Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рубежи послевоенных пятилеток
В послевоенный период первоочередными задачами являлись укрепление и расширение эвакуированных в годы войны промышленных предприятий, перевод их на выпуск мирной продукции, создание мощной индустриальной базы. Конверсия промышленности вызвала разрыв сложившихся народнохозяйственных связей и падение объемов производства. Трудности были и в том, что из 22 предприятий союзного подчинения 9 выпускали военную продукцию, на 13 заводах она составляла 50-60% от всего производства. В годы четвертой пятилетки значительно возросли мощности «Сибтяжмаша», завод приступил к выпуску паровозов, газогенераторов для автомашин, тракторов, электропил и трелевочных установок. Широкое развитие получила химическая промышленность. Вслед за комбинатом «Енисей» в строй вступил биохимический завод. Для завершения комплексной переработки сложных руд Норильского месторождения в Красноярске создано аффинажное производство. Также были построены 2-я и 3-я очереди цементного завода. Пятая пятилетка была успешной по развитию черной и цветной металлургии. Технологию выпуска качественных сталей путем нового электрометаллургического процесса освоил первенец черной металлургии завод «Сибэлектросталь». Активно осваивались технологии выплавки сталей с применением кислорода, была получена шарикоподшипниковая сталь, которая увеличивала ресурс двигателя самолета ИЛ-18 в пять раз. На новый уровень вышел Красноярский завод цветных металлов, на нем была создана мощная научно-экспериментальная база, внедрена новейшая техника и технология, благодаря чему в 1956 г. завод получил первое золото. С 1950 г. «Сибтяжмаш» прекратил выпуск паровозов и перешел на изготовление оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности. В сжатые сроки был освоен выпуск тяжелых мостовых электрических кранов грузоподъемностью в 250 и более тонн. Началась реконструкция на Красноярском машиностроительном заводе. Здесь создавалось современное производство ракетной техники с уникальной лабораторией по исследованию и отработке сложных систем и конструкций, в котором работали академики С.П. Королев и М.Ф. Решетнев. В конце 50-х гг. завод стал связующем звеном в комплексе производств по изготовлению баллистического ракетного оружия. На ПВРЗ приступили к ремонту пассажирских вагонов, специализировались на ремонте паровозов серий ЕА, ЕМ, Э, изготовляли цельнометаллические вагоны, запчасти для поездов. Набирал обороты Красноярский комбайновый завод, на нем рост производства обеспечивался за счет увеличения производительности труда путем совершенствования материально-технической базы, лучшей организации труда. В 1952 г. Красноярский радиозавод приступил к выпуску телевизоров «Авангард», а через шесть лет завод начал выпускать телевизоры нового поколения «Енисей». В конце 50-х производство красноярских телеприемников составило 9, 5% от всех выпускаемых в стране. В целом к 1952 г. валовая продукция красноярских предприятий выросла в 2, 3 раза по сравнению с 1940 г., а к 1955 г. – почти в 8 раз. Продолжалось создание комплекса химической промышленности на основе переработки древесины. Сюда входили такие предприятия, как гидролизный завод, ЦБК, заводы синтетического каучука, шинный и химического волокна, медицинских препаратов. В конце 50-х химия стала главным звеном научно-технического прогресса. Выпуск валовой продукции «большой химии» возрос в 300 раз, он составлял 17 видов изделий/ Энергетика была важнейшей часть экономики города и края. В канун 1960 г. в Красноярске вступили в очередь турбогенератор и котлоагрегат на КрасТЭЦ. Основной задачей энергетиков было строительство и ввод в эксплуатацию Красноярской ГЭС под Дивногорском, только ее мощности могли обеспечить электроснабжение огромного промышленного комплекса города. В 50-е гг. Красноярск стал огромной строительной площадкой. Самыми крупными стройками были: завод железобетонных конструкций, шиферный завод, алюминиевый завод, Красноярская ГЭС и автодорожный мост через Енисей. Кроме этого, застраивались целые жилые массивы, такие, как Северо-западный район, жилой комплекс алюминиевого завода и др. Глубокие преобразования в экономике потребовали расширения транспортных связей. В 50-е годы начинается модернизация речного транспорта: несамоходные суда переоборудуют в грузовые пароходы и переводят их с твердого топлива на жидкое (мазут, солярку). В 1952 г. на месте старой неблагоустроенной пристани, по проекту сибирского архитектора Л.Н. Голубева, началось строительство уникального по красоте и размерам речного вокзала. Вокзал был построен за 2 года, а в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе проект был отмечен медалью. Возрастает роль не только речного, но воздушного и железнодорожного транспорта. На смену устаревшим самолетам прибыли турбовинтовые ИЛ-14 и ИЛ-18. С 1956 по 1960 г. количество авиалиний возросло с 72 до 170. В 1956 г. было принято решение правительства о форсированной электрификации железных дорог. В Красноярское депо поступили пассажирские дизель-электровозы мощностью 800 лошадиных сил. Красноярская магистраль в короткие сроки была переведена на электротягу переменного тока. В сентябре 1961 г. был построен новый железнодорожный вокзал. В начале 50-х гг. началось строительство трамвайных и троллейбусных линий. В 1958 г. трамвайное движение было открыто по всему правому берегу, а с1961 г. трамвайная линия, проходящая по новому автодорожному мосту, связала правый и левый берег города. С 1959 г. началось троллейбусное движение. В начале 1950 г. общая численность красноярцев была около 250 тыс. чел., в 1956 г. – 328 тыс. чел., а в 1961 г. – 468 тыс. чел. Расширялась система социального обеспечения. Были унифицированы пенсии, введена единая тарифная сетка, уменьшился разрыв в оплате ИТР и высококвалифицированных рабочих. За 1952-1957 гг. средняя зарплата рабочих выросла с 882 до 1010 руб. в месяц. С 1949 г. проводилась политика снижения цен на товары повседневного спроса. Но из-за слабого развития легкой и пищевой промышленности, продовольствие и ширпотреб были в постоянном дефиците. В 50-х гг. местная легкая промышленность была представлена шелковым комбинатом, трикотажной фабрикой, кожевенным комбинатом, обувной фабрикой «Спартак». Макаронная фабрика, хлебо- и мясокомбинат обеспечивали население продуктами питания. С 1952 по 1955 гг. потребление мяса и мясных продуктов увеличилось на 40%, животных жиров и яиц, овощей и бахчевых – более чем в 2 раза, молока – в 1, 5 раза. Но уровень жизни населения оставался низким, что усугублялось еще пьянством. К 1957 г. было завершено строительство водопровода, канализации и теплофикации, а с 1961 г. многие квартиры горожан были газифицированы. К середине 50-х жилой фонд города составил 1 млн. 740 тыс. квадратных метров (4 кв. м на человека при норме 8 кв. м), но очередь на жилье была огромной. В те годы строился Студенческий городок, Северо-Западный район, Зеленая Роща, Суворовский поселок, Черемушки, поселки Водников и Базаиха. За годы 5-й и 6-й пятилеток были построены две детские больницы, три поликлиники, хирургический корпус больницы №20, два родильных дома. С ростом промышленности увеличивалась сеть школ с производственным обучением, к 1962 г. их было одиннадцать. К 1960 г. появилось еще четыре высших учебных заведения: сельскохозяйственный институт (1953 г.), политехнический институт (1956 г.), филиал Московского заочного института пищевой промышленности (1957 г.), в 1959 г. из Москвы в Красноярск переведен Институт цветных металлов им. М.И. Калинина (ныне Академия цветных металлов и золота). Первым академическим учреждением в Красноярске стал Институт физики СО АН СССР, основанный в 1957 г. академиком Л.В. Киренским, впоследствии ставшим директором института. В 1959 г. в Красноярск из столицы был переведен академический Институт леса и древесины. Большую роль в жизни красноярцев играла местная печать и радио, а с середины 50-х гг. появилось еще и телевидение. По заказу центрального телевидения красноярские кинодокументалисты снимали материалы о жизни города и края. В то время в Красноярске жили и работали замечательные писатели и художники. Это поэты К. Лисовский и И. Рождественский, прозаики А. Черкасов, Н. Устинович, Н. Мамин и Н. Волков, драматург Л. Гераскина. Среди художников, воспевавших красоту родной природы, нужно отметить А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузова, Р.К. Руйгу, Т.В. Ряннеля и В.И. Мешкова. Альтернативное искусство было связано с именами А.Г. Поздеева, Г.Г. Горенского, В.Ф. Капелько. Успехи красноярских художников способствовали открытию в 1958 г. художественного училища им. В.И. Сурикова и художественной галереи. Большой популярностью пользовались краевой драматический театр им. А.С. Пушкина и театр кукол. В 1959 г. премьерой оперетты И.О. Дунаевского «Вольный ветер» открылся Театр музыкальной комедии, а в 1964 г. Красноярский театр юного зрителя им. Ленинского комсомола.. В послевоенные годы в городском педагогическом училище им. А.М. Горького открылось музыкальное отделение. При училище был организован хор, которым руководил Н.А. Тычинский. Хор был лауреатом краевых и всероссийских смотров художественной самодеятельности. В городе открылась первая в РСФСР народная филармония, возглавленная Д.С. Можиным, лучшим коллективом в ней был эстрадный ансамбль «Юность». В числе самых ярких самодеятельных коллективов были такие, как эстрадный ансамбль В. Янковского, академический хор О. Зверькова, ансамбль баянистов А. Скрябикова и джаз-оркестр. Большое внимание уделялось развитию спорта, в городе активно работала детская спортивная школа.
|