Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из Указа Александра I о вольных хлебопашцах






1803

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору)...

 

1. Прочитав документ, объясните, в чем выражена ограниченность действий властей в решении аграрного вопроса? С чем это было связано?

2. Что Вам известно о практической реализации этого Указа? Каково историческое значение этого документа?

2. Из «Записки о древней и новой России» Н.М. Карамзина,

подготовленной для Александра I

Первая обязанность государя есть блюсти внутреннюю и внешнюю целость государства; благотворить состояниям (сословиям, - сост.) и лицам есть уже вторая. Она желает сделать земледельцев счастливее свободою, но ежели сия свобода вредна для государства? …Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (временный запрет «Юрьева дня», - сост.).., но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных – ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным.

1. Взгляды каких кругов российского общества выражал Н.М. Карамзин?

II. Прочитайте приводимые отрывки №3–4 из произведений русских мыслителей. Чем отличаются их взгляды на характер и особенности русской истории, русского народа?

Выполнение заданий по анализу фрагмента связано с извлечением информации из текста, а также с использованием дополнительных знаний по курсу истории России.

 

3. П.Я.Чаадаев «Философические письма»

1828–1831

«...Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей – годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру....Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу....В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы.... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды..... Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись... В крови у нас есть что-то такое, что отвергает настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования...».

 

4. К.С. Аксаков «О том же»

предположительно 1850 г.

«Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны....

Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя отчасти) на путь Западный и до подражания Западу!... История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути Русский и Западно-Европейский до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной...

Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно утвердилась у покоренных народов.... Русское государство, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призыванием власти..... Таким образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть легло в основание государства Русского.

Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой.

Пути совершенно разные... до такой степени, что никогда не могут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма... если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, - первый Руси, второй – Западу».

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией.

Хрестоматия по истории Российской общественной мысли

XIX и XX веков. Часть 1. М., 1994.

 

Тесты по теме «Россия в первой половине XIX века»

Вариант I

1. Одной из причин дворцового переворота 11 марта 1801 г. являлась(ся):

1) невыгодный для российского купечества военный союз с Великобританией;

2) политика Павла I по ограничению привилегий дворянства;

3) отмена телесных наказаний для податных сословий;

проект отмены крепостного права.

 

2. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят в:

1) 1803 г.; 2) 1881 г.; 3) 1906 г.; 4) 1837 г.

 

3. Соотнесите имя исторического деятеля и события:

Деятель Событие
1) А.А. Аракчеев; а) учреждение Государственного Совета;
2) М.М. Сперанский; б) введение военных поселений;
3) Д.В. Давыдов; в) участие в Отечественной войне 1812 г..

 

4. Учреждая военные поселения, Александр I стремился:

1) усилить систему охраны границ; 3) сохранить численность армии, одновременно сократив расходы на ее содержание;
2) упразднить казачьи войска; 4) сократить срок службы солдат.

 

5. Какие из этих исторических личностей были современниками Александра I?

а) М. Бакунин; г) Н. Новосильцев;
б) П. Пестель; д) В. Татищев;
в) С. Нечаев; е) М. Барклай–де–Толли.

Укажите верный ответ:

1) а, б, г; 2) в, д, е; 3) б, г, е; 4) б, д, е.

 

6. Общее во взглядах А. Хомякова и Т. Грановского состояло в:

1) идеализации крестьянской общины; 3) уверенности в особом русском пути развития;
2) неприятии западного пути развития для России; 4) неприятии крепостнических порядков.

 

7. Сходство конституционных проектов Н. Муравьева и П. Пестеля заключалось в требовании:

1) всеобщего и равного избирательного права; 3) республиканского устройства для России;
2) ограничения монархии представительными органами; 4) отмены крепостного права.

 

8. Корпус жандармов был создан правительством как реакция на

1) процесс петрашевцев; 3) деятельность «Народной воли»;
2) движение декабристов; 4) крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.

 

9. Внутренняя политика Николая I характеризовалась:

1) ослаблением цензурного гнета;

2) поощрением общественного самоуправления;

3) борьбой с революционным и либеральным общественным движением;

4) отменой сословных привилегий дворянства.

 

10. Какой из указанных документов был издан в годы царствования Николая I?

1) указ о «вольных хлебопашцах»;

2) указ «об обязанных крестьянах»;

3) указ «о трехдневной барщине»;

4) положение «о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

 

11. Реформа управления государственными крестьянами проводилась под руководством

1) П.Д. Киселева; 3) М.М. Сперанского;
2) Е.Ф. Канкрина; 4) А.Х. Бенкендорфа.

 

12. Создателем «теории официальной народности» являлся:

1) П.Я. Чаадаев; 3) Н.М. Карамзин;
2) А.И. Герцен; 4) С.С. Уваров.

 

13. В 30–40–е гг. XIX в. центрами развития либеральной общественной мысли становятся:

1) политические партии; 3) дворянские собрания;
2) либеральные кружки и салоны; 4) духовные академии и семинарии.

 

14. Взгляды, во многом противоречившие убеждениям славянофилов, изложил в «Философических письмах»:

1) П.В. Киреевский; 3) Ю.Ф. Самарин;
2) К.С. Аксаков; 4) П.Я. Чаадаев.

 

15. Что послужило формальным поводом для начала Крымской войны?

1) спор о палестинских святынях;

2) территориальные претензии Османской империи к России;

3) усиление военных действий на Кавказе;

4) арест русской дипломатической миссии в Стамбуле.

 

Вариант II

1. Укажите годы правления Павла I

1) 1762–1784 гг.; 3) 1762–1794 гг.;
2) 1762–1791 гг.; 4) 1796–1801 гг.

 

2. В начале XIX в. в России были учреждены:

1) наркоматы; 3) министерства;
2) приказы; 4) коллегии.

 

3. Проект коренных преобразований М.М. Сперанского предусматривал:

1) выборы императора Государственной Думой;

2) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

3) отмену крепостного права;

4) ликвидацию сословного деления общества.

 

4. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали:

1) разработку проектов, ограничивавших власть царя;

2) ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг;

3) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I;

4) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии.

 

5. Установите соответствие между именами государственных деятелей и связанными с ними мероприятиями:

1) М.М. Сперанский; а) основание III отделения императорской канцелярии;
2) Н.Н. Новосильцев; б) проект созыва Государственной думы;
3) А.Х. Бенкендорф; в) учреждение военных поселений;
4) А.А. Аракчеев; г) разработка Уставной грамоты.

 

6. Какие из перечисленных ниже положений составляли содержание взглядов славянофилов:

а) идеализация исторического прошлого России;

б) требование ликвидации помещичьего землевладения;

в) отрицательное отношение к преобразованиям Петра I;

г) осуждение крепостного права;

д) увлечение теориями общинного социализма;

е) поддержка крестьянских выступлений.

Укажите верный ответ:

1) а б е; 2) а в г; 3) а в д; 4) г д е.

 

7. «Русская правда» П. Пестеля содержала требование:

1) ограничения самодержавия конституцией;

2) личного освобождения крепостных крестьян за большой выкуп;

3) поддержки восставших гвардейских полков со стороны городских низов и крестьянства;

4) передачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями.

 

8. Одна из причин неудачи восстания 14 декабря 1825 г.:

1) нехватка оружия;

2) отсутствие поддержки народных масс;

3) аресты всех руководителей тайных обществ накануне восстания;

4) отсутствие у декабристов революционной идеологии.

 

9. Установите соответствие между датами и событиями:

1) образование Северного общества; А) 1845 г.;
2) образование кружка петрашевцев; Б) 1821 г.;
3) публикация в журнале «Телескоп» «Философических писем» П. Чаадаева; В) 1826 г.;
4) Восстание Черниговского полка; Г) 1836 г.

 

10. В правлении Николая I имела(о) место:

1) Отечественная война с Наполеоном; 3) учреждение Государственного Совета;
2) кодификация законов; 4) создание военных поселений.

 

11. Какие из перечисленных мероприятий относятся к реформе П. Киселева об управлении государственными крестьянами?

а) создание фонда семян;

б) улучшение правового положения крестьян;

в) отмена временнообязанного состояния;

г) издание указа о «вольных хлебопашцах»;

д) увеличение наделов;

е) выделение крестьян на отруба и хутора.

Укажите правильный ответ:

1) а б д; 2) б д е; 3) в г д; 4) г д е.

 

12. Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите фамилию его автора.

«Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России… Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность».

 

13. В 30–40–е гг. XIX в. центрами развития либеральной общественной мысли становятся:

1) либеральные кружки и салоны; 3) духовные академии и семинарии;
2) политические партии; 4) дворянские собрания.

 

14. Мировоззрение А.И. Герцена и петрашевцев сближала:

1) вера в православные идеалы;

2) убежденность в незыблемости самодержавия;

3) приверженность идеям утопического социализма;

4) стремление к конституционной монархии.

 

15. С какими событиями была связана Крымская война 1853–1856 гг.:

1) Синопская битва, оборона Севастополя;

2) Бородинская битва, Тарутинский марш–маневр;

3) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва;

4) битва под Нарвой, сражение у деревни Лесная.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал