Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. А. Ту го в а






Особенности психики детей, страдающих заиканием, сказываются на протекании их двигательных актов. Ис­следование моторики заикающихся подготовительной группы специального детского сада не обнаружило у них существенных затруднений при выполнении элементар­ных двигательных упражнений, доступных данному воз­расту.

Однако пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, сосредоточиваться и свое­временно реагировать на сигнал у заикающихся до­школьников приводят, как правило, к неумению выпол­нять серийные задания (например повторение ряда про­стых движений в определенной (последовательности), пе­реключаться с одного вида движения «а другой. Такие дети заметно отличаются от дошкольников массового детского сада пониженной способностью замечать допу­щенные ими самими или их товарищами отступления от инструкции и 'показа учителя, сличать одно с другим.

Развивая систему движений, отмечает А. В. Запоро­жец, мы влияем и на психические процессы. Благодаря организации двигательной сферы формируются опреде­ленные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности, действовать определенным образом в оп­ределенном направлении1.

Цель данной статьи — осветить некоторые из прие­мов, используемых нами на музыкальных занятиях в подготовительной группе заикающихся дошкольников2.

Разрабатывая 'содержание коррекционной работы на музыкально-ритмических занятиях, мы придерживались

(1 Ом.: А. В. Запорожец. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

2 Исследование проводилось в школе-клинике НИИД ЛИП СССР и в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями рочи W? 1853 Москвы).

 

существующей программы для массовых детских садов. Перед музыкальным руководителем массового детского сада стоит задача научить детей выразительно, непри­нужденно двигаться в 'соответствии с музыкальными об­разами, характером музыки, динамикой, регистрами, ус­корять и замедлять движение, отмечать движениями ак­центы в музыкальном произведении, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Та же задача стоит и перед музыкальным работником, занимающимся с заикающимися детьми. Однако выполнение ее в плане коррекции должно быть направлено на развитие внима­ния на формирование черт общего и речевого поведения и требует применения ряда специальных приемов. Так, большое место на занятиях отводится упражнениям, вос­питывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количест­во движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождаемыйсловесным объяснением, показ без ин­струкции, словесное объяснение без показа.

Важнейшими элементами музыкально-ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музы­ка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила зву­ка, форма музыкального произведения позволяют регу­лировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедлен­ный, ускоренный, стремительный) помогают детям пере­ключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответст­вующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музы­кального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и от­ражать в движении акцентированный звук.

Большое значение придается акценту как средству, выразительности и уточнения движения в упражнениях с предметами, в игре, как сигналу к окончанию музыкального отрывка и выполнению соответствующей инструк­ции (например, остановиться) «т. д.

Музыкальные произведения для занятий подбираются высокохудожественные и доступные детям, облегчающие красивое и естественное выполнение движения. Благода­ря музыке улучшается координация движений: они ста­новятся более четкими, точными, плавными.

Переходим к описанию упражнений и игр, которые представляются нам наиболее полезными в коррекционной работе с детьми.

Заикающиеся дети медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и измене­нием музыкального сигнала. Они часто продолжают дви­гаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают следующие упражнения (приводятся по возрастающей сложности).

Упражнения, используемые в первом и втором кварталах:

Передача флажка под музыку. Дети стоят в кругу, в темпе с музыкой передают флажок. На остановку в зву­чании тот, у кого в этот момент окажется флажок, под­нимает его вверх. С возобновлением звучания дети опять передают флажок.

Передача мяча под музыку. Дети стоят в кругу и пе­редают мяч. На остановку в звучании тот ребенок, у ко­торого в этот момент окажется мяч, играет с ним, ударяя, например, три раза об пол или подбрасывая вверх (по инструкции педагога). С началом музыки мяч продол­жают передавать по кругу.

Движение по кругу (несколько вариантов). Дети идут по кругу, на остановку в звучании перестают двигаться. Упражнение можно провести с флажками: с прекраще­нием музыки надо высоко поднять флажки над головой.

Дети идут по кругу, на акцент в музыке делают пово­рот в обратную сторону или легкое приседание.

Взявшись за руки, ребята цепочкой ходят в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке веду­щий цепочки опускается на одно колено. Цепочка про­должает двигаться дальше. На следующий акцент иг. щий впереди опять встает на одно колено. Так продо ется до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.

Движение по кругу с мячом. Дети стоят в кругу, пе­ред каждым на полу лежит мяч. С началом музыки дети берут мячи и, держа их в вытянутой вверх правой руке, ведут по кругу. С прекращением звучания все останавли­ваются и кладут мячи на пол перед собой.

«Займи круг». На полу педагог рисует круги по коли­честву участвующих в упражнении детей. Под музыку марша каждый ребенок ходит около своего круга, на акцент в музыке впрыгивает в круг и ждет следующего сигнала, по которому выпрыгивает из круга и опять ходит вокруг него.

В третьем и четвертом кварталах упраж­нения, развивающие четкую реакцию на сигнал, услож­няются: увеличивается количество сигналов, движения каждый раз заменяются новыми.

Движение парами с обручами. Вся группа встает па­рами по кругу. Каждой паре дается обруч. Ребенок, ко­торый находится во внешнем круге, держ«т его в правой руке, ребенок, стоящий во внутреннем круге, — в левой. На неожиданный музыкальный сигнал ребенок, идущий по внешнему кругу, не отнимая руки от обруча, повора­чивается лицом к обручу и пролезает в него (перешаги­вает левой ногой). После этого движение по кругу про­должается. На следующий сигнал то же самое делает ре­бенок, идущий по внутреннему кругу (перешагивает пра­вой ногой).

«Стройте круг». Детям предлагается перестроиться ^двигаться врассыпную по комнате, или идти к центру, или перестроиться в круг) без ведущего и без заранее намеченных построений, двигаясь свободно по площадке самостоятельно найденным движением. Дети меняют движения в связи с контрастным звучанием частей музы­кального произведения, на акценты в мелодии.

Выворачивание круга. Дети учатся передавать ак­центы в музыке, исполнять построения, требующие ак­тивного внимания от всей группы. Все участвующие де­лятся на пары и встают по кругу. На первую часть музы­ки дети идут вправо по кругу. На вторую часть музыки дети ведущей пары отпускают руки, поворачивают из круга и бегут в противоположные стороны по кругу. К концу второй части музыки круг выворачивается (спиной к центру) и ведущая пара снова берется за руки. На по­вторение первой части дети идут по кругу в правую сто­рону, на повторение второй части дети следующей пары отпускают руки и также бегут в разные стороны, вывора­чивая круг лицом к центру. Внимание детей направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкаль­ного произведения.

Остановимся на упражнениях, в основе которых ле­жит переключение с одного движения на другое.

Смена движений в этих упражнениях регулируется сменой музыкальных темпов. Сигналы даются четко, чтобы дети могли их легко и быстро воспринимать. Движениями в данном случае могут быть ходьба, бег, поскок, галоп, которые сопровождаются музыкальными отрывками соответствующего темпа. На таких упражне­ниях дети не только научатся маршировать и выполнять бег под музыку и следить за своей осанкой, «о (и это главное) точно по сигналу переключаться с одного дви­жения на другое и вместе с тем варьировать и замедлять движения в зависимости от заданного музыкального тем­па. Чем быстрее одно движение сменяется другим, тем четче происходит переключение.

Упражнения на переключение могут состоять из раз­личного количества движений в сочетании с сигналами. Проведенные эксперименты показали, что самые первые упражнения на переключение должны состоять из двух движений, связанных с двумя музыкальными отрывками. Дети не только запоминают и воспроизводят эти движе­ния, но и связывают их с двумя соответствующими музы­кальными отрывками. Получается комплекс, состоящий из четырех элементов, что является оптимальным в на­чале учебного процесса.

В ходе обучающего эксперимента выявилось, что дети на первых занятиях недостаточно четко дифференциру­ют близкие по темпу музыкальные отрывки. Поэтому полезно начинать занятия с упражнений, включающих контрастные движения, например ходьбу и бег. Этим двум движениям соответствуют и две противоположные по темпу мелодии: ходьба сопровождается маршем, бег — музыкой в быстром темпе. Педагог проигрывает эти мелодии. Дети выполняют под«их оба движения — ходьбу и бег. При выполнении упражнений педагог сле­дит за правильностью перехода от ходьбы к бегу, побуж­дая к внимательному и четкому выполнению задания. От занятия к занятию движения следует разнообразить.

Упражнение с флажками. Дети построены в колонну парами в одном конце зала. Два флажка (красный и си­ний) лежат на двух стульях в другом конце. Под музыку марша первая пара идет к флажкам, берет их и свободно ходит по залу. Под музыку, исполняемую в быстром тем­пе, дети бегут к стульям, кладут флажки на свои места и возвращаются к колонне, становясь в конце ее. Упраж­нение продолжает выполнять следующая пара.

Упражнение с обручем. Под марш дети идут в колон­не друг за другом. При изменении темпа музыки они бегут к обручу, который лежит в центре зала, берутся за него правой или левой рукой (по указанию педагога) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат из­менений в темпе — снова звучит марш. Кладут обруч на пол и идут опять друг за другом.

Упражнения с движением по кругу. Дети образуют два круга. Один круг движется под марш. С началом ме­лодии быстрого темпа второй круг начинает движение, а первый останавливается.

Дети под марш идут по кругу. Движение прерывает­ся музыкой быстрого темпа: все разбегаются свободно по залу. На остановку в звучании дети приседают на корточки в том месте, где их застал музыкальный сигнал. На возобновившийся темп марша снова собираются в круг иначинают упражнение сначала.

В быстром темпе дети бегут по кругу; при смене это­го темпа на марш делают поворот на 180° и спиной идут в том же направлении.

Упражнения на переключение, состоящие из трех движений, строятся из двух усвоенных ранее (ходьбы, бега) и нового движения — бокового галопа. Сначала педагог знакомит детей с тем, как выполняется боковой галоп и под какую музыку, выясняет, насколько дети го­товы его выполнить. Движение отрабатывается, а затем упражнение проводится таким образом. Педагог проиг­рывает три знакомых музыкальных отрывка ипросит объяснить, какие движения нужно выполнить и в какой последовательности; один ребенок называет их. Последо­вательность отрывков от занятия к занятию меняется.

Упражнение, состоящее из четырех движений, также строится на основе уже усвоенного. Дополнительным движениемслужит поскок и соответствующая ему музы­ка. Педагог знакомит детей с новым движением в том же порядке, как и в предыдущем упражнении. Важно, что­бы каждый ребенок выполнил поскок под музыку само­стоятельно. После предварительной проработки движе­ние включается в упражнение. Последовательность эле­ментов, составляющих упражнение, меняется на каждом замятии.

Упражнения на переключение могут состоять из все­возможных перестроений, сигналом к смене которых служит уже не смена музыкальных отрывков, а измене­ние динамической окраски музыки: громко (f) — тихо (р), а также регистровые изменения: верхний, средний, нижний регистры. Предварительно дети учатся разли­чать громкое и тихое звучание в музыке, например под громкую музыку похлопать громко в ладоши, а под тихую — тихо; или, когда музыка исполняется громко, дети идут но кругу друг за другом, когда тихо — змей­кой (предварительно педагог знакомит их с этим движе­нием).

После того как дети познакомятся с движением и соот­ветствующим музыкальным исполнением, педагог объяс­няет упражнение: на громкую музыку идти по кругу, на тихую — повернуться в круг и идти к центру, с перехо­дом на быстрый темп — отбежать назад и встать друг за другом.

В третьем квартале упражнения усложняются. Педагог с помощью музыки меняет порядок движений, например: идти в колонну по одному, перестроиться па­рами, идти на пятках, затем на носках. В упражнении «Маршируем» на грохмкое звучаиие дети энергично идут вперед, на тихое — делают четыре тихих шага на месте. Педагог обращает внимание на то, что после ходьбы на месте (на р) надо сразу (на /) сделать широкий шаг впе­ред.

«Собираем камешки». Дети сами (без указаний пе ta гога) находят ритм и характер движения. Упражнении учит детей четко останавливаться на ходу с ритмом музыкальных фраз.

 

«Шагают петрушки». Внимание детей обращается на смешной, шутливый характер музыки, рисующий об­раз Петрушки. Во второй части музыкального отрывка (р) педагог предоставляет детям самим найти движение и его выразительность.

С той же целью педагог знакомит детей с музыкаль­ными произведениями, которые исполняются в разных регистрах. Вначале предлагаются контрастные регистры.(верхний и нижний). Дети их хорошо различают и быст­ро запоминают. Например: на звучание музыки в верх­нем регистре дети, подняв руки с флажками, машут ими над головой, на звучание в нижнем регистре — машут флажками внизу. От занятия к занятию движения меня­ются: упражнения строятся из трех движений на основа­нии музыкального отрывка, исполняемого в трех регист­рах. Дети быстро начинают различать верхний и нижний регистры (после двух-трех занятий). Сложнее обстоит дело с введением среднего регистра: средний и верхний регистры дифференцировать значительно труднее. По­добные упражнения надо вводить во втором квартале. Движения используются самые разнообразные: на верх­ний регистр дети вращают кистями рук, на средний — хлопают в ладоши перед сабой, на нижний — идут по кругу, руки на пояс и т. д. Для разных регистров могут подбираться различные музыкальные произведения. Движения педагог меняет от занятия к занятию.

В процессе выполнения упражнения регистры нужно менять как можно чаще.

В третьем квартале дети учатся различать высокое «низкое звучание в пределах одного регистра.

Переход с одного движения на другое регулируется и сменой 'быстрого и медленного темпов. Приведем не­сколько примеров.

Упражнение с обручем. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Каждой паре дается два обруча, за кото­рые они держатся обеими руками. Обручи расположены перпендикулярно полу. На медленный темп, соблюдая его, дети двигают то один, то другой Обруч от себя, к се­бе. 'На быстрый темп движения соответственно ускоря­ются.

Упражнение с мячом. Дети сидят на полу в две ше­ренги, вытянув ноги, на расстоянии трех-четырех ша­гов. На медленный темп перекатывают мячи друг другу; с переходом на быстрой темп оставляют мячи на полу и бегом меняются местами. Вначале мячи даются одной шеренге, в дальнейшем их получают обе шеренги.

Маршировка под музыку. Дети маршируют под музы­ку. Потом упражнение усложняется: музыка обрывается, и надо пройти заданное число шагов без музыкального сопровождения. Обычно детям трудно отсчитывать шаги. Для четкого выполнения этого упражнения нужны мно­гократные повторения.

Лучше начинать отработку упражнения с выполнения простейших элементов, например с остановки сразу после окончания музыки. Рекомендуется, чтобы в таких упраж­нениях было не больше четырех видов движений.

Умение переключаться с одного движения на другое формируется у дошкольников обычно к третьему-четвер-тому кварталу.

Наряду с умением своевременно реагировать на сиг­нал и производить смену движений на занятиях проводят­ся упражнения, главная цель которых — запомнить и воспроизвести определенную последо­вательность движений. Эти упражнения прово­дятся подсчет. Например:

на раз — поднять руки вверх, на два — перевести ру­ки на пояс, на три — встать в исходное положение.

Для поддержания интереса детям можно дать в руки предметы, например флажки: на раз — руки в стороны, на два — руки вверх, уда­рить флажками над головой, на три — встать в исходное положение.

Количество движений в упражнении постепенно воз­растает: начинается с двух и доводится до четырех. На каждом занятии движения меняются.

Педагог объясняет и одновременно показывает уп­ражнения. Дети повторяют каждое движение, затем встают спиной в круг, и педагог проверяет каждого ре­бенка индивидуально. В тех случаях, когда дети забыли какое-либо движение, педагог второй раз показывает и объясняет упражнение или просит показать ребенка, ко­торый правильно и четко запомнил его.

В четвертом квартале можно предложить уп­ражнение, в котором следует запомнить очередность че­тырех движений. Упражнение педагог медленно объяс­няет, не показывая.

Первое движение — правую руку вперед, второе -левую руку за, пояс, третье — руки за голову, четвер­тое — встать в исходное положение.

Объяснив упражнение один раз, педагог просит детей мысленно одно за другим вспомнить все движения. За­тем каждый ребенок выполняет упражнение.

Это упражнение можно усложнить и видоизменить: потребовать уже не последовательного выполнения за­данных движений, а показа отдельных движений по команде: «Покажи третье движение... первое движение... второе движение и т. д.». Сначала упражнение проводит­ся в медленном темпе, позже — в быстром.

Другой пример. Дети выполняют целый ряд заданий в определенной очередности: все должны один раз обой­ти зал, затем пройти через центр -парами, разойтись: один — налево, другой — направо, встретившись, пройти через центр парами, всем повернуться налево и идти по кругу парами до сигнала; после сигнала перестроиться в колонну по одному и идти по «ругу до окончания зву­чания музыки. Задание объясняется дважды. Педагог -с помощью вопросов проверяет, как дети запомнили оче­редность заданий. Упражнение повторяется два-три раза.

Особо следует отметить упражнения, которые форми­руют у детей умение создавать замысел, пред­восхищать серию движений. Эти упражнения вводятся в конце третьего квартала, так как они требуют определенного опыта, навыка.

Один ребенок придумывает и показывает упражне­ния, другой, наблюдая за ним, повторяет упражнения. От того, кто воспроизводит упражнение, требуется, чтобы он запомнил все задуманные его товарищем движения. Предварительно с этими движениями он не знакомится. При этом не обязательно стремиться к тому, чтобы дви­жения выполнялись в первоначальной последовательно­сти. Количество движений в подобных упражнениях должно от трех постепенно доходить до пяти.

В конце третьего квартала упражнения та­кого характера усложняются. Движения попеременно показывают два ребенка. Причем каждый ребенок само­стоятельно придумывает и показывает по одному движе­нию. В сумме -получается меньше движений, чем в пре­дыдущем упражнении, но это не значит, что оно проще.

Повторяющему труднее запомнить движения Двух де­тей, так как ему надо еще суметь распределить свое внимание между ними. Позже дети придумывают по два движения. Эти упражнения проводятся под музыкальное сопровождение или без него. Например.

Первый ребенок: первое движение — руки в стороны; второе движение — -присесть, руки остаются в том же положении.

Второй ребенок: первое движение — правую ногу в сторону; второе движение — руки на пояс, ногу приста­вить.

Это упражнение очень сложное, и его рекомендуется давать детям лишь в конце года.

На музыкальных занятиях используются и игры, ко­торые оказывают благотворное влияние на некоторые стороны психического развития ребенка. Следует реко­мендовать такие игры, которые способствуют формиро­ванию навыков организованного поведения, положитель­ных черт характера, воспитывают ловкость, быстроту реакций, умение ориентироваться в пространстве. В иг­рах успешно развивается способность к предвосхищению ряда действий.

Игры вводятся с первых занятий одновременно с уп­ражнениями на переключение движений. Начинать надо с -простых игр, таких, как «Будь ловким», «Дети и мед­ведь», «Береги флажок». Эти игры помогают воспиты­вать у детей способность к быстрому и четкому переклю­чению. Например, в игре «Береги флажок» дети на акцент в музыкальном произведении должны быстро взять флажки, которые лежат в кругу. В игре «Дети и мед­ведь» ребята под веселый аккомпанемент скачут по ком­нате, на медленное исполнение музыкального отрывка в нижнем регистре — замирают. Каждая из таких игр пов­торяется на трех-четырех занятиях. Подобными играми педагог добивается перевоплощения ребенка в музы­кально-игровой образ. Так, подвижным детям можно по­ручить роль медведя, которая потребует от них сдер­жанных, замедленных движений. И наоборот, роль зайца, птички исполняет малоподвижный ребенок.

Позже даются более сложные игры, направленные на воспитание внимания, воли, выдержки.

«Запретное движение». Педагог показывает, а затем повторяет вместе с детьми серию движений. Во время игры дети одно из движений, заранее обусловленное, вы­полнять не должны. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Предварительно упражнениепроделывается несколько раз в медленном темпе, а позже — в более быстром. Игра эта требует большого внимания.

«Музыкальные змейки». Играющие делятся на три-четыре команды во главе с вожаком. Каждая команда прослушивает свою, какую-нибудь определенную песню. Команда во главе с вожаком начинает двигаться по залу, поворачивая то в одну, то в другую сторону. С началом звучания другой песни команда немедленно останавли­вается, но начинает двигаться другая. Песни повторяются по нескольку раз. Вожаки должны вести свои ко­лонны так, чтобы они переплетались друг с другом в раз­ных направлениях. После четырех-пяти повторений пе­дагог дает сигнал (аккорд). По этому сигналу все коман­ды должны как можно быстрее занять свое первоначаль­ное место и поднять вверх руки. Побеждает та команда, игроки которой окажутся более внимательными и про­ворными.

Игра с обручем. Игра с обручем состоит в том, что дети по первому сигналу педагога катят обруч, по второ­му — догоняют его. Эта игра воспитывает выдержку, волю и трудна для ребят. Она вводится не сразу, требу­ет многократного повторения. Часто дети не могут дож­даться второго сигнала и срываются с места сразу вслед за обручем.

Особый интерес представляют игры типа «Разведчи­ки». Такие игры помогают развивать у детей внимание, волю, сообразительность, способность ориентироваться в пространстве. Игра проводится таким образом: по ком­нате расставляется определенное количество предметов (стулья, кубики, елочки или флажки). Одного из ребят выбирают разведчиком, который прокладывает путь, об­ходя предметы с любой стороны. Все дети должны за­помнить дорогу и затем пройти по тому же пути. После объяснения правила игры педагог предупреждает всех детей, чтобы они внимательно следили за маршрутом разведчика, так как командиром, который поведет ог-ряд по пути разведчика, может быть назначен любой из них. Это мобилизует внимание ребят. Усложнение игры состоит в увеличении количества предметов (от трех до четырех-пяти), которые встречаются на пути развед­чика.

В заключение хочется коснуться вопроса о речи детей. Традиционное содержание логопедической ритмики, пре­дусматривающее различные способы механического со­четания слова с движением, нам представляется нецеле­сообразным. Мы считаем, что и в условиях работы над моторикой речь детей должна строго соответствовать тем ее формам, которые допускаются на логопедических за­нятиях по изложенной выше системе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал