![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В сетях секты
Общины, о которых пойдет речь в этом параграфе, называют тоталитарными сектами или деструктивными культами. Секты - сообщества, отделенные («отсеченные») от общей человеческой культуры и опыта, занявшие позицию отрицания принимаемых большинством норм, традиций и ценностей. Секту не следует смешивать с ересью. Ересь - отклонение от норм господствующей церкви, взгляды, противоречащие церковным догматам. Секту сплачивают не только особые взгляды, не они имеют первенствующее значение. «Секта» - довольно широкое понятие. В разговоре, да и в публикациях, говоря о тоталитарных сектах, часто для краткости не уточняют, о каких именно сектах идет речь. Тоталитарными их называют, потому что в них существует тоталитарный режим - лидеру секты или руководящей верхушке принадлежит полная власть над последователями («тотальный» значит весь, полный, целый). В таких сектах установлен полный контроль над поведением, сознанием, получением информации из внешнего мира, всем образом жизни. Культ обычно понимают как полную преданность какому-либо учению (религиозному, философскому) или программе (политической, экономической, художественной), а также преклонение перед кем-либо, почитание кого-либо. Последователи той или иной традиционной религии поклоняются Богу. Такие религии нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуют единению всех членов общества, поддерживают семейные ценности. Последователи традиционных культов, как правило, с уважением относятся к государству и его представителям. Служители церкви дают ориентиры духовного развития, не пытаясь регламентировать жизнь каждого прихожанина - кому, где и сколько работать, сколько отдыхать, с кем вступать в брак и т.д. Деструктивные культы - организации с жесткой иерархией и авторитарным руководством, в которых практикуется: а) обманная вербовка новых членов; б) контроль сознания членов, запугивание и психологическое давление; в) отрицание существующих религиозных, культурных и нравственных ценностей, традиционного образа жизни людей; г) агрессивное отношение к внешнему социальному окружению, ко всем, кто не входит в секту. Последователи деструктивных культов выступают против употребления понятий «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Их больше устраивает термин «нетрадиционное религиозное образование». Нетрудно понять почему это так. Религиозные организации, в отличие от коммерческих, имеют ряд финансовых льгот, которые позволяют преумножать богатство культовой группы. Слово «нетрадиционный» весьма привлекательно, особенно для молодых людей. Но главное - словосочетание «нетрадиционное религиозное образование» ничего не проясняет и поэтому не имеет негативного оттенка. В деструктивных культах поклонение Богу заменяется поклонением «богоподобному лидеру». Лидеры деструктивных культов внушают своим последователям идеи превосходства членов культа над окружающими, уверяют во враждебности окружения, нередко провоцируют государство на репрессивные меры в отношении своих членов. Называясь религиозными организации, по существу являются псевдорелигиозными. Мировые религии способствуют духовному обогащению личности, гармонизации ее внутреннего мира, выбору жизненных целей, не противоречащих целям общества. Деструктивные культы в настоящее время широко распространены в России. Например, в Петербурге зарегистрировано (данные 1998 года) более 100 нетрадиционных религиозных организаций, около четверти которых относят к деструктивным культам. В Москве по некоторым оценкам в 1994 году в каких-либо деструктивных культах состояли 100 тысяч человек. Многие из этих людей потеряны для общества: они порвали с семьями, уничтожили свои документы, распродали имущество, квартиры и полностью посвятили свою жизнь тоталитарной секте. Вернуть их к нормальной жизни очень сложно. Намеренно не будем приводить перечня культовых организаций. Во-первых, дело в том, что не все деструктивные культы причисляют себя к религиозным группам, нередко именуя себя оздоровительными, развивающими, образовательными, тренинговыми, психотерапевтическими группами, благотворительными организациями. Заявляемые ими цели деятельности (официально) также весьма различны: «духовная практика», «развитие личной силы», «психическое самосовершенствование (расширение сознания, развитие чувствительности или умений управлять психической энергией...)», «изучение определенного философского течения», «освоение нового подхода к оздоровлению души и тела», «познание космических истин», «спасение человечества от страданий», и т.п. По одному лишь названию никакого представления о сути культа составить невозможно. Во-вторых, весьма настороженно стоит относиться к любым, направленным на вас, попыткам группового порабощения - как со стороны известных культовых групп, так и новообразованных. (Материал взят из работы Л.В.Куликова – «Ваш психологический советник. – СПб.: Ид-во СПбГУ, 2006»). Любовное «помешательство» Влечения человека имеют три источника: ум, душу и тело. Влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечение тела порождает желание. Слияние трех влечений порождает любовь. Влюбленность отличается от любви тем, что в ней этого слияния нет. Во влюбленности есть одно-два из трех необходимых для любви влечений, заключенных в приведенной выше древней формуле. Недолговечность влюбленности объясняется отсутствием других источников триады. В начальный период влюбленности большинство людей невольно стараются быть лучше, проявлять свои положительные качества. Недостатки партнера трудно увидеть и но этой причине, и вследствие особенностей нашего романтического восприятия избранника (эффект «розовых очков») в этот период. В любой ситуации, когда человек хочет понравиться, он не выставляет свои острые углы, не рассказывает о своих недостатках, а стремится выглядеть спокойным и уравновешенным. Такие люди в любом случае притягивают больше, чем нервные, «дерганые», измученные недовольством собой и другими. Под спокойствием угадывается сила. Теплое отношение сильного человека рождает надежду найти эмоциональную поддержку и опору. В большинстве случаев влюбленность возникает не как следствие разлада в душе. Тем не менее, замечено: чем меньше гармонии в душе, тем сильнее может быть влюбленность. При этом влюбленность кажется большим спасательным кругом, а на самом деле лишь на время заслоняет нерешенные проблемы личности. В разгар влюбленности человек бросается в океан страсти, целиком отдавая себя чувству, а по сути, нередко отдавая себя во власть другого и... перекладывая на него ответственность за себя. «Романтизация» предмета любви может подогреваться обстоятельствами жизненной ситуации: неудачами в деловой сфере (усиленное желание компенсации), не удовлетворенной потребностью в эмоциональном тепле, желанием уйти из родительской семьи, если психологический климат в ней неприемлем. Такой уход из семьи часто прокладывает путь «из болота в лужу» со всеми вытекающими последствиями. Если человек кажется во всем хорошим (слишком хорошим), не имеющим недостатков, то весьма вероятно, что у него есть тщательно скрываемое качество, по его предположению, весьма значимое для вас. «Человек без тени - дьявол». Поведением человека управляет разум. Но оно никогда не направляется только разумом. В человеке есть немало сил, неподвластных разуму. Трудно сказать, что мощнее - разум или неподвластные ему силы, потому что неизвестно, чем и как измерять одно и другое. Чем понятнее явление, тем легче его контролировать. Почему так непросто владеть собой в состоянии любовной тоски? Потому что в любви есть тайна, которая человеку непонятна и вряд ли будет когда-либо понятна до конца. От романтической влюбленности избавиться трудно. Безумная любовь чаще связана с внутренней несвободой, противоречиями, которые могут быть вызваны началом новой стадии развития личности. Вполне возможно, что на новой ступени своего внутреннего роста человек увидит, насколько поведение избранника далеко от того, которое рисовалось в мечтах. Но это все впереди. Социальными нормами нашего общества не одобряется ухаживание женщины за мужчиной (явные, инициативные действия в ухаживании). Поэтому в неразделенной любви женщине нередко труднее добиваться взаимности. Проблемы при этом в значительной степени уходят внутрь личности, расстраивая душевное здоровье. Однако написанное ниже относится к страдающим и того и другого пола. Признаки любовного помешательства: ● все мысли и разговоры сводятся только к любимому, хранятся все самые незначительные вещицы, связанные с любимым; ● избранник не успевает сделать шаг первым, даже если собирался позвонить, подойти, начать разговор; ● подавленное настроение («Он меня не любит») сменяется эйфорическими ожиданиями, потому что видятся признаки, что отношение улучшается («Разве можно не ответить взаимностью на такую мою любовь?»); ● нарушение привычного уклада жизни; ● рабочие обязанности выполняются с большим трудом; ● беспокойный сон. (материал взят из книги Л.В.Куликова – «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004»).
|