![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На что с ним дружиться, когда он любит сердится.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
· У Маши день рождения. Ей мама разрешила пригласить в гости Лену и Катю — соседок Маши. Маша утром вбежала в группу и громко на всю группу закричала: «У меня сегодня день рождения. Ко мне в гости пойдут Лена и Катя». К Маше подошла Галя — это самая тихая девочка в группе и спросила: «А я почему нет?» «Мама не велела», — крикнула Маша и показала Гале язык. Галя пошла в игровой уголок и весь день была очень грустная. Как правильно должна была поступить Маша, чтобы никого не обидеть? · В конце занятия воспитатель проводит словесную игру «Кто больше знает русских пословиц?». — Вы знаете много русских пословиц. Сегодня мы будем их вспоминать и объяснять, кому и когда их можно сказать. Тот, кто скажет пословицу, сам называет, кто из детей будет ее объяснять.
БЕСЕДА О ЧЕСТНОСТИ
КОСТОЧКА (быль) Купила мать сливы и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто- нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. По рассказу Л. Толстого
• Почему сам Ваня заплакал? • Какие бы вы могли сказать Ване пословицы? • На какое стихотворение-шутку, которую мы читали, похоже то, что произошло с Ваней?
· Девочка входит в раздевалку. В раздевалке воспитатель разговаривает с мамой Кати. Катя раздевается. Как девочка со всеми поздоровается? · Мальчик пришел в группу. Его товарищи уже начали постройку. Ему тоже хочется строить. Как он об этом попросит товарищей? · Мы с вами решали много задач о том, как правильно поступить. Попробуйте сами придумать ситуации, а мы все вместе их будем решать.
БЕСЕДА О ПРАВДИВОСТИ
КАК МАЛЬЧИКИ МЕД СЪЕЛИ Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке, в соседнее село. Обрадовались братья: давно у дедушки не были. У него в саду вкусные яблоки. «Вот уж поедим;, — думали. Принесли они дедушке вышитую мамой сорочку. Дедушка поблагодарил и говорит: — Идите, дети, в сад, рвите яблоки. Побежали Олег и Роман в сад. Яблок много, все вкусные. Залезут мальчики на яблоню, нарвут яблок. А на другой — яблоки еще вкуснее, так и манят... Поели мальчики яблок вдоволь, а тут дедушка поставил на стол банку с медом. Съели Олег и Роман по ложке — и не могут больше... Собрались домой. Дал им дедушка банку, говорит: — Пусть и мама меду попробует. Идут мальчики. Дорога далека. Проголодались. Сели под вербой, съели немного меду. Идут дальше, снова остановились, съели вроде бы чуть-чуть, а меду осталось на донышке. Еще раз остановились мальчики — весь мед доели. Подошли они к дому, сели под кленом и думают: «Что же скажет мама?» А мама вышла из дома, видит — ее мальчики плачут. — О чем вы плачете? — удивилась мама. Рассказали братья, как мед съели. А мама обрадовалась, смеется. Удивились мальчики, спрашивают: — Мама, чему ты радуешься? — Тому, что вы плачете... В. Сухомлинский
• Вспомните, как относились взрослые к поступкам тех детей, которые сами признавались в плохих поступках, которые сами понимали, что сделали плохо. • Расскажите, как бывают наказаны дети, которые не хотят признаться, что поступили плохо. · Каждый человек и взрослый, и ребенок — может совершить неправильный поступок, но... (Закончите ответ так, как вы это понимаете.) • Какие русские пословицы подходят к таким поступкам?
БЕСЕДА О ТОМ, КАК ВАЖНО ДУМАТЬ О ДРУГИХ
ПЕЧЕНЬЕ Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. — Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики сгребли все печенье на стол и разложили на две кучки. — Ровно? спросил Вова. Миша смерил глазами кучки. — Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом стало тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. — Рассыпчатое! Сладкое, — говорит Миша. Угу! — отзывается набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, хлопнул себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба... В. Осеева
• В рассказе мальчики невежливые, а Миша даже грубый. Они вовсе не знают вежливых слов. Помогите им, чтобы про них можно было сказать: «Вот теперь это культурные, вежливые и добрые мальчики».
· Однажды большие мальчики, которые уже ходили в школу, позвали Колю, который ходил в старшую группу детского сада, купаться на пруд. Коля не умел плавать, но постеснялся сказать ребятам. Все разделись и пошли в воду. Вместе со всеми пошел и Коля. Как вы думаете, что может случиться дальше? Как должны были поступить большие мальчики? Как должен был поступить Коля?
БЕСЕДА О ЛЕНОСТИ И ТРУДОЛЮБИИ
— Вы знаете, что у русского народа есть много пословиц о дружбе и товариществе, про лень и трудолюбие, про доброту и жадность, о правде и лжи. А писатель Борис Викторович Шергин к этим пословицам писал рассказы, объяснял пословицы. В этих рассказах много старинных русских слов, которые мы уже не говорим, а только встречаем в старых книгах.
ОДНО ДЕЛО ДЕЛАЕШЬ, ДРУГОГО НЕ ПОРТЬ Кошка Муська, которую баня рисовал, приходила два раза в неделю. Бабушка и Ваня думали, что Муська приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой. Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену — сидела в углу коридорчика и слушала. И вот какая случилась оказия. Бабушка выкрасила желто-румяной краской — охрой — пол в комнате, покрыла белилами подоконник, чуточку приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы по комнате ходил ветерок. Спать Ваня и бабушка легли в кухне, а Муська сидела в коридоре. Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Муська прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала мышонка. Но встать старуха поленилась. По кошачьим правилам добычу надо было вынести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодком. Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу, прыгнула на подоконник. Здесь долго плясала, пока выбралась на улицу. Утром бабушка приоткрыла дверь в комнату и зашумела: — Гляди-ка, Ваня, что натворила эта дрянь Муська! Пол наследила и своими лапищами разукрасила подоконник. Бабушка бросила на пол полоску бумаги, Ваня подбежал к окну: — Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие! — Я вам покажу цветочки, ворчала бабушка. — Пусть только Муська явится, я ее ткну носом в эти цветочки! Муська вернулась вечером за угощением. Бабушка поставила под нос молоко и рыбу, но пока Муська ела, бабушка делала ей строгий выговор: — Запомни, Муська, пословицу: «Одно дело делаешь, другого не порть».Ты сделала важное дело — выловила мышь, но и я сделала дело — выкрасила комнату. Ты мое дело испортила. Б. Шергин
ДЛИННАЯ НИТКА ЛЕНИВАЯ ШВЕЯ Есть еще поговорка: «длинная нитка — ленивая швея». Была ленивая баба-молодка. Шитья много. Нитку в иголку вдевать надо часто, а молодка этого терпеть не могла. У окна шить сядет и нитку вденет длинную-предлинную. Шьет — рука в окно машет. Мимо шел солдат. Видит, кто-то ему из окна рукой машет. Солдат забежал в избу: Хозяйка, ты зачем меня звала, рукой в окно махала? Она говорит: — Что ты, с ума сошел? Я шью, нитка длинная, рука далеко машется. Солдат и закричал сердито: — Ты нитку-то укорачивай и солдата с дороги не ворачивай! Б. Шергин • Затем воспитатель проводит словесную игру: — Давайте разделимся на пары: один будет говорить пословицу, а другой ее объяснять. Потом поменяемся ролями. · В конце занятия проводится игра-соревнование «Кто больше назовет вежливых слов?» Дети делятся на две команды, по очереди называют вежливое слово. Победит та команда, которая назовет больше слов.
|