Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды познания.
I.Ненаучное познание: -Обыденное (житейское) - Практическое (народная мудрость) - Религиозное -Мифологическое - Художественное (средствами искусства). II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов. 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень: Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Теоретический уровень: Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования. Теория – система взаимосвязанных утверждений. Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями. Научные методы: 1. Всеобщие: диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое). 2. Общенаучные: Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. Индукция - движение мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 3. Частнонаучные: анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод. III. Социальное познание – познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества. Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок. Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование. Методы: контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент. IV.Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я. Особенность – объектом является сам субъект. Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей. Самопознание совершается: 1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими. 2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других людей и соотнесения себя с другими. 3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.
Предварительный просмотр:
|