблемы и потребности
| Дети из чернобыльской зоны
| Проблемы: соц-экон, физиолог.Потребности: обеспечение льгот, пособий питания в школе, санаторно-куротно оздоровительное лечение, диспансерное наблюдение, включение в образование, улучшение жилищных условий, создание программы реабилитации.
| Дети, склонные к употреблению токсических, алкогольных, наркотических, психотропных в-в и дети, у которых, родители склонны к употреблению
| Проблемы: выявление, уровень здоровья, ситуация в семье и коллективе.Потребности: снижение употребления в общешкольной среде, предупреждение рецедивов, диспансеризация, наблюдение специалистов, формирование высоко моральных качеств, повышение самооценки, уровня саморазвития, формирование положительного отношения к труду, зож развития интереса, потребности к укреплению своего здоровья, занятиям спортом; развитие волевых и спортивных качеств, формирование системы знаний о психических свойствах и процессах, анатомо-физиологических особенностях организма; формирование мировоззрения.
| Дети, состоящие на внутришкольном учете
| Проблемы: соц, дезадаптации, прогулы.Потребности: преодоление конфликтных ситуаций, помощь в разрешении конфликтов учитель-ученик, ученик-ученик; устранение причин негативно влияющих на успеваемость и посещение, работа по самосовершенствованию, поднятию уровня самооценки; формирование высоко моральных качеств, отношения к труду, приобщение к занятиям физической культуры, развитие волевых и спортивных качеств, формирование мировоззрения.
|
Список проанализированных документов
1. Паспорт микрорайона школы
Папка с документами
2. Должностные обязанности
3. Календарный план на год, на месяц
4. График работы на неделю
5. Паспорт кабинета социального педагога
6. Аналитический отчет о работе за прошлый учебный год
7. Перечень проектов и программ по различным направлениям
8. План по профилактике ДДТТ
9. План по профилактике ЗОЖ
10. Перечень взаимодействия с другими организациям
2.Многодетные семьи
Папка со списками
2. Малообеспеченные семьи
3. Неполные семьи
4. Дети-инвалиды
5. Дети, находящиеся в детском доме
6. Дети-сироты
7. Безработные родители
8. Ученики, систематически пропускающие уроки
9. Ученики, эпизодически пропускающие уроки
10. Дети, состоящие на внутришкольном контроле
11. Дети, состоящие на учете в ПДН
На каждого ребенка из «ГР»
Папка с картотекой
1. Карта семьи
2. Индивидуальная карта по работе с ребенком
3. Педагогическая карта
4. Социальная карта
Вся диагностика по изучению педагогов, учеников, класса, родителей Папка с диагностическими материалами
Правонарушения детей, конфликты в коллективе Папка по учету правонарушений
Социальная карта
Папка по опеке и попечительству
2. Данные опекуна (место работы, должность, адрес, телефон)
3. Постановление об опеке над несовершеннолетним
4. Акт обследования условий жизни и воспитания подопечного
| |
Данные по изучению социального состава семьи.
1.Акты обследования материально-бытовых условий.
2. Методические рекомендации по семейному воспитанию.
3.Папка по работе с родителями.
Нормативно-правовые документы.
Папка с нормативно-правовыми документами.
1. личные дела выбывших(копии приказов директора, КНД, дальнейшее определение)
Папка с делами выбывших.
Характеристики учащихся. Папка с характеристиками учащихся.
1. Приказ директора о назначении состава.
Папка по совету профилактики.
2. Положение.
3. Правила постановки детей на внутришкольный учёт.
4. Протоколы.
Папка по питанию.
Внесение изменений в закон.
Приказ от управления образования.
Приказ от директора школы.
Примерное десятидневное меню на учебный год.
Список учащихся, получающих льготное питание.
Всё, кроме планов и отчётов, - рабочая документация не подлежит официальному контролю.
Вопросы интервью:
Как Вы пришли в эту профессию?
Сколько лет Ваш педагогический стаж?
С какого года работаете в данной школе?
Учавствовали Вы в каких-нибудь конкурсах, смотрах?
Какие грамоты приобрели?
Кем работали до поступления в школу?
Расскажите о своём образовании?
Должностные обязанности социального педагога
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет) или (II, I, высшую) квалификационную категорию.
1.3.Социальный педагог должен знать:
Конституцию Российской Федерации.
Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.
Конвенцию о правах ребенка.
Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства.
Общую и социальную педагогику.
Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию.
Основы социальной гигиены.
Социально-педагогические и диагностические методики.
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)
1.5. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Социальный педагог:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
2.8. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.9. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
3. ПРАВА
Социальный педагог вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Социальный педагог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
На основе сопоставления основных проблем детей и должностных обязанностей социального педагога можно сделать вывод о том, что в принципе перечень в полной степени отражает решение круга вопросов по оказанию социально-педагогической помощи детям.
| |
Диагностическая функция
Круг изучаемых вопросов
| Методы и методики
| Информированность подростков о наркотических, токсических веществ
| анкета
| Изучение детей, склонных к девиантному поведению
| Тесты, опрос-беседы, наблюдение
| Отношение подростков к употреблению наркотических веществ
| анкета
| Диагностика состояния агрессии
| Опросник(тест) Баса-Дарки
| Выявление одарённых детей
| Тесты на перцептивно-двигательное развитие, общей подготовленности, Векслера, Пурдье, беседа, наблюдение.
| Выявление уровня социальной компетентности (1-11)
| Тест калифорнийской шкалы соц. Компетентности
| Выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, ЗПР.
| Наблюдение, изучение мед карт, беседы, диагностики, тесты, изучение семьи, личных дел.
| Причины социального неблагополучия семьи
| Наблюдение, беседы, опросы, изучение личного дела
| Выявление симпатии-антипатии и сплоченности-разобщенности в коллективе
| Метод социометрии (Дж. Морено).
| Уровни сформированности педагогической культуры
| Диагностика, беседа, опросник(тест).
|
Вывод: Основными методами социально-педагогической диагностики являются тесты, анкеты, наблюдения.По моему мнению, это обусловлено тем, что при помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования; наблюдения- характеризуется гибкостью, варьированием(включенное, невключенное)и может использоваться как самостоятельный метод..Я обратила внимание на то, что практически не используются такие методы как эксперимент- за невозможность перепнесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации за её пределы; ГОЛ- т к адекватность от познавательных способностей экспертов, от особенностей объекта оценки и от позиции, уровня ситуации.
Вывод: основными методами социально-педагогической диагностики являются …. По моему мнению, это обусловлено тем, что …. Я обратил(а) внимание на то, что практически не используются такие методы как …. Мне кажется, что это связано с …
| |
Самостоятельное социально-педагогическое исследование
Задание:
Методы:
Сведения:
Вывод:
| |
Самостоятельная разработка профилактического мероприятия
Название: «я и моё здоровье».
Организационная форма: Классный час.
Цель: профилактика табакокурения, алголизма; Формирование навыков здорового образа жизни.
Для кого предназначено: 7-11 классы
Методы: примера, беседы, внушения, дискуссии, диалога
Задействованные специалисты: социальный педагог
Ход мероприятия: занятие рассчитано на 2 часа. В начале проводится беседа о вредных привычках, с помощью которой у детей формируются представления о различных веществах отравляющих организм человека.
На беседу уходит полчаса. Затем идет демлнстрация видеофильмов «Не будь таким как они!», «О полезных и вредных привычках». После просмотра видеоматериалов идет обсуждение увиденного, высказывание мнений. По окончанию занятия ребятам даётся задание нарисовать информационный стенд, газету, плакат на выбранную тему:
«Если хочешь жить, то выбирай!», «Невидимые враги человека, которые ему мешают жить», «Мы за здоровое будущее».
| |
Реабилитационная функция
Направление реабилитации
| Реализуемые мероприятия
| Необходимые мероприятия
| Снятие стресса, разрядка, разгрузка
| Тренинги, деловые игры,
| Инд и групп консультации
| Преодоление комплекса неполноценности
| Тренинги, инд, групп консультации
| психокоррекция
| Преодоление школьной и семейной дискриминации
| Программа «толерантность»деловые игры, тестирования, просмотр фильмов, тренинги
| Организация совместных занятий по развитию навыков толерантности учителей и учащихся старших классов
| Гармонизация психического и личностного развития
| Тренинги, консультации
| психокоррекция
| Психогигиена воспитательной микросреды
| Трудовая мотивация, лекции, групп игры, просмотр фильмов
| консультации
| Симптоматическая диагностика огран ПЗ от УО и ЗПР
| Ранняя диагностика и направление к специалистам, правильная тактика лечения
| Направление к специалистам
|
| |
Моделирование социально-педагогической деятельности по сложным социально-педагогическим ситуациям.
Ситуация №1
Описание: Ущемляют права ребенка в семье.
Цель работы: оценка ситуации в семье и окончательное решение судьбы ребёнка: оставить в семье или передать в учреждение соц защиты.
Этапы работы:
1. сбор информации о семье(д/с, школа, поликлиника, ОВД, соседи,..)
2. беседа с ребёнком
3. встреча с семьёй
4. продумывание программы реабилитации по повышению уровня пед культуры родителей
5. подписание соглашения семьи о проведении реабилитации, с её участием.
6. собрание информации о семье органами опеки и попечительства, КДН
7. практическая реализация программы
8. вынесение результатов работы на согласование КДН, органов опеки и попечительства.
Направления работы:
· определение риска семьи, среды прибывания ребенка;
· определение социальной характеристики семьи как субъекта воспитания;
· создание жизненных условий в семье, соответствующим потребностям ребенка.
· Социальный педагог осуществляет регулярный контроль над соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка
| |
|