![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Анализ в системе маркетингаСтр 1 из 17Следующая ⇒
Автономная некоммерческая организация Высшего образования «Российский новый университет»
Курс лекций по учебной дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Составитель: к.э.н. Горбатко Е.С.
Москва 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Роль и содержание комплексного анализа Роль комплексного анализа заключается в выявлении основных резервов роста объемов производственной деятельности и реализации, повышения эффективности работы предприятия, в обосновании планов и управленческих решений. Экономический анализ – это система знаний, направленных на исследование экономических процессов, происходящих на уровне предприятий (организаций) под воздействием внешних факторов (экономических законов) и внутренних (деятельность хозяйствующего суюъекта), отражаемых в системе экономической информации. Предметом анализа являются хозяйственные процессы, происходящие на уровне предприятия, отражаемые в системе экономических показателей. Объектом экономического анализа является хозяйствующий субъект (организация, предприятий) или его обособленное подразделение или ряд юридических лиц (организаций, предприятий), занятых в одном, по сути, бизнесе. Цель комплексного анализа заключается в: оценке предыдущей деятельности; текущей деятельности; оценке будущего потенциала деятельности анализируемого объекта. Основные этапы анализа: - определение подхода к анализу – сравнительный (с нормативами), сравнение в динамике (с прошлым периодом) данного предприятия с аналогичными или конкурентами; - оценка качества информации (как сказывается учетная политика предприятия). Комплексный анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа, стало быть, в основу составления бизнес-плана положены результаты проведенного анализа. Чтобы получить оценку итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, уровня использования производственных и финансовых ресурсов требуется комплексного подхода. В этой связи одним из перспективных видов экономического анализа современной экономики, но пока недостаточно полно разработанным, является комплексный анализ. Он основывается на системном подходе к экономическим процессам на предприятии, которые исследуются в динамике и во взаимосвязи со всеми частными элементами процессов и отражаются в системе показателей. Многообразие и сложность процессов деятельности предприятий требуют классификации этапов исследования, выделения первичных и вторичных элементов, их взаимной увязки. В этой связи разработки методологии комплексного экономического анализа основываются на создании взаимосвязанной системы показателей, наиболее полно и всесторонне охватывающей все элементы сложного хозяйственного и финансового механизма деятельности предприятия. При этом показатели группируются по экономически однородным признакам в блоки, которые затем увязываются в единую систему.[1] Преимущества комплексного системного анализа выражаются в том, что позволяют осуществлять комплексный поиск резервов повышения эффективности производственной деятельности. Их оценка позволяет представлять деятельность предприятия как единый механизм, выделять наиболее важные звенья и на их основе разрабатывать комплекс мероприятий по мобилизации не использованных резервов. Проведение комплексного экономического анализа требует не только соответствующей информационной базы, но и четкой классификации факторов влияющих на деятельность предприятия. Основу классификации составляет деление их по характеру воздействия на результативные показатели (экстенсивные и интенсивные). Экстенсивные факторы обуславливают количественный прирост результативного показателя, т.е. за счет расширения сферы его воздействия, как во времени, так и в пространстве. Специфику показателей, на которые рассчитывается влияния факторов, определяет их набор в алгоритме расчета. Количественный характер воздействия этих факторов проявляется в необходимости их количественного увеличения, чтобы обеспечить прирост результативного показателя. Однако для повышения эффективности бизнеса, мер количественного, т.е. экстенсивного воздействия недостаточно. Каждое предприятие стремится усилить воздействие интенсивных факторов, в которых проявляется степень усилий предприятия, напряженности труда в бизнесе. В частности, если предприятие не будет обеспечивать рост производительности труда, повышение фондоотдачи по всем используемым ресурсам, рентабельности капитала и т.д., то не сможет поддерживать расширение производственной деятельности и увеличение прибыли предприятия на дальнейшую перспективу. Виды экономического анализа по источникам информации: внешний (финансовый); внутренний (управленческий). Внешний анализ проводится по данным бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах). Особенности финансового анализа обусловлены в первую очередь особенностями бухгалтерской (финансовой) отчетности: 1.Отчетность унифицирована 2.Отчетность является публичной Благодаря этим двум особенностям существуют стандартные методы (приемы) анализа, и возможно применение общих подходов к оценке аналитических показателей. 3.Отчетность (в существующем на сегодня понимании, сложившемся в российской действительности, но уже не вполне соответствующем даже нормативным документам, тем более, современному состоянию теории бухгалтерского учета) отражает результаты деятельности объекта за закончившийся, отчетный период. Эти результаты определены и не подлежат пересмотру. Предполагается, что они достоверны. Благодаря этому в финансовом анализе возможно применение формальных количественных методов и формальных оценок. Зачастую весь финансовый анализ представляют как совокупность только формальных расчетов и формальных оценок. Более полезным является понимание другой особенности отчетности: 4. Отчетность, характеризующая результаты деятельности субъекта, составляется самим субъектом. Поэтому даже добросовестно составленная отчетность заведомо субъективна. Российский составитель отчетности в большинстве случаев не ориентирован на иного пользователя, кроме налогового органа. Отсюда первая задача анализа – оценка представленных результатов. В результате решения этой задачи можно прийти к выводу о такой степени недостоверности отчетности, которая делает бессмысленным применение последующих аналитических процедур. 5. Внешние субъекты анализа могут иметь разные экономические интересы вплоть до противоположных. Поэтому и цель анализа, и методы, критерии оценок могут быть разными. Стандартная, широко публикуемая методика анализа ориентирована на существующих или потенциальных инвесторов. Особенности внутреннего анализа: 1.Управленческий анализ в значительной степени ориентирован на специфику бизнеса, не столько даже хозяйственную, сколько организационную (методы управления) 2.Результаты, а главное - методы управленческого анализа составляют коммерческую тайну 3.Управленческий анализ использует не только выверенную и окончательную информацию о прошлых результатах, но и приблизительные данные о настоящем и вероятностные оценки будущего. Таким образом, информационная база заведомо содержит неопределенность. Отсюда – широкое использование вероятностных методов обработки информации и неоднозначность в оценках. 4.Управленческий анализ проводится управленческими службами в целях повышения эффективности деятельности организации Виды экономического анализа по времени проведения: - текущий (по данным отчетного периода), в частности, широко распространенный план-факт анализ - оперативный, проводится в режиме реального времени и позволяет вмешиваться непосредственно в ход экономических процессов, регулируя их параметры, и управляя таким образом, результатами. В погоне за оперативностью приходится использовать непроверенные, неточные данные. - перспективный анализ – будущие параметры деятельности предприятия Информационная база экономического анализа. Основным источником аналитической информации являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, для оценки состояния внешней среды используется общеэкономическая информация, основанная на данных статистики, которые, в свою очередь имеют бухгалтерское происхождение. В управленческом анализе используются данные о планах и нефинансовая информация. Субъекты экономического анализа: - внешние; - внутренние – аппарат управления данной организацией. Внешние делятся на 3 группы: - с прямым финансовым интересом (инвесторы, акционеры, кредиторы) - с косвенным финансовым интересом (поставщики, налог. органы, покупатели, работники организации и др.) - без финансового интереса (аудиторы, СМИ, органы статистики, юристы и др.) Тема 2. Анализ в системе маркетинга Обеспечение эффективного использования наличных ресурсов и удовлетворение потребительских требований покупателей от субъектов экономических взаимоотношений требуют проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов. Для этого необходима серьезная проработка рынков сбыта выпускаемой и намечаемой к производству продукции и экономических обоснований планируемых изменений, что невозможно без маркетинговых исследований. В рамках маркетинга предусмотрены следующие факторы:
|