![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хобби в пожилом и старческом возрасте.
Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности и психику ребенка на 2 сферы. 1. коммуникативные виды деятельности, в основе которых лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок—общественный взрослый». Они соответствуют развитию мотивационно-потребностной сферы психики. 2. предметные виды деятельности, в основе которых лежат отношения в системе «ребенок—общественный предмет». Они относятся к операционально-техническим возможностям психики. По мнению Д. Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы «ребенок—общественный взрослый» с освоением мотивационной стороны деятельности к системе «ребенок—общественный предмет» с освоением операционально-технической. Т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе усваиваются соответствующие виды деятельности. Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) и стадии онтогенеза психики: 1) период (эпоху) раннего детства Д.Б. Эльконин делит на две стадии — младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы - М-П) и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы - О-Т); 2) период детства он делит на дошкольный (М-П) возраст и младший школьный (О-Т); 3) период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) и раннюю юность (О-Т). Рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М.И. Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. Мотивы общения делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях и в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому. Деловые мотивы рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых. Личностные мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции. Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает вформе действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов — средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речевые операции. Форму общения характеризуют 5 параметров: 1) время ее возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми. В периодизации развития общения выделяются следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); 2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).
|