![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом. Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК являются органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю. Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы и решают их специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы Таможенный кодекс РФ возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Уголовное дело вначале расследуют работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное производство о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил. Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов — с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, — с третьей. Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп — сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу. По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа. План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения — агентур оперативные и иные мероприятия. С момента принятия уголовного дела к производству только следователь определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами «дальнего» и «ближнего» зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ГТК России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу). Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конечном итоге передаются в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные Разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничныеКПП.
|