Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сооружение острога






 

Енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов, один из основоположников горнорудного изучения бассейна Енисея и Ангары, стал своеобразным крестным отцом Красноярска. Он первым поставил перед правительством вопрос о строительстве на среднем Енисее нового острога, чтобы обезопасить Енисейский, Томский и Кузнецкий остроги и объясачить местные племена.

Посланный им в 1624 году служилый Андрей Ануфриевич Дубенской выбрал место для нового острога в четырех днях конного пути от Енисейска, у северного рубежа собственно кыргызских кочевий, на высоком плоском ровном мысу (стрелке), образовавшемся между устьем речки Изыр-су (Качи) и Енисеем. С юго-запада стрелка ограничилась Черной сопкой (Афонтовой горой), поросшей, как и сам мыс, сосновым лесом. Левый – высокий, из красных мергелей, берег Качи круто поднимался вверх, образуя живописную гряду. Около десятка островов с заливными лугами и кустарниками находились близ устья Качи. По правому берегу Енисея напротив выбранного под острог урочища, которое Дубенский назвал «Красным» по цвету обрывистого берега и красивому месту, тянулись Куйсумские горы, покрытые лесом. Речная терраса Енисея между горами и берегом была благоприятна для хлебопашества и разведения скота.

Сделанный Дубенским чертеж был отправлен в Тобольск, а вскоре с его копией в Москву отбыл и сам автор. Царь Михаил Романов с думными боярами в нарушение местнического порядка определил к новому «острожному ставлению» на Енисее наиболее сведущего в этом вопросе Дубенского. Только в 1627 году, т.е. через два года после первого указа Москвы, его экспедиция выступила из Тобольска на 16 дощаниках, пяти лодках и одном струге. Вместо назначенных 500 (позднее 400) служилых людей, удалось набрать лишь 303 человека: три атамана, шесть пятидесятников, 24 десятника и 270 рядовых.

Добравшись с большими трудностями и лишениями до Енисейска, экспедиция после весеннего ледохода с 17 мая 1628 г. (даты по старому стилю) стала подниматься вверх по Енисею. Почти через два месяца пути, к середине июля отряд Дубенского достиг намеченного места и на расстоянии в 100 сажень (213м) разбили лагерь. Были приняты меры безопасности от внезапного нападения врага. Хотя князец ближней Тюлькинской землицы Татуш, встретил русских мирно и дал лошадей, но уже 26 июля пришлось отражать нападение кыргызов.

После того, как 160 казаков приплавили заготовленный в двух днях пути вверх по Енисею сосновый лес в количестве 1200 лесин, было начато сооружение стен, башен, амбаров и других казенных зданий. Острог поставили довольно быстро с 6 по 18 августа 1628 года. В первую очередь возвели башни, амбары и другие казенные здания.

Учитывая, что енисейские кыргызы были кочевниками и не имели артиллерии, Дубенской распорядился рубить крепостные стены облегченного типа – «острог стоячий», а не «рубленный», т.е. в виде тына, а не городнями, как в некоторых сибирских городах. Тыновая ограда из вертикально вкопанных и заостренных сверху бревен сохранялась в малом, а позже и в большом острогах Красноярска при последующих перестройках. Высота тына малого города, судя по позднему описанию 1761 года, составляла «одну сажень, один и три четверти аршина», или около 3, 4 м.

В плане острог представлял собой неправильный четырехугольник, стены которого, строители умело вписали в обрывистый мыс. Общая окружность малого острога чуть больше 191 сажени (около 410 м). Острожные стены были усилены пятью башнями, из которых три являлись угловыми. Со стороны Качи по направлению к западу находились Качинская и Угольная башни, а, западная, выходящая к Енисею башня получила название Быковской. Угловые башни, квадратные в плане, смотрели в поле двумя сторонами, причем от линии стены они выступали на 2-3 м вперед, чтобы защитники могли поражать вплотную подошедшего противника вдоль острожных стен. Башни были срублены из бревен, венцы их шли от верхней части тына, имея своей опорой мощные столбы.

Две самые крупные башни Красноярска были стеновые проезжие, через которые шло сообщение с полем и Енисеем. Спасская находилась посредине западной стены и контролировала подступы со стороны леса, а Водяная башня размещалась в центре южной острожной стены, через нее открывался выход к Енисею. Кроме того, Водяная башня вместе с Качинской, обеспечивала безопасность стыка южной и восточной стен, где долго не было особой башни. Проезд в обеих башнях был простым: не с поворотом, а сквозным. Внутренние и внешние ворота запирались привезенными из Москвы двумя засовами на шести крюках и двумя круглыми замками. Прямоугольное основание башен равнялось более чем 8, 5х8, 5 м. Каждая башня имела по три яруса. Нижние два использовались как складские и служебные помещения, а на третьем ярусе обычно размещался «огнестрельный наряд» – пушки и стеновые пищали. На Спасской башне была установлена затинная пищаль, стрелявшая картечью, а на Водяной – полковая пищаль, которую заряжали двухфунтовыми (800-граммовыми) ядрами.

Высота башен не известна, но, судя по их большим размерам, она была не ниже обычной, достигавшей 18-20 м. Башни завершались дозорными вышками или «смотрильнями». Сразу же после возведения стен вокруг выкопали ров глубиной 3 м и шириной около 10 м. По дну рва установили чеснок – деревянный частокол из заостренных длинных кольев. Внешние укрепления острога удачно дополняла караульная бревенчатая вышка на самой высокой точке сопки Кум-Тигей на левом берегу Качи (ныне Покровская гора).

Внутри малого острога находился хлебный и соболиный амбары, съезжая изба, тюрьма и воеводский двор, пороховой погреб и 30 избушек для казаков – по одной на десять человек.

В последующее время острожные стены частично заменяли (40-е, 80-е, 90-е годы XVII века и 30-е годы XVIII века). Так, окружность острога по плану 1748 года составляла по стенам вместе с башнями 110, 106, 115 и 149 м – всего 480 м, а по описанию 1761 года – 243 сажени, или около 517 м. При этом со стороны Енисея южную стену из-за песков в конце XVII века не стали восстанавливать. Тогда же южную, проезжую Водяную башню перенесли в «большой острог», который в 1659 году прикрыл выросшую у западной стены слободу. Для усиления обороны в юго-западном углу острога поставили «Встрелочную» башню. В Спасской башне, после строительства в середине малого острога соборной Преображенской церкви, устроили часовню и колокольню. В 1693 году на колокольне появились присланные из Москвы «часы боявые».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал