Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ю. М. Лотман: наука и идеология
Этот том избранных работ Ю. М. Лотмана начинается перепечаткой книги " Анализ поэтического текста. Струк- тура стиха", вышедшей в 1972 г. в " Учпедгизе". Материа- лом к ней послужили " Лекции по структуральной поэтике. Введение. Теория стиха" 1964 г., составившие первый вы- пуск тартуской " Семиотики", а потом переработанные в монографию " Структура художественного текста" (" Ис- кусство", 1970). Как один и тот же материал был по-раз- ному разработан для специалистов и для учпедгизовских читателей - это отдельная сторона таланта Юрия Михайло- вича. Книга состояла из подробного вступления о принци- пах анализа и из двенадцати разборов конкретных стихот- ворений от Батюшкова до Заболоцкого. Кроме того, неко- торые разборы такого же рода были рассеяны в отдельных статьях и главах его работ. Их достаточно, чтобы гово- рить об индивидуальной манере Лотмана-аналитика. А ма- нера эта особенно отчетливо вырисовывается на фоне дру- гих подходов того времени и нашего времени к анализу поэтического текста. Практика таких анализов вошла у нас в обычай в 1960-е гг. В основе ее лежали упражнения вузовских лек- торов, для наглядности предлагавшиеся студентам; прежде они замыкались в стенах семинаров, а во времена хру-щовской " оттепели" выплеснулись в печать. До этого, в эпоху догматического литературоведения, единственной отдушиной в царстве идейного содержания были книги под заглавием " Мастерство..." (Пушкина, или Островского, или Маяковского), где показывалось, какими художествен- ными средствами писатель доносит до читателя это свое идейное содержание. (" Мастерствоведение" - иронически называл этот жанр Н. К. Пиксанов). Появление анализов отдельных стихотворений, конечно, было прогрессом: на маленьком поле одного стихотворения идейное содержание отступало назад, а его средства-носители выдвигались вперед и даже - у хороших аналитиков - складывались в структуру. Лотман здесь сделал последний шаг: понятие структуры, в которую складываются все элементы стихот- ворения, от идейных деклараций до дифференциальных признаков фонем, стало у него основным. Официозным советским литературоведением книга была при- нята неприязненно. Разговор о подборе фонем, переклич- ках ритмов, антитезах глагольных времен, мельчайших смысловых оттенках слов, пересекающихся семантических полях - все это было слишком непривычно, особенно в применении к классическим стихам Пушкина, Тютчева, Нек- расова, в которых издавна полагалось рассуждать только о высоких мыслях и чувствах. В то же время законных по- водов придраться к методологии Лотмана как бы и не бы- ло. Это и раздражало критиков больше всего. Советское литературоведение строилось на марксизме. В марксизме сосуществовали метод и идеология. Методом марксизма был диалектический и исторический материа- лизм. Материализм - это была аксиома: " бытие определяет сознание", в том числе и носителя культуры - поэта и читателя. Историзм - это значило, что культура есть следствие социально-экономических явлений своего време- ни. Диалектика - это значило, что развитие культуры, как и всего на свете, совершается в результате борьбы ее внутренних противоречий. А идеология учила иному. История уже кончилась, и начинается вечность идеального бесклассового общества, к которому все прошлое было лишь подступом. Все внутренние противоречия уже отыгра- ли свою роль, и остались только внешние, между явления- ми хорошими и плохими; нужно делить культурные явления на хорошие и плохие и стараться, чтобы хорошие были всесторонне хорошими и наоборот. Абсолютная истина достигнута, и владеющее ею сознание теперь само творит новое бытие. Идеология по- бедившего марксизма решительно не совпадала с методом борющегося марксизма, но это тщательно скрывалось. Лот- ман относился к марксистскому методу серьезно, к идео- логии же - так, как она того заслуживала. А известно, для догмы опаснее всего тот, кто относится к ней всерь- ез. Официозы это и чувствовали. Когда Лотман начинал анализ стихотворения с росписи его лексики, ритмики и фоники, он строго держался пра- вила материализма: бытие определяет сознание - в начале существуют слова писателя, написанные на бумаге, из восприятия их (сознательного, когда речь идет об их словарном смысле, подсознательного, когда о стилисти- ческих оттенках или звуковых ассоциациях) складывается наше понимание стихотворения. Никакое самое высокое со- держание вольнолюбивого или любовного стихотворения Пушкина не может быть постигнуто в обход его словесного выражения. (Поэтому методологически неверно начинать анализ с идейного содержания, а потом спускаться к " мастерству".) Мысль поэта подлежит реконструкции, а путь от мысли к тексту - формализации. Дело было даже не в том, что это расхолаживало " живое непосредственное восприятие" стихов. Дело было в том, что это требовало доказывать то, что казалось очевидным. Метод марксизма и вправду требовал от исследователя доказательств (аль- бомный девиз Маркса был: " подвергай все сомнению"). Но идеология предпочитала работать с очевидностями: иначе она встала бы перед необходимостью доказывать свое пра- во на существование. Формализацией пути поэта от мысли к тексту Лотман занимался в статье " Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста" (1969). Из анализа следовало: принципы отбора пригодного и непригодного для стихов (на всех уровнях, от идей до языка и метрики) могут быть различ- ны, причем никогда не совпадают полностью с критериями обыденного сознания и естественного языка. Это значило, что поэтические системы Пушкина и Пастернака одинаково основаны на противопоставлении логики " поэта" и логики " толпы" и имеют равное право на существование, завися лишь от исторически изменчивого вкуса. Для идеологии, считавшей свой вкус абсолютным, такое уравнивание было неприятно. Формализацией пути читателя от текста к мыс- ли поэта Лотман занимается во всех своих работах по анализу текста, а для демонстрации в качестве выигрыш- ного примера выбирает пушкинскую строчку из " Вольности" - " Восстаньте, падшие рабы! ". Семантически слово " восс- таньте" значит " взбунтуйтесь", стилистически оно значит просто " встаньте" (со знаком высокого слога); нашему слуху ближе первое значение, но в логику стихотворения непротиворечиво вписывается лишь второе. Это значило, что для понимания стихов недостаточно полагаться на свое чувство языка - нужно изучать язык поэта как чужой язык, в котором связь слов по стилю (или даже по звуку) может значить больше, чем связь по словарному смыслу. Для идеологии, считавшей, что у мировой культуры есть лишь один язык и она, идеология, - его хозяйка, это то- же было неприятно. Между тем Лотман и здесь строго держался установок марксизма - установок на диалектику. Диалектическое по- ложение о всеобщей взаимосвязи явлений означало, что в стихе и аллитерации, и ритмы, и метафорика, и образы, и идеи сосуществуют, тесно переплетаясь друг с другом, ощутимы только контрастами на фоне друг друга, фоничес- кие и стилистические контрасты сцепляются со смысловы- ми, и в результате оппозиция, например, взрывных и не-взрывных согласных оказывается переплетена с оппози- цией " я" и " ты" или " свобода" и " рабство". Притом, что важно, эта взаимосвязь никогда не бывает полной и од- нозначной: вывести ямбический размер или метафорический стиль стихотворения прямо из его идейного содержания невозможно, он сохраняет семантические ассоциации всех своих прежних употреблений, и одни из них совпадают с семантикой нового контекста, а другие ей противоречат. Это и есть структура текста, причем структура диалекти- ческая - такая, в которой все складывается в напряжен- ные противоположности. Главная же диалектическая противоположность, делаю- щая текст стихотворения живым, в том, что этот текст представляет собой поле напряжения между нормой и ее нарушениями. При чтении стихотворения (а тем более - многих стихотворений одной поэтической культуры) у чи- тателя складывается система ожиданий: если стихотворе- ние начато пушкинским ямбом, то ударения в нем будут ожидаться на каждом втором слоге, а лексика будет воз- вышенная и (для нас) слегка архаическая, а образы в ос- новном из романтического набора и т. д. Эти ожидания на каждом шагу то подтверждаются, то не подтверждаются: в ямбе ударения то и дело пропускаются, про смерть Ленс- кого после романтического " Потух огонь на алтаре! " вдруг говорится: "...как в доме опустелом... окна мелом забелены..." и т. п. Именно подтверждение или неподтверждение этих читательских ожиданий реальным текстом ощущается как эстетическое переживание. Если подтверждение стопроцентно, (" никакой новой информации"), то стихи ощущаются как плохая, скучная поэзия; если стопроцентно неподтверждение (" но- вая информация не опирается на имеющуюся"), то стихи ощущаются как вообще не поэзия. Критерием оценки стихов становится мера информации. Маркс считал, " что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой", - это малопопулярное свиде- тельство Лафарга Лотман напоминает в своей программной статье " Литературоведение должно быть наукой" (" Вопросы литературы". 1967. ь 1). Что читательские ожидания ориентированы на норму и эстетическим переживанием является подтверждение или неподтверждение этой нормы, виднее всего на самом прос- том уровне строения текста - на стиховом. (Оттого-то книга Лотмана по поэтике имела подзаголовок " Структура стиха", а не, скажем, " Структура стихотворения"). В стиховедении норма строения стиха называется метром; метр 4-стопного ямба - ударения на четных слогах, " Мой дядя самых честных правил"; отсюда у читателя возникает ритмическое ожидание. Но ударения могут и пропускаться - " Когда не в шутку занемог"; поэтому читательское ожидание то подтверждается, то не подтверждается. На некоторых позициях ударения сох- раняются чаще, на других реже; соответственно ритмичес- кое ожидание бывает там сильнее, тут слабее; соответс- твенно эстетическое ощущение появления или пропуска ударения тоже бывает то сильнее, то слабее, складываясь в сложный рисунок. Вот по аналогии с этим ритмическим ожиданием Лотман и представляет себе у читателя стилис- тическое ожидание, образное ожидание и т. д., подтверж- даемые или не подтверждаемые реальным текстом стихотво- рения и этим вызывающие эстетическое переживание. Но что такое та норма, на которую ориентируется это читательское ожидание? На уровне ритма она задана пра- вилами стихосложения, обычно довольно четкими и осоз- нанными. На уровне стиля и образного строя таких правил нет, здесь действует не закон, а обычай. Если читатель привык встречать розу в стихах только как символ, то появление в них розы только как ботанического объекта (например, " парниковая роза") он воспримет как эстети- ческий факт. При этом, разумеется, нормы разных эпох не одинаковы: роза у Батюшкова и роза у Маяковского по-разному часты и очень по-разному воспринимаются. Если мы не бу- дем держать в сознании этот нормативный фон, то вырази- тельный эффект этого образа ускользнет от нас. Казалось бы, здесь противоречие. С одной стороны, структурный анализ - это анализ не изолированных эле- ментов художественной системы, а отношений между ними. С другой стороны, оказывается, что для правильного по- нимания отношения необходим предварительный учет именно изолированных элементов - например, слова " роза" в до- пушкинской поэзии. С одной стороны, заявляется, что анализ поэтического текста замкнут рамками одного сти- хотворения и не отвлекается ни на биографический, ни на историко-ли-тературный материал. С другой стороны, язык стихотворения оказывается понятен только на фоне языка эпохи: лотмановский анализ пушкинского стихотворения " Ф. Н. Глинке" весь держится на разных оттенках " античного стиля", бытовавших в 1820-х гг. Но это противоречие - объяснимое. Эстетическое ощущение художественного текста зависит от того, находится ли читатель внутри или вне данной поэтической культуры. Если внутри, то читатель раньше улавливает поэтическую систему в целом, а уже потом - в частностях: читателю пушкинской эпохи не нужно было подсчитывать розы в сти- хах, он мог положиться на опыт и интуицию. Если извне, то, наоборот, читатель вынужден сперва улавливать част- ности, а потом конструировать из них свое представление о целом. А находимся ли мы еще внутри или уже вне пуш- кинской поэтической культуры? Это смотря какие " мы". Каждый из нас воспринимает Пушкина на фоне других про- читанных им книг: соответственно, у ребенка, у школьни- ка, у образованного взрослого человека и, наконец, у специалиста-филолога восприятие это будет различно. (Это существенно, в частности, для такого научного жан- ра, как комментарий: комментарий, обращенный к квалифицированному читате- лю, может ограничиваться уточнением частностей, коммен- тарий для начинающих должен прежде всего рисовать структуру целого, вплоть до указаний: " красивым счита- лось то-то и то-то". Как блестяще совмещены эти требо- вания в комментарии Ю. М. Лотмана к " Евгению Онегину", мы знаем.) На языке структуральной поэтики сказанное формулиру- ется так: " прием в искусстве проецируется, как правило, не на один, а на несколько фонов" читательского опыта. Можно ли говорить, что какая-то из этих проекций - бо- лее истинная, чем другая? Научная точка зрения на это может быть только одна - историческая. Филолог старает- ся встать на точку зрения читателей пушкинского времени только потому, что именно для этих читателей писал Пуш- кин. Нас он не предугадывал и предугадывать не мог. Но психологически естественный читательский эгоцентризм побуждает нас считать, что Пушкин писал именно для нас, и рассматривать пушкинские стихи через призму идейного и художественного опыта, немыслимого для Пушкина. Это тоже законный подход, но не исследовательский, а твор- ческий: каждый читатель создает себе " моего Пушкина", это его индивидуальное творчество на фоне общего твор- чества человечества - писательского и читательского. Но когда такой подход идеологизируется, когда объявляется, что главное в Пушкине - только то, чем он близок и до- рог именно нам (для вчерашней эпохи это, скажем, ода " Вольность", а для сегодняшней - " Отцы пустынники и же- ны непорочны..."), - это уже становится препятствием для науки. И Лотман как историк борется с такой идеоло- гией. Как материализм и как диалектику, точно так же унас- ледовал Лотман от марксизма и его историзм, - и точно так же этот историзм метода сталкивался с антиисториз- мом идеологии. Идеологическая схема навязывает всем эпохам одну и ту же систему ценностей - нашу. Что не укладывается в систему, объявляется досадными противо- речиями, следствием исторической незрелости. Для марк- систского метода противоречия были двигателем истории, для марксистской идеологии они, наоборот, препятствия истории. Именно от этого статического эгоцентризма от- казывается Лотман во имя историзма. Для каждой культуры он реконструирует ее собственную систему ценностей, и то, что со стороны видится мозаической эк- лектикой, изнутри оказывается стройно и непротиворечи- во, - даже такие вопиющие случаи, как когда Радищев в начале сочинения отрицает бессмертие души, а в конце утверждает. Конечно, непротиворечивость эта - времен- ная: с течением времени незамечаемые противоречия начи- нают ощущаться, а ощущаемые - терять значимость, проис- ходит слом системы и, например, на смену дворянской культуре приходит разночинская. Наличие потенциальных противоречий внутри культурной системы оказывается дви- гателем ее развития - совершенно так, как этого требо- вала марксистская диалектика. А демонстративно непроти- воречивая идеология, которую всегда старалась сочинять себе и другим каждая культура, оказывается фикцией, мистификацией реального жизненного поведения. Для наск- возь идеологизированной советской официальной культуры этот взгляд на идеологии прошлых культур был очень неп- риятен. Движимая то смягчениями, то обострениями внутренних противоречий, история развивается толчками: то плавный ход, то взрыв, то эволюция, то революция. Это тоже об- щее место марксизма, и оно тоже воспринято Лотманом. Но он помнит и еще одно положение из азбуки марксизма - такое элементарное, что над ним редко задумывались: " истина всегда конкретна". Это значит: будучи истори- ком, он думает не столько о том, какими эти эпохи ка- жутся нам, сколько о том, как они видят сами себя. Или, говоря его выражениями, он представляет их не в нарица- тельных, а в собственных именах. Глядеть на культурную систему эпохи изнутри - это значит встать на ее точку зрения, забыть о том, что будет после. Есть анекдоти- ческая фраза, приписывавшаяся Л. Сабанееву: " Берлиоз был убежденнейшим предшественником Вагнера", - так вот, историзм требует понимать, что каждое поколение думает не о том, кому бы предшествовать, и старается не о том, чтобы нам понравиться и угадать наши ответы на все воп- росы: нет, оно решает собственные задачи. Оно не знает заранее будущего пути истории - перед ним много равно- возможных путей. Научность, историзм велят нам видеть историческую реальность не целенаправленной, а обуслов- ленной. Не целенаправленной - то есть не рвущейся стать нашим пьедесталом и более ничем. Лотман настаивал, что история закономерна, но не фатальна, что в ней всегда есть неиспользованные возможности, что несбывшегося за нами гораздо больше, чем сбывшегося. Именно потерянные возможности культуры и привлекали Лотмана в незаметных писателях и незамеченных произведениях - с тех самых пор, когда он писал об Андрее Тургеневе, М. Дмитрие- ве-Мамонове и А. Кайсарове, и до последних лет, когда он читал лекции о неосуществленных замыслах Пушкина. Но конечно, не только это: уважение к малым именам всегда было благородной традицией филологии - в противополож- ность критике; науки - в противоположность идеологии; исследования - в противоположность оцшночничеству. Осо- бенно когда это были безвременные кончины и несбывшиеся надежды. А в официозном литературоведении, экспроприи- ровавшем классику, как мы знаем, все больше чувствова- лась тенденция подменять историю процесса медальонной галереей литературных генералов. Представить себе эту ситуацию выбора пути без ретрос- пективно подсказанного ответа, выбора пути с отказом от одних возможностей ради других - это задача уже не столько научная, сколько художественная: как у Тыняно- ва, который начинает " Смерть Вазир-Мухтара" словами " Еще ничего не было решено". Выбор делает не безликая эпоха, выбор делает каждый отдельный человек: именно у него в сознании осколки противоречивых идей складывают- ся в структуру, и структура эта прежде всего этическая, с ключевыми понятиями: стыд и честь. О своем любимом времени, о 1800-1810-х гг., он говорит: " Основное куль- турное творчество этой эпохи проявилось в создании че- ловеческого типа", оно не дало вершинных созданий ума, но дало резкий подъем " среднего уровня духовной жизни". Это внимание к среднему уровню и к тем незнаменитым лю- дям, которые его поднимали, - тоже демократическая тра- диция филологии. Я решился бы сказать, что так понимал свое место в нашей современности сам Лотман. Он не бро- сал вызовов и не писал манифестов - он поднимал средний уровень духовной жизни. И теперь мы этим подъемом поль- зуемся. Таким образом, Лотман перемещает передний край науки туда, где обычно распоряжалось искусство: в мир челове- ческих характеров и судеб, в мир собственных имен. Он любуется непредсказуемостью исторической конкретности. Но Лотман не подменяет науки искусством: наука остается наукой. Когда вспоминаешь человеческие портреты, появ- ляющиеся в историко-культурных работах Лотмана - от декабриста Д. Завалишина до Натальи Долгорукой, - то сперва сами собой напрашиваются два сравнения: так же артистичны были В. Ключевский и М. Гершензон. А потом они уточняются: скорее Ключевский, чем Гершензон. Потому что есть слово, которое в портретах Лотмана невозможно, - слово " душа". Человеческая личность для Лотмана не субстан- ция, а отношение, точка пересечения социальных кодов. Марксист сказал бы: " точка пересечения социальных отно- шений", - разница опять-таки только в языке. Именно благодаря этому оказывается, что Пушкин был одновремен- но и просветителем-рационалистом, и аристократом, и ро- мантиком, и трезвым зрителем своего века, знал цену ус- ловностям и дал убить себя на дуэли. Каждую из этих скрестившихся линий можно проследить отдельно, и тогда получится та " история культуры без имен" или та " типо- логия культуры без имен", которой порадовались бы Вель- флин и Варрон. Лотман отлично умел делать такой анализ безличных механизмов культуры, но ему это было не очень интересно - не потому, что это схема, а потому, что это слишком грубая схема. Конечно, для Лотмана анализ бинарных оппозиций в стихотворении и картина эпохи вокруг поэта дополняли друг друга как наука и искусство. Но такая дополнитель- ность тоже может осуществляться по-разному. А. Н. Ве- се-ловский всю жизнь работал над безличной историей словесности, а в старости написал замечательный психо- логический портрет Жуковского - без всякой связи с прежним, просто чтобы отвести душу. Тынянов стал писать роман о Пушкине, когда увидел, что тот образ Пушкина, который сложился в его сознании, не может быть обосно- ван научно-доказательно, а только художественно-убеди- тельно: образ - главное, аргумент - вспомогательное. У Лотмана (как и у Ключевского) - наоборот, каждый его портрет есть иллюстрация в собственном смысле слова, материал для упражнения по историко-культурному анализу, чело- век у него, как фонема, складывается из дифференциаль- ных признаков, в нем можно выделить все пересекающиеся культурные коды, и автор этого не делает только затем, чтобы вдумчивый читатель сам прикинул их в уме. Здесь концепция - главное, а образ - вспомогательное. Умение встать на чужую, исторически далекую точку зрения - это и есть гуманистическое обогащение культу- ры, в этом нравственный смысл гуманитарных наук. Взгля- нуть не на историю из современности, а на современность из истории - это значит считать себя и свое окружение не конечной целью истории, а лишь одним из множества ее потенциальных вариантов. Мысль о несбывшихся возможнос- тях истории была для Лотмана не только игрой диалекти- ческого ума. Это был еще и опыт двух поколений нашего века: тех, кто в 1930-е гг. расставался с неиспользо- ванными возможностями 1920-х гг. и в послевоенные годы с несбывшимися надеждами военных лет. Молодых коллег, склонных в русской культуре прошлого замечать намеки на неприятности настоящего, Лотман никогда не поощрял. Но свою последнюю книгу " Культура и взрыв" он кончил имен- но соображениями о перестроенном настоящем - о возмож- ности перехода от бинарного строя русской культуры к тернарному - европейской: " Пропустить эту возможность было бы исторической катастрофой". Лотман никогда не объявлял себя ни марксистом, ни антимарксистом, - он был ученым. Чтобы противопоставить " истинного Пушкина" " моему Пушкину" любой эпохи, нужно верить в то, что истина существует и нужна людям. " Единственное, чем наука, по своей природе, может слу- жить человеку, - это удовлетворять его потребности в истине", - писал Лотман в той же статье " Литературове- дение должно стать наукой". Это не банальность: в XX в., который начался творческим самовозвеличением дека- данса и кончается творческой игривостью деструктивизма, вера в истину и науку - не аксиома, а жизненная пози- ция. Лотман проработал в литературоведении более сорока лет. Он начинал работать в эпоху догматического литера- туроведения - сейчас, наоборот, торжествует антидогма- тическое литературоведение. Советская идеология требо- вала от ученого описывать картину мира, единообразно заданную для всех, - деструктивистская идеология требу- ет от него описывать картину мира, индивидуально соз- данную им самим, чем прихотливее, тем лучше. Крайности сходятся: и то и другое для Лотмана - не исследование, а навязывание истины, казенной ли, своей ли. Поэтому новой, нарциссической филологии он остался чужд. " Восп- риятие художественного текста - всегда борьба между слушателем и автором", - писал он; и в этой борьбе он однозначно становился на сторону автора - историческая истина была ему дороже, чем творческое самоутверждение. Это - позиция науки в противоположность позиции искусс- тва. В истории нашей культуры 1960- 1990-х гг. структу- рализм Ю. М. Лотмана стоит между эпохой догматизма и эпохой антидогматизма, противопоставляясь им как науч- ность двум антина-учностям. М. Л. Гаспаров
|