Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система школ и воспитания






Вслед за открытием школы Владимиром в 988 г., где было 300 детей, древние летописи сохранили свидетельства об открытии еще ряда школ на Руси. В XI веке, когда приходится период расцвета Киевской Руси, сложилась своя система школ и воспитания[8]:

· школы «книжного учения»;

· монастырские школы;

· школы грамоты;

· кормильство;

· женские школы.

Школы «книжного учения» - школы повышенного типа. Особенностью таких школ было то, что обучение осуществлялось по привнесенной христианством книжном системой, где главной была работа с книгой, с текстом. А это расширяло рамки познания и возможности образования.

Эти школы готовили своих воспитанников к деятельности в различных сферах государственной, культурной и церковной жизни. Примером школ «книжного учения» были школа Владимира (988 г.), дворцовая школа Ярослава Мудрого (1037 г.). Последняя существовала при Софийском соборе и имела международное значение. Это была школа повышенного типа, здесь велось переписывание книг, а также готовились писцы и переводчики для этого дела. В ней была основана первая на Руси библиотеку, которая стала очень известной. О ней упоминается в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина[9]: «Ярослав начал также строить монастыри: первыми из них были в Киеве монастырь Св. Георгия и Св. Ирины. Сей государь, по сказанию Летописца, весьма любил церковные уставы, духовных пастырей и в особенности черноризцев, не менее любил и книги Божественные; велел переводить их с Греческого на Славянский язык, читал оные день и ночь, многие списывал и положил в церкви Софийской для народного употребления. Определив из казны своей достаточное содержание Иереям, он умножил число их во всех городах и предписал им учить новых Христиан, образовать ум и нравственность людей грубых; видел успехи Веры и радовался, как усердный сын Церкви и добрый отец народа.

Монастырские школы вводились с XI века при монастырях согласно Студитского устава, который требовал, чтобы монахи жили в общежитиях и учились грамоте. Сначала существовали только закрытые монастырские школы, их посещали новопринятые монахи. Обучение носило индивидуальный характер.

В некоторых монастырях существовали школы повышенного типа. Такой была школа в Киево-Печерском монастыре (1068 г.). Она давала богословское образование, которое достигало уровня византийской духовной патриаршей академии. Из ее стен выходили не только высшие духовные иерархи, но и выдающиеся деятели древнерусской культуры, представители богословско - философской мысли. Школа известна своей библиотекой. Киево-Печерский монастырь стал центром русского летописания, был поставщиком книжной продукции во всей Киевской Руси.

Главная задача монастырских школ заключалось в строгом аскетическом воспитании, смысл которого сводился к формированию у монахов смирения, терпения, отказа от радости земной жизни. С XII века, по инициативе князя Ярослава Осмомысла, в Галицко-Волынском княжестве вводятся первые открытые монастырские школы для населения.

Школы грамоты существовали преимущественно в городах (в село грамота не проникала). Здесь учились дети боярские, посадников, купцов, ростовщиков, зажиточных ремесленников. Содержались такие школы на средства родителей, поэтому для бедного населения были недоступны. Изучали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Во время занятий учитель работал с каждым учеником отдельно или с небольшой группой учеников (8-10 человек).

Кормильство - форма домашнего воспитания детей феодальной знати. Князья подбирали для малолетних княжичей (в возрасте 5-7 лет) кормильцев из числа знатных воевод и бояр, что жили в отдельных волостях. Княжич не только там воспитывался, но и княжил. Кормильцы были и как наставники, и как управляющие. Кормильство предполагало не только военно-физическое воспитание, но и ориентировалось на высокий уровень образования. Князья владели 5-6 иностранными языками. Рассадка киевскими князьями своих детей по городам и областям сначала способствовало консолидации восточнославянских земель. Но впоследствии оказались его негативные последствия: родители плохо знали детей, братья не знали друг друга, что усиливало междоусобицы; высокий статус кормильцев давал им возможность вмешиваться в семейные споры князя, в политические интриги и придворные заговора. Начиная с XIII в. кормильцы заменяются дядями – высокообразованными людьми (впервые термин встречается 1202 г.). Они становились домашними учителями. На смену кормильству приходят элементы гувернерства.

Женские школы. Примером таких школ является женская школа, открытая Анной Всеволодовною[10] (сестрой Владимира Мономаха) при Андреевской церкви в Киеве (1086 г.). Позже такие школы были открыты в Суздале, Полоцке и других городах. В летописях упоминается Ефросиния Полоцкая[11], которая потрудилась для обучения девиц ремёслам, пению, рукоделию, чтению и списыванию книг. Ряд источников свидетельствуют о высокой образованности женщин, особенно в княжеских верхах. Это поднимало престиж Киевской Руси в глазах Европы. Всем известный факт: дочь Ярослава Мудрого - Анна -, ставшая королевой Франции, была грамотна. Известны документы, подписанные ею: «Анна рыта» (Анна королева), как в то время её супруг Генрих I ставил лишь крестик.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал