Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. География






 

География, как и история, относится к основным отраслям знаний, поскольку она базируется на очень важной для понимания ребенка категории пространства. Кроме того, благодаря этой науке ребенок увидит, что мир выходит за пределы не только его окружения, но даже одной страны и культуры.

К сожалению, география - более абстрактная наука, чем история, здесь нет ярких персонажей. Первая задача - заставить ребенка почувствовать пространство.

Распределение вещей в пространстве. Вы должны постоянно следить, чтобы ребенок замечал, где находятся определенные вещи. Примерно года в два малыш уже может визуально представить себе то, что не находится у него перед глазами. Пусть он научится различать комнаты в квартире. Выберите для каждой комнаты типичный предмет: ванну - для ванной комнаты, холодильник - для кухни, кровать - для спальни, стол - для столовой, и т.д. Спросите ребенка, где находятся эти предметы. Если он еще не говорит, пусть покажет вам эти комнаты. Пробегитесь вместе с ним по квартире: " Где холодильник? Ну, так где же холодильник? А-а, в кухне! Ну, конечно же, в кухне, а не в спальне и не в ванной. Он в кухне! " Постепенно приучите его играть в эту игру в уме.

План квартиры. На листе бумаги начертите контуры комнат и раскрасьте каждую в свой цвет, чтобы было понятно их взаимное расположение. Обойдите квартиру с планом и покажите малышу, что цветные пятна соответствуют различным комнатам. Когда он научится узнавать их на плане, возьмите несколько мелких предметов (например, ластик, пробку, фасолину, горошину и т.п.), дайте один из них ребенку со словами: " Видишь, это ты! Поставь себя туда, где ты находишься сейчас. Правильно, в гостиную. Где у нас гостиная на плане? Верно!!! Вот видишь, красное пятно - гостиная, а ты - фасоль, значит, ты кладешь фасоль на красное пятно... Вот как забавно получилось! "

Такой же прием можно применить по отношению к различным людям и предметам.

План комнаты, где находится ребенок. Нарисуйте контуры комнаты, в которой вы с малышом находитесь (не забудьте показать окна и двери). Положите рисунок перед ребенком, правильно сориентировав его с тем местом, где вы сидите. Скажите, что это гостиная, где вы сейчас играете, и объясните, что окна и двери соответствуют рисунку. Показывая поочередно на различную мебель (и людей) в комнате, спрашивайте у ребенка, где их нужно нарисовать на плане. Сделайте, как он говорит. Если он ошибся, заметьте: " Ты так думаешь? Посмотри внимательно, разве диван находится здесь, а кресло там? " Поэтому-то и надо, чтобы ваш план был очень точным.

Уменьшение предметов, когда на них смотришь издали. Обратите внимание малыша на то, что люди, машины, деревья очень большие, когда находишься с ними рядом. Потом поднимитесь на верхний этаж и покажите ребенку, каким все стало маленьким! Объясните, что чем больше удаляешься от предмета, тем меньшим он кажется. А если отойти еще дальше, можно совсем не увидеть этот предмет - таким маленьким он станет. Однако предмет не менял своих размеров!

Звезды. Следующий этап - знакомство со звездами. Объявите малышу заранее, что однажды ночью вы ему покажете звезды! Выберите для этого ясную звездную ночь и разбудите его. Подождите, пока он окончательно проснется, напомните обещание и скажите, что великий момент наступил! Выйдите с ребенком на улицу, пусть он посмотрит на небо. Объясните, что на самом деле каждая звезда такая же большая, как солнце, но оттого, что она так далеко, кажется маленькой, как лампочка; так же выглядят люди и машины, когда смотришь на них с высокого этажа.

Астрономия. Точно так же, как динозавры помогли расширить границы времени, иллюстрируя жизнь до появления человека (см. главу " История"), изучение планет должно раздвинуть пространство за пределы Земли. Найдите хорошее изображение Солнечной системы. Объясните ребенку, что точно так же, как дом, на плане можно изобразить все, что находится в небе вокруг солнца.

Смотри, это Солнце, которое ты видишь в небе днем. Солнце - большой огненный шар, поэтому оно такое горячее. Вокруг Солнца вращаются большие шары, которые называются планетами. А вот шар совсем особый - на нем есть животные и люди. Это наша планета, и называется она Земля! На ней мы и живем, и она самая замечательная из всех! Ведь на других планетах нет ни растений, ни животных, ни людей. Но планеты совершенно не похожи одна на другую. Смотри, вот на ту, словно ожерелья, надеты кольца - ее называют Сатурн. А вот эту ты хорошо знаешь, ведь это Луна! Но она не вращается вокруг Солнца, как другие планеты, а вращается вокруг Земли, вокруг нас. Поэтому ее называют спутником Земли. И, понимаешь, каждая звезда - тоже солнце, со своими планетами. Только они так далеко от нас, что мы о них ничего не знаем. И никто не знает, есть ли в мире другая планета, такая же, как Земля!

Здесь уместно было бы в первый раз отправиться вместе с ребенком в планетарий.

Существование различных городов. Если дедушка и бабушка (или хорошие знакомые) живут в другом городе, поезжайте к ним в гости. Обратите внимание ребенка на то, что вы едете по городу, потом попадаете в сельскую местность (больше нет домов). Путь ваш лежит через другие города, и, наконец, вы добираетесь до " дедушкиного города, который называется Бурж". Когда ребенок поймет, что он живет в Париже, а дедушка с бабушкой - в Бурже, вспомните о других знакомых и расскажите, в каких городах они живут.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал