![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненный мир — мир естественной установки
В начале главы говорилось о том, что основной целью феноменологической социологии является исследование процесса обретения человеком своего жизненного мира. Отсюда вытекает главная задача социальных наук, которую сформулировал еще Шюц.1 Напомним его формулировку: «Науки об истолковании и объяснении человеческого действия и мышления должны начать с описания базовых структур донаучного знания, которое является само собой разумеющейся реальностью для людей с естественной установкой. Эта реальность представляет собой повседневный жизненный мир».2 Именно о ней и идет речь. Рассмотрим, что такое повседневный жизненный мир. Первое определение Шюцем этого мира звучит весьма тривиально: этот мир «является областью реальности, в которой человек принимает участие 1 Цитируя книгу «Strukturen der Lebenswelt», мы всегда указываем в качестве автора лишь Шюца, так как сам Лукман недвусмысленно называл себя «вторичным автором» (S. 17), который следовал Шюцу «как можно точнее» (S. 15). Правда, здесь мы не касаемся посвященной знанию и обществу четвертой главы, которая написана Лукманом и является целиком новой (S. 16), так как научные взгляды Лукмана рассматриваются ниже, при анализе книги «Социальное конструирование реальности». 2 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 23. 84 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация с неизбежной и регулярной повторяемостью. Взаимопонимание человека с соплеменниками возможно лишь в пределах этой области, в которой происходит взаимодействие с ними. Только в повседневном жизненном мире возможно конституирование общей среды коммуникации. Следовательно, жизненный мир повседневности есть особая реальность, свойственная лишь человеку».1 Прежде всего бросается в глаза, что в этом определении Шюц говорит об одной из областей действительности. Только в этой области человек может достичь взаимопонимания с другими людьми. Очевидно, имеются и другие области действительности, которые доступны лишь отдельной личности, например, свой мир мечты, фантазии, или собственное прошлое. Эти области также являются реальностью и влияют на мышление и действие человека в мире других людей. Видимо, сказанное справедливо в отношении всех людей. Следовательно, социальная действительность является сложной и ни в коем случае не одинаковой у разных людей. Второе определение повседневного жизненного мира, которое уже приводилось выше, вносит в понимание предмета новый аспект и поэтому заслуживает повторения: «Под повседневным жизненным миром понимается та область реальности, которая свойственна в качестве простой данности нормальному бодрствующему взрослому человеку в здравом рассудке. Простой данностью мы называем все, что переживаем как несомненное, то есть любое положение дел, которое до поры до времени является для нас непроблематичным... В естественной 1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 23. Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 85 установке человек находится в мире, который является для него беспроблемным, действительность которого является для него само собой разумеющейся. Человек родился в нем и знает, что он существовал еще до его появления на свет».1 Из обоих определений следует, что люди действуют в социальной реальности на основе естественной установки. С точки зрения естественной установки «я воспринимаю как непосредственную данность, что в моем мире существуют другие люди, причем не просто как другие неодушевленные предметы... а как люди, обладающие сознанием, которое в принципе такое же, как у меня самого. Поэтому мой жизненный мир с самого начала является не просто моим личным миром, а интерсубъективным жизненным миром, структура которого является для меня общей с другими людьми».2 Как отмечалось, Шюц уделяет особое внимание интерсубъективности жизненного мира, которая находится в центре внимания еще у Гуссерля. В этой связи он дает третье определение жизненного мира, а именно: жизненный мир изначально воспринимается как мир, общий с другими людьми. В жизненном мире люди знают, что они существуют друг для друга и что они взаимно воспринимают друг друга и имеют значение друг для друга. Так как мы допускаем, что действительность, в которой мы живем, видится другими людьми в принципе такой же, мы можем вступать с ними в разнообразные социальные отношения, а они, в свою очередь — с нами. На этом 1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 23. 2 Ibid. S. 24. 86 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация месте рассуждения Шюца о конституировании интерсубъективности обрываются, но мы еще вернемся к этому вопросу в параграфе под названием «Социальная структура жизненного мира».1 В заключение приведем четвертое определение жизненного мира, в котором подчеркивается, что мы не только живем, но и действуем в этом мире: «Жизненный мир есть... действительность, которую мы изменяем с помощью своих поступков и которая в свою очередь меняет наши поступки. Можно сказать, что наша естественная установка в отношении мира повседневной жизни определятся лишь прагматическим мотивом».2 Мы действуем в своем жизненном мире, который сам по себе дает рамки нашему мышлению и действию. Этот вывод имеет принципиальное значение для тезиса о «социальном конструировании реальности».
|