Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Натурализм и «партикулярные» школы в социологии XIX-н XX В.






Натурализм в социологии - теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук. В социологии XIX-начXX существовали 2 главные формы Н. - социал-биологизм и социал-механицизм.

Социал-биологизм был господствующим, представлен концепциями социального органицизма Спенсера, Шеффле, Вормса и др. и социального дарвинизма Беджгот, Гумплович, Самнер и др.

Представители направления стремились понять законы функционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией.

Сторонники механицизма (Кетле, Кэри, Винярский, Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках.

Социальный органицизм. Основатель - Спенсер. На базе спенсеровской социологии развилась ветвь органистической школы. Несмотря на общность установки общество - биологический организм, представители придерживались разных взглядов. Аналогии между организмом и обществом нередко доводили до абсурда, пытаясь найти в организме прообразы практически всех социальных явлений. Слабость направления - аналогиями пытались подменить анализ общества. Также, фиксируя внимание на равновесии и плавной эволюции общества, упускали из виду или игнорировали противоречивый характер социально-экономического и политического развития, понимание социального конфликта.

Альберт Шеффле1831-1903 нем и австр экономист и соц, Строение и жизнь социальных тел. - общество - единый организм и изучать его надо методами естествознания. Органическое единство общества - результат превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание, дух народа. Основой развития общества - универсальный закон борьбы за существование, но главным признаком социальности - наличие духовной связи - реализуется с помощью символических и технических действий.

Рене Вормс1862-1926 фр соц, Организм и общество. - проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая и различия. Подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, жизненное усилие.

Русские органицисты - Ножин, Стронин, Лилиенфельд, Новиков

Лилиенфельд П.Ф. 1829-1903, Органический метод в социологии, рус чиновник, ученый-соц, позитивист 1го поколения, публиковавший труды на немецком, на основании чего относится к нем течению органицизма. Социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов. Чтобы к соц. явлениям применять законы биологии ввел понятие зак она социального тела и социально-эмбриологический закон: чел-к проходит в развитии этапы, которые прошло все человечество. Индивидов в обществе уподобляет клеткам в организме. Слияние отдельных частиц в целостный организм - по закону соединения клеток. Общественный идеал - прогресс без революций. Общество развивается по естественным законам, вмешательство в его жизнь чревато нарушениями состояния. Причина патологических состояний - классовая борьба и революции. Психика человека - фактор, детерминирующий общественные процессы, и это грань, которая разделяет природу и социальный мир.

Альфред Эспинас 1844-1922фр соц - рождение социологии подготовлено изучением связей между животными, а общество - живое существо, подверженное естественным законам.

Альфред Фулье 1838-1912фр фил. Социальные концепции - в работах Психология заезженных идей, Мораль заезженных идей - отстаивал идею об аналогии общества и организма, подчеркивая психические черты общества, обусловленные коллективной ответственностью.

Социал-дарвинисты: наряду с органицизмом в натуралистическом направлении существовал географический детерминизм - необходимость учитывать фактор окружающих человека природных условий (Мечников, Щапов).

Уолтер Бэджгот1826-1877 англ экономист и политолог, Физика и политика: конфликт между группами - результат естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества - сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться) (англ).

Людвиг Гумплович 1838-1909 польско-австр соц, Раса и государство, Расовая борьба. - свойственен глубокий пессимизм - с его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, социальные законы отменить, изменить нельзя, они - форма проявления законов природы. Опираясь на учение Ч.Дарвина, считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Гумплович за 20 лет до Самнера ввел понятие этноцентризм, означающий мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место среди современных народов и по отношению ко всем народам исторического прошлого.

Густав Ратценхофер 1842-1904 австр соц. Как и Гумплович полагал конфликт главным социальным процессом, во взаимоотношениях между людьми царит враждебность по причине борьбы за самосохранение, пропитание.

Альбион Смолл 1854-1926, Уильям Грэм Самнер 1840-1910 в10.

Социальный механицизм: Кетле 1796-1874 бельг мат, соц - все соц явления механически выводятся из низших форм движения материи. Законы социальной жизни, как и принципы механики, едины для всех эпох и народов. Поскольку объективно случайных событий нет, события и явления, которые относятся к категории случайных ввиду нашего незнания, должны отражать определенные закономерности детермистических связей. Наши способности предсказывать события ограничены по разным причинам, но, как указывал еще Лаплас, бесконечно способное существо было бы в состоянии это делать. Главное - мир, который описывает механика, таков, что позволяет это сделать, а сам мир это и делает, для него нет измерительно-вычислительных трудностей.

Генри Чарлз Кэри1793-1879 амер экономист «Единство закона в соотношениях физической, социальной, психической и моральной науки». Физические законы тяготения, притяжения и отталкивания имеют соответствующие социальные преломления. Он сравнивал обществ. структуры и процессы со структурами и процессами неорганич. мира, стремился установить общие для них законы.

Парето - в8.

Партикулярные школы. Партикуляризм (от лат. particula - небольшая часть, particularis - частичный) - стремление к частным моментам, обособлению. Встречается в различных областях.

По Парсонсу, партикуляризм - вид ориентации, заключающийся в применении уникальных, а не общих критериев оценки. В данном смысле противопоставляется универсализму (Парсонс «О структуре социального действия»).

Добреньков, Кравченко. Географическая школа - направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву) как определяющий фактор развития общества и государства (Монтескье, Бокль, Ратцель, Мечников). Идеи о роли географической среды в развитии государства и общества высказывали еще древние мыслители, в частности Демокрит, Геродот, Страбон, Полибий. Однако только в ХIХ получили научное обобщение, во многом благодаря усилиям географической школы. Центральное место - географическое положение государства. Исходным принципом - географический детерминизм - основывается на признании, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов определяют направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене.

Фридрих Ратцель 1844-1904 нем географ и этнограф, зачинатель политической географии. Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, разработал географическую карту культурной жизни человечества. В трудах " Антропогеография", " Народоведение", " Земля и жизнь" - общую картину расселения народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Сложные явления передвигаются медленнее, простые - быстрее. Хозяйственные формы, экономические институты, навыки земледелия или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами медленно и с большим трудом. Быстрее и легче - украшения, предметы быта и одежда. Причина - традиции и навыки распространяются со своими носителями, одежда и мебель этого не требуют. С обственное изобретение людьми не так ценится, как заимствованное. Народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой.

Главная заслуга - попытка связать политику и географию, изучить политику государства, исходя из географического положения. В своей " Политической географии " обосновывал тезис, что государство - биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами. - продукт органической эволюции, укорененный в земле подобно дереву. Сущностные характеристики государства определяются его территорией и месторасположением, а процветание зависит от того, насколько успешно приспосабливается к условиям среды. 1 из основных путей наращивания мощи - территориальная экспансия или расширение жизненного пространства. С помощью этого понятия пытался обосновать мысль, что основные экономические и политические проблемы Германии вызваны несправедливыми, тесными границами, стесняющими ее динамическое развитие.

Генри Томас Бокль 1821-1862 англ ист, пытался установить законы для исторических событий в зависимости от физических условий - почвы, климата, пищи. " История цивилизации в Англии " - человеческая история не является игрой слепого случая, свобода воли - иллюзия. К истории следует применить методы естествознания. Климат, пища и почва определяют физическое и умственное развитие нации. История человечества - история борьбы между насилием и свободой.

Мечников Лев Ильич 1838-1888, «Цивилизация и великие исторические реки» занимался исследованием влияния географич среды на эволюцию человечества и соц прогресс. Важнейшая задача социологии - выявление признаков соц прогресса, установление его критериев и формулирование законов => возможность превращения социологии в точную науку.

В теории Мечникова системообразующий элемент - кооперация - форма развития солидарности и реализации сил, обеспечивающих прогресс. => социология - наука о солидарности. Критерий прогресса устанавливается в соответствии со степенью солидарности. Прогрессивный путь развития человечества - движение от низшей (принудительной) формы кооперации через союзы подчиненного типа, складывающиеся под воздействием разделения труда, к свободным добровольным ассоциациям, основанным на общности интересов.

Говоря о влиянии географических условий на жизнь, имел в виду не всю природу, а часть, кот включена в процессы взаимодействия с чел-м и несет на себе следы его деят-ти - природа, кот «эволюционирует во времени…расширяется с процессом цивилизации». Соц. организм - часть природы, был осторожен в аналогиях (общество-организм), не признавал крайностей социал-дарвинизма, географич детерминизма. Его подход подразумевал при изучении закономерностей общественного процесса привлечение психологических данных и обращение к историческим и социокультурным контекстам.

М. выделил в истории человечества 3 ступени - этапа последовательного освоения чел-ком природной среды и формирования мировой цивилизации: речную, морскую и океаническую.

К партикуляризму вроде причисляют и органическую школу (Лилиенфельд, Шеффле). Изучение сообщества животных (Эспинас)

+ Психологическая школа. Тард о подражании как основном типе социальной связи в9.

Психология толпы в интерпретации Гюстава Лебона 1841-1931 фр психол, соц, «Психология толпы». Основным инструментом познания соц процессов и истории д.б. модифицированная психология - д. ориентироваться не столько на познание сознательных поступков людей, сколько на постижение неосознаваемых моментов их душевной жизни.

Стабильный психический склад народов и рас формируется под влиянием наследственных факторов, воспитания, среды, подражания и ом, которые обеспечивают трансляцию суммы средних понятий, обеспечивающих сходство людей. Главные факторы эволюции: характер народа, идеи, понятия, верования и убеждения.

Особое внимание - проблемам толпы и расы. Толпа - группа, обладающая специальными свойствами и охваченная общими чувствами, настроениями и стремлениями. Характерные черты: зараженность идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, раздражительность, догматизм, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувственность, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами.

Рассматривая наступление эры толпы как начало упадка цивилизации, в толпе люди деперсонализируются и деиндивидуализируются. Каковы бы ни были составляющие толпу индивиды, 1 факт принадлежности к толпе достаточен для появления у них коллективной души, благодаря которой они иначе чувствуют, мыслят и действуют, чем чувствовал, мыслил и действовал бы каждый из них в отдельности. Отмечая бессознательный и избыточно эмоциональный характер поведения людей в толпе, утверждал, что оно обусловливается действием психологического закона духовного единства толпы: в позднейшей фазе формирования организованной толпы в ней происходят исчезновение сознательных личностей и ориентирование чувств и мыслей людей в 1м направлении, в силу чего на основе общих качеств характера, управляемых бессознательным, возникает временная коллективная душа толпы. Есть разнородная толпа (уличные группы) и однородная группа (секта).

Осн вывод по проблеме чел рас: наличие больших анатомических и значительных психологических различий между расами, в силу которых слияние рас даже в отдаленной исторической перспективе невозможно.

Психология народов (Вундт, Уорд). Вильгельм Вундт 1832-1920 нем психол, Введение в психологию, противопоставил индивидуальной психологии психологию народов (вслед за Лацарусом и Штейнталем). Мышление, речь и др психологич явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Объект психологии народов - душа народа, по аналогии с душой отдельного индивидуума. Если смотреть на объект исследования психологии как на совокупность внутренних переживаний индивидуума, то, что принято называть душой, то объект психологии народов - общие образования представлений, чувствования и стремления - не сводится к совокупности действий отдельных индивидуумов: совместная жизнь индивидуумов порождает новые законы, которые не противоречат законам индивидуального сознания, но и не сводятся к ним.

Основные области психологии народов - язык, мифы и обычаи - не фрагменты народного духа, но этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает остальные процессы.

Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы - содержание этих представлений; обычаи - возникшее из этих представлений общее направление воли. Психология народов исследует эти 3 области и их взаимодействие.

Методы психологии народов - анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Психология народов пользуется описательными методами, не претендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе и психология народов, - не наука о законах, не только о них. В ее фокусе - проблема развития, в случае психологии народов - развития души народа.

Уорд - в10.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал