Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая мысль и деятельность А.С.Макаренко как движение к вершинам творческой свободы и гуманным ценностным ориентирам






ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кучерявый А.Г.

 

ПЕДАГОГИКА:

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ АСПЕКТЫ

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАУКУ

Лекция 1. Подготовка к учительской профессии в социально-педагогическом и профессионально-личностном измерениях

Педагогическая мысль и деятельность А.С.Макаренко как движение к вершинам творческой свободы и гуманным ценностным ориентирам

Удивительный вы человечище, и как раз из

таких, в каких Русь нуждается.

А.М.Горький

Антон Семенович Макаренко (1888− 1939) − выдающийся украинский педагог, получивший международное признание (в 1988 году решением ЮНЕСКО признан одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке).

 

 

Как самая человечная, педагогика любви, красоты и добра подарила миру много ярких личностей, способных вызывать у детей очарование чуда и праздника души, желание заглянуть в свое „Я” и реализовать его в деятельности. Большинство из них, словно звездный дождь, фейерверк или вспышка зарницы, воспламенялись на короткий миг, спеша указать другим новое направление в науке. Но, как правило, их уже не хватало на то, чтобы совершить главное − хорошо осветить увиденный путь к ребенку гениальностью своей мысли и жертвенностью жизнетворчества. Это удавалось сделать лишь избранным Богом воспитателям, мастерство которых отличалось гуманистической сущностью. Всецело заслуженно и обоснованно к ним относится Антон Семенович Макаренко, создавший в теории и на практике устремленную к гуманным ценностным ориентирам педагогику „счастья и поэзии детской жизни”.

Ядро модели его ценностей как Воспитателя с большой буквы − система гуманистических аксиологических ориентиров с личностью воспитанника в центре, с его духовностью, долгом, свободой и ответственностью, потребностью в гармоническом развитии. Роль своеобразного „ожерелья” этой системы, обеспечивающего ее успешное функционирование, играют ценности-детерминанты развития личности: активная деятельность созидательного плана, единство личностного и социального в воспитании, организованного на основе идеи гармонии человека и сообщества, гуманная социальная среда, педагогическая наука и практика, подходящие к детям с оптимистической гипотезой, уважением и требовательностью.

Раз и навсегда А.С.Макаренко открыл данную объективно существующую систему аксиологических ориентиров и внутренне принял ее как значимую не только для достижения собственной творческой свободы и получения удовлетворения от работы, но и для успешной разработки и реализации гуманного проекта счастливого жизнетворчества детей, бывших правонарушителей, в коллективе.

Как ценность категория активной деятельности детей легла в основу его концепции параллельного педагогического действия. Она утверждает, что деятельность (учебная, трудовая, игровая, бытовая и т.п.) сама выполняет функцию универсального средства развития и совершенствования естественных сил воспитанников, воспитания у них духовных и физических качеств. Только в результате упражнений имеет место формирование знаний, умений, привычек, взглядов, личности в целом.

Шестнадцать пламенных лет он утверждал и развивал в колонии им. А.М.Горького под Полтавой и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом педагогику как науку об организации и стимулировании деятельности такого коллектива воспитанников, в котором они поставлены в положение хозяев собственной жизни − трудовой, радостной, интересной и осмысленной, социально и личностно важной.

Совместная и добротворящая деятельность его колонистов и коммунаров вытекала из их жизненных материальных и духовных потребностей (платформа удовлетворения потребностей: работа в мастерских, поле, огороде, на заводах по производству электроинструментов и фотоаппаратов, построенных при активном участии воспитанников и т.п.). Она выступала в роли фундамента и эффективного средства формирования у них общих интересов, способности к самодисциплине и подчинению совместно выработанным требованиям, готовности к взаимовыручке и взаимопомощи, единству действий и здоровой дружбе, адекватной оценке отношения товарища к делу и его поведения − воспитательного коллектива в целом.

Идея − воспитание личности в коллективе и через коллектив − как центральная в научно-педагогическом наследии А.С.Макаренко является производной от его философско-гуманистических воззрений на такие нравственные ценности, как свобода и ответственность.

Рассматривая их сквозь призму соотношения личности и сообщества, наш великий соотечественник на много лет опередил трактовку свободы и ответственности основоположниками современной гуманистической психологии. Ее суть: человек − не свободен от условий существования, а свободен лишь в выборе позиции относительно их; ответственность личности как целостного феномена как раз и предусматривает зависимость этого свободного выбора от внешних условий (В.Франкл, К. Роджерс).

Рождение у выдающегося воспитателя-мастера указанной идеи нужно считать главным признаком диалектичности его педагогической логики. С одной стороны, по его глубокому убеждению, лишь в условиях коллективного трудового воспитания у конкретных воспитанников появляется чувство ответственности, а с другой − воспитание отдельной личности как носителя (субъекта) педагогического влияния находится в диалектическом единстве с уровнем сформированности коллектива. Он определяет коллектив в качестве „целеустремленного комплекса личностей”, а не просто группы „взаимодействующих индивидуумов”, как „социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость…”. Главный орган самоуправления коллектива колонистов и коммунаров А.С.Макаренко − совет командиров, проектирующий и реально решавший все вопросы его жизнедеятельности: от насущных хозяйственных дел до вопросов чести, стиля и тона, традиций, близких и далеких перспектив.

Основные два признака коллектива − наличие у малого сообщества как живого социального организма отчетливо намеченной осознанной цели своей организации и деятельности, а также органов, направляющих эту деятельность и жизнь, − дополняется, если он детский, третьим − наличием определенного педагогического руководства.

Научно-педагогическое положение о том, что „коллектив является воспитателем личности”, А.С.Макаренко доказал на практике. Его педагогика воздействия на личность через коллектив, дополненная педагогикой индивидуального действия (непосредственного воздействия воспитателя на личность), во всем своем духовном величии раскрывается им на страницах художественно-педагогических книг − ”Педагогической поэмы” (1933-1935), „Книги для родителей” (1937), „Флагов на башнях”, „Методики организации воспитательного процесса ” и других.

В практическом опыте А.С.Макаренко применял целое созвездие методов педагогического воздействия, стимулирующих детей на сознательную организацию своей жизни: педагогическое требование, метод завтрашней радости, или „систему перспективных линий”, общественное мнение; соревнование, наказание, методику индивидуализированного специального воздействия педагога и др.

Опора на них создателя теории воспитательного коллектива как раз и сделала его не просто духовным наследником прогрессивной педагогической мысли прошлого, но и творческой личностью, рождавшей, как он сам писал в книге „Флаги на башнях”, новую педагогику „в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины”.

Он не только наполнил гуманным смыслом сущность такого, казалось бы, давно известного в педагогике метода, как наказание, привнес творческое начало в понимание воспитательного требования, сделав его исходным способом своего педагогического воздействия, но и, открыв, обосновал целую систему других.

Так, цель наказания, по его мнению, это не причинение воспитаннику страдания, а создание ситуации переживания и продумывания им своего проступка, совершенного во вред коллективу и самому себе, воспитание у провинившегося как морально правильного отношения к собственному поведению, выдержки и воли, так и уважения к коллективной мысли и практике совместной жизни. Максимально индивидуализировав этот метод, приспособив наказания к каждой отдельной личности воспитанника, соблюдая в их применении традицию и норму, сам Антон Семенович и орган самоуправления его коллектива убедились на практике в эффективности таких форм наказания, как лишение отпусков или карманных денег, „арест” (отбывание провинившимся времени − часа или двух − в кабинете Макаренко без всякого дела), выговор, полученный от совета командиров, исключение решением этого совета из коммуны (высшая форма наказания).

„Включение” детей в выполнение своих обязанностей, создание для этого необходимых условий − такой считал А.С.Макаренко главную задачу педагога и коллектива в организации требования. Оно нуждается в подготовке и выражении всеми имеющимися в распоряжении воспитателя средствами и должно осуществляться настойчиво и последовательно, носить не только прямой, но и опосредованный характер (реализоваться „обходными путями”). Для макаренковского метода требования во всех его формах характерным является глубокое уважение и доверие к воспитаннику, человеческая искренность, требовательный вызов у него активного проявления лучших нравственных качеств. Искусство педагога в организации требования, во-первых, связано с определением им его конкретного содержания, формы выражения, условий и средств предъявления и выполнения (первый − подготовительный этап). Во-вторых, с умением его выдвижения „вдруг” в роли установки, разрушающей какие-то старые представления и вызывающей желание и стремление двигаться к новому как лучшему (второй − ценностно-мотивационный этап). В-третьих, с мгновенным энергичным включением детей в действия, направленные на выполнение новых обязанностей (серией воспитательных воздействий с использованием всех подготовленных средств и сил).

В „когорте” инновационных методов А.С.Макаренко особое место занимают детская радость и система перспективных линий. Первая как источник и стимул творческой жизнедеятельности коллектива, способ достижения солнечного настроения в учении и труде его колонистов и коммунаров вносила в их существование элементы романтики и игры, веселья и удовольствия. Она послужила и способом превращения трудных обязанностей воспитанников в процесс утверждения красивых взаимоотношений в коллективе, осознания ими своего долга и чести, человеческого достоинства и гордости. Это была радость, полученная от продуктов собственного труда, от неповторимости коммунарской символики, проведенного спектакля, похода или праздника, гордого и четкого шага под знаменем дзержинцев в такт исполняемого оркестром на улицах Харькова марша…

Вторая, выросшая из потребностей коллективной жизни и выполняющая функцию способа его развития, потенциально опережала его сегодняшний (актуальный) уровень и тем самым поднимала коллектив на более высокую ступень.

Ориентируя педагогов на использование в воспитательной работе системы „близких”, „средних” и „дальних” перспектив, А.С.Макаренко видит в них способ формирования личности и коллектива в диалектическом единстве. В „Педагогической поэме ” он пишет: „Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше”. В этом же труде он раскрывает методику применения системы перспективных линий, которая заключается „в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива, доводить их до перспектив всего Союза”.

Сам Мастер с этой методической задачей справился блестяще. Один из веских аргументов, подтверждающих этот вывод − цели и содержание жизнедеятельности его коммунаров, осознавших после зажигательных речей А.С.Макаренко потребность в такой перспективе, как строительство завода по производству электродрелей („сверлилок”). Если не мы, то кто же спасет отечественное самолетостроение, задыхавшееся от отсутствия электродрелей − вот образ внутренне принятой воспитанниками формулы как основы смыслообразовательного мотива достижения ярко нарисованной наставником далекой перспективы.

Не менее актуален сегодня и метод общественного мнения − регулятор и организующее начало поведения и жизни детей, могучий стимулятор воспитания характера и формирования адекватной самооценки у каждого члена коллектива, чувства гражданской чести и долга, развития воли, выдержки, ответственности, способности к самоконтролю и других качеств. Необходимые условия эффективности общественного мнения − его направленность на достижение гуманных целей, оптимальное использование педагогом и органами самоуправления различных форм руководства деятельностью воспитанников, ее контроля, одобрения и неодобрения. Хорошо зарекомендовали, например, в опыте А.С.Макаренко такие формы руководства, как традиции детского коллектива, играющие роль неписанной инструкции его жизни, самоуправление воспитанниками всей своей жизнедеятельностью и управление ею педагогами.

Говоря о соревновании, нельзя не подчеркнуть наибольшей эффективности этого метода при организации трудовой и общественной деятельности детей. В труде макаренковских колонистов и коммунаров оно поднимало отстающих на уровень передовых, стимулировало новаторский почин, развитие инициативы и творческой активности воспитанников. Раскрыть педагогу этот потенциал соревнования − значит обеспечить его конкретность и гласность, сравнимость полученных результатов и осознанность их значимости для развития конкретного воспитанника и всего коллектива, предусмотреть целую систему поощрений.

Применение целостного множества указанных и других методов способствовало и формированию педагогами у горьковцев и дзержинцев сознательной дисциплины, „цель которой, сформулированная их Учителем учителей, состояла в полном соединении „глубокой сознательности с очень строгой и как будто даже механической нормой”.

Поистине огромным нужно считать вклад А.С.Макаренко в теорию воспитания дисциплины. Называя ее в своем учении „лицом коллектива”, „его голосом и красотой”, он тесно увязывал это понятие с воспитанием у детей твердого характера, воли и мужества. Считая ее „продуктом всей суммы воспитательного воздействия”, нравственным явлением, Антон Семенович требовал от воспитанников активной дисциплины не лишь как дисциплины послушания, а как „дисциплины борьбы и преодоления”, активности и стремлений, значимых для всего коллектива.

В разработанной им теории и методике воспитания содержится еще много продуктивных идей, касающихся программы и целей воспитательного процесса, соединения образования с производительным трудом, семейной педагогики, педагогического проектирования, развития личных отношений детей и воспитателей, гуманной роли социума в развитии личности и других. Но перечня только одних ее развивающих потенциалов будет далеко недостаточно для постижения величия и неординарности творческой личности А.С.Макаренко без хотя бы упоминания о заложенном им фундаменте теории педагогического мастерства, целой системы важных положений о подготовке учителей и воспитателей.

В ходе всей творческой деятельности он старался осмыслить, что лежит в основе педагогического мастерства, как соотносятся между собой понятия „педагогический талант” и „педагогическая техника”? Итог его творческих поисков − вывод о непротиворечивости техники и таланта, формировании педагогического мастерства на основе техники, благодаря которой „неотделанный алмаз человеческих способностей превращается в бриллиант чистейшей воды”.

Признавая значение и важность педагогического таланта, А.С.Макаренко связывал его понимание с наличием у учителя энтузиазма, любви и страсти в деле, „огня” и „горения”, того вдохновения, которое обеспечивает творческий характер работы, но которого, увы, еще недостаточно для ее эффективности.

Достижение высот педагогического мастерства требует специальных знаний, способностей и умений (целые группы умений в сферах взаимодействия с воспитанниками и управления собой и включает педагогическая техника). Раскрывая суть одной из важнейших задач своего коллектива воспитателей в статье „Педагогика индивидуального действия”, он предлагает своеобразную программу подготовки педагога-мастера. Задача эта заключалась в „организации характера педагога, воспитания его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может бать хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Без этих умений не может быть хорошего воспитателя. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовать, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? ”

Сам А.С.Макаренко − это яркий пример мастерства воспитателя, носителя выделенных им в этой статье и других профессионально-педагогических способностей и умений. Отметим только, что этот выдающийся педагог современности блестяще использовал слово как средство возвышения личности: в его слове отражались и „звучали”: сочувствие и сопереживание, вера в возможности и силу воспитанника, оптимистическое видение перспектив его нравственного развития, стремление оказать ему помощь в решении жизненно важной задачи. В его умениях по-отцовски заботиться о детях, направленности личности на духовное и материальное обеспечение их жизни и проявлялся гуманизм высшей пробы.

В целом гуманистическая сущность мастерства А.С.Макаренко, как рентгеновские лучи, просвечивает ценностно-мотивационную, когнитивную и эмоционально-волевую сферы этой творческой личности, ее педагогическую идеологию и практику. Его личный воспитательный талант и профессионализм высочайшего уровня, стоящий на мощной творческой основе и воле, излучают и будут излучать для учителей богатство Духа, энергию Вдохновения, Добра, Красоты и Свободы.

Идеи Макаренко признаны и получили высокую оценку во всем мире. Разработанная им гуманная педагогическая система, в которой приоритет коллективного подчиняется потребностям и интересам личности, − предмет специального изучения ученых-макаренковедов. Еще в 1968 году в Марбургском университете была основана лаборатория „Макаренко-реферат”. Плодотворно работают Венгерская ассоциация Макаренко, группа польских ученых-макаренковедов. В 1991 году создана Международная Макаренковская ассоциация (ММА), объединившая ученых из 17 стран − Дании, Франции, США, Финляндии, Чехии, Германии и др.

В оценке научного вклада и практического опыта этого знаменитого педагога есть и критические суждения, игнорирующие блестящие, уникальные результаты его труда (главный из них: около 3000 правонарушителей стали настоящими людьми), саму идею коллективного воспитания в деятельности как средства организации среды, значимой для развития разнообразных отношений личности.

Вывод очевиден: в какой бы степени усердно А.С.Макаренко не критиковали, ему никогда не упасть со своего высокого пьедестала, как не может упасть к своему подножию гора или большой Человек, живший и творивший как неординарная личность.

Литература для самостоятельной работы:

1. Г.Е.Жураковский Педагогические идеи А.С.Макаренко. − М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. − 328 с.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Кн. для учителя / Сост. авт. вступ. ст. В.М. Коротов. − М.: Просвещение, 1987. − 159 с.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Собр.соч.: В 4 т.− М.: Изд-во „Правда”, 1987. − Т.1.− С.149− 570.

4. Макаренко А.С. Флаги на башнях // Собр.соч.: В 4 т.− М.: Изд-во „Правда”, 1987. − Т.3.− С.5− 443.

5. Макаренко А.С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т.− М.: Педагогика, 1984. − Т.4.− С.248− 266.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал