Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные материалы по теме: методология экспертных оценок
Исследование социально-экономических и политических процессов
Метод получения информации об объекте с помощью специалистов-экспертов в определенной области. Широко используется в прогнозировании или принятии плановых решений, помогает оценить значимость показателей и проверить качество методик, применяемых для сбора данных, повысить обоснованность практик, рекомендаций и т.д. Для подготовки экспертизы формируется группа специалистов. В ее задачи входят: а) постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее границ, основных этапов; б) разработка процедуры экспертизы; в) отбор экспертов, проверка их компетентности и формирование групп экспертов; г) проведение опроса и согласование оценок; д) формализация полученной информации, ее обработка и анализ и интерпретация. В состав группы входят специалисты в данной области знания, а также специалисты по экспертным методам (социологи, психологи, математики), всего может быть 5-7 человек. В основе экспертизы обычно лежит вопросник, с помощью к-рого и осуществляется сбор требуемой информации. В своем классическом варианте вопросник отсутствует при свободном интервью, аналитических экспертных оценках и т.п. Вопросник, или анкета, - это структурно организованный набор вопросов, каждый их которых логически связан с центральной задачей экспертизы. Вопросы анкеты в зависимости от их содержания делятся на три группы: а) данные о самом эксперте - его возрасте, стаже работы, образовании, научном звании, узкой специальности; б) вопросы по существу исследуемой проблемы; в) вопросы, позволяющие оценить мотивы, к-рых придерживался эксперт в своем анализе. По форме вопросы могут быть открытыми, закрытыми и полузакрытыми, прямыми и косвенными. Для обеспечения поступления надежной и достоверной информации обычно сочетают все типы вопросов. Рекомендуется в ходе опроса менять последовательность альтернатив. При использовании оценочных шкал положительные и отрицательные стороны уравновешивают. Вопросы по одной подпроблеме устанавливаются в порядке постепенного перехода от более общих ко все более специфическим, конкретным. Вопросник должен отвечать требованиям целостности, логической последовательности и завершенности. Различаются: (1) методы очного и заочного опроса экспертов; (2) одноразовые и итерационные (многоразовые); (3) индивидуальные методы и групповые. Экспертные методы завоевывают популярность по мере увеличения доли качественных критериев в отображении и оценке социальных процессов. Одной из причин, вызвавших эту тенденцию, является необходимость учета интуиции опытных экспертов, выносящих заключения о целесообразности принятия того или иного варианта решения в процессе разработки и реализации программы. Факт проникновения субъективных подходов в плоскость объективной оценки рассматриваемых альтернатив, лежащий в основе методологии экспертных методов, призван обеспечить более точное и адекватное отображение свойств и признаков оцениваемого объекта. Особое значение экспертные методы начинают играть в условиях нестабильной экономики, когда степень неопределенности в исходе.различных социально-экономических ситуаций становится все более значимой. Как правило, экспертные методы используются для постижения объектов, оценка которых не поддается однозначной интерпретации, основанной на принципах математической формализации. Отсутствие достоверной информации об объекте или ее неполнота также способствуют обращению к использованию труда экспертов. М. Горшков и Ф. Шереги выделяют четыре функции, которые выполняет метод экспертной оценки в социологическом исследовании: ♦ оценка состояния; ♦ оценка причин явления или процесса; ♦ прогноз тенденций развития социальных процессов; ♦ выработка форм и методов решения социальной проблемы Методология экспертных оценок применяется в решении следующих задач: ♦ обоснование выбора варианта управленческого решения на основе заложенных в основу оценки критериев; ♦ определение перспективных направлений использования имеющихся в организации технологий; ♦ согласование мнения между различными уровнями управления; ♦ проведение полной и адекватной оценки ситуации, сложившейся на предприятии, в отрасли и пр. Для решения многих проблем важно не столько нахождение наиболее правильного с технологической точки зрения варианта решения проблемной ситуации, но и его способности быть реализованным в сложившихся в организации условиях. Х ЛЕГЕНДА о РЕМОНТЕ ЦЕХОВОЙ ТРУБЫ в САВВИНЕ методом эсперта, нарисовавшего круг мелом на трубе, где был засор, и где надо было разбирать кладнку – позволил восстановить производственный процесс за 2 копейки – извозчику и 100 руб. за нарисованный мелом круг, так как «немногие в этом мире могут нарисовать этот круг»Х Эксперт соотносит для вынесения своего заключения множество критериев, полагаясь на свою квалификацию и опыт. И поэтому при организации экспертного опроса много зависит от того, как правильно будут подобраны эксперты для решения поставленной задачи. Привлечение эксперта должно опираться на следующие профессиональные качества, которым он должен соответствовать. Среди них наиболее важными являются: ♦ квалификация и опыт; ♦ владение методами экспертной оценки; ♦ специализация; ♦ представление обо всех звеньев технологической цепочки и уровней управления. Основным требованием к отбору эксперта выступает его квалификация. Определить квалификацию эксперта можно по следующим критериям. 1. Число переменных, которые, по его мнению, существенны для принятия решения. Эксперт использует меньше переменных, чем не эксперт. 2. Оценка важности этих переменных с его точки зрения. 3. Скорость или эффективность идентификации экспертом качественных различий между переменными. 4. Собственная оценка экспертом своих возможностей и квалификации. 5. Достоверность предыдущих заключений эксперта. В качестве одной из форм объективной оценки качества эксперта, его компетентности, может быть рассмотрен способ взаимной оценки экспертов, на основе которой производится отбор наиболее компетентных участников экспертной оценки. Окончательный выбор эксперта может быть обоснован также с помощью личной самооценки экспертом своих способностей вынесения объективного заключения по рассматриваемому вопросу. Основу методологии экспертных оценок составляют экспертные методы анализа. Экспертные методы анализа — это исследование параметров исследуемого объекта, основанное на принципах организации коллективной мыследеятельности с использованием технологии экспертного опроса. Цель экспертного анализа заключается в предварительном тестировании объекта исследования, направленном на выявление в нем внутренних свойств и связей, скрытых от исследователя. Благодаря методам экспертного анализа, собирается необходимый для вынесения экспертной оценки материал, обеспечивается его соответствие принятым стандартам. Технология проведения экспертного анализа предполагает прохождение ряда этапов. 1. Подготовка экспертов. Процедура подготовки экспертов включает в себя ознакомление их с особенностями исследуемого объекта, требованиями организации к его качеству и т. д. 2. Выделение критериев и условий принятия экспертных решений. предполагает разработку специального формуляра или системы балльных оценок, при помощи которых эксперт будет оценивать варианты различных решений, обосновывать выбор оптимальных вариантов. 3. Выбор оптимального метода экспертной оценки. На выбор оптимального метода экспертной оценки оказывает влияние состояние информационной базы, составляющей необходимое условие для обоснованного и достоверного выбора варианта экспертного решения.
Методы экспертной оценки К сожалению, эксперты не всегда способны дать количественные оценки значений оцениваемых показателей. Поэтому важнейшим элементом экспертной оценки является способ качественной оценки объектов экспертизы. Своеобразие качественных методов проведения экспертной оценки заключается в таком представлении объекта экспертизы, которое позволит увидеть в нем скрытые до этого свойства. В целом можно выделить две группы экспертных оценок: индивидуальные и коллективные. А. Индивидуальные методы основаны на использовании мнений экспертов, независимых друг от друга. Информация, которую получает заказчик от эксперта, отличается уникальностью и ориентацией на проблему, имеющую локальный характер. Использование индивидуальных методов позволяет исключить возможность межличностного влияния, способного исказить достоверность экспертной оценки. Ряд экспертных методов трудно отнести к индивидуальным или коллективным. Кроме того, в процессе их применения также используются как качественные, Так и количественные критерии. Таким образом, можно выделить особую группу эвристических методов, значение которых заключается в мобилизации творческого мышления в решении сложных комплексных задач. А1. Метод гирлянд и ассоциаций, разработанный в 70-е г. советским ученым Г. Бушем, предполагает изучение схожего по свойствам объекта, на базе сличения которых выявляются особенности, характерные для исследуемого объекта. Метод предполагает прохождение следующих этапов. 1. Определение аналогов объекта. 2. Выбор случайных объектов. 3. Составление комбинаций из элементов гирлянд аналогов объекта и случайных объектов. 4. Составление перечня или таблицы признаков случайных объектов. 5. Развитие идей посредством поочередного присоединения к объекту и его аналогам признаков случайных объектов. 6. Генерирование гирлянд ассоциаций (поочередно из каждого признака случайных объектов вырабатывается гирлянда «вторичных» понятий и признаков). 7. Развитие новых идей путем попыток комбинирования элементов гирлянды ассоциаций по признакам с элементами гирлянды аналогов объекта. 8. Выбор альтернативы, то есть анализ полученного множества идей и принятие решения о прекращении генерирования гирлянд ассоциаций и комбинирования понятий. 9. Оценка и отбор рациональных вариантов идей. 10. Выбор предпочтительного варианта. Сферой применения названного метода может стать сложная проблемная ситуация, слабо изученная, в отношении которой нет сложившегося мнения. Метод может быть реализован только при условии большой предварительной работы, заключающейся в глубоком изучении свойств аналогов исследуемого объекта, целесообразности их привлечения, формировании психологической установки экспертов и т. д.
А2. Метод парных сравнений основан на простом сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых он должен выбрать наиболее предпочтительный. Метод позволяет учитывать равноценность или принципиальную несравнимость представленных альтернатив, в связи с чем они исключаются из анализа. В ходе такого сравнения эксперт не только отбирает лучшие варианты, но и формулирует критерии, позволяющие осуществить такой выбор, подчеркивая свойства и признаки отобранной альтернативы.
А3. При использовании метода векторов предпочтений эксперту Полученную информацию можно изобразить в виде вектора, одним из компонентов которого является число альтернативных вариантов, превосходящих первый, вторым компонентом — число альтернатив, которые превосходят второй и т. д. Примером векторного представления 10 альтернативных вариантов служит такая последовательность (5, 0, 7, 3, 2, 1, 4, 9, 8, 6). Упоминая в системе предпочтения каждый из вариантов не более одного раза, эксперт проводит строгое ранжирование представленных вариантов на основе предварительно сформулированного критерия. Использовать этот метод можно и при коллективной экспертизе, представляя коллективный взгляд на соотношение рассматриваемых альтернатив.
А4. Метод фокальных объектов, разработанный в 50-е гг. XX века Фокальные точки спонтанно выбираются всеми индивидами в силу особой роли первых в отношении социально однородной группы, сформированной вокруг базовых ценностей, которые разделяют члены таких групп. Примером фокального объектд может служить примечательное для данного территориального образования культовое здание, служащее местом встреч. В пользу использования этого метода при проведении экспертных оценок говорит то обстоятельство, что значительная часть научных открытий делается на основе обобщения фактов, находящихся на периферии стратегии направленного поиска. Путем сопоставления фокального объекта и группы случайных объектов производится сравнение аналоговых признаков с признаками фокального объекта, по результатам которого производится сравнение объектов и определяется перечень мер по совершенствованию роли фокального объекта в моделируемом процессе. Процедура применения метода предполагает прохождение следующих этапов. 1. Выбор фокального объекта. 2. Выбор трех-пяти случайных объектов. 3. Составление списков признаков для каждого случайного объекта. 4. Генерирование идей посредством присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений [5]. А5. Индивидуальный экспертный опрос возможен в форме интервью Метод интервью означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик в соответствии с разработанной программой ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей. Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом (экспертами) разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути в ее решении. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа, составленного на основе тщательного обследования объекта. Анализ экспертных оценок может быть произведен на основе использования ряда методов, в основе которых лежит выбор оптимальной альтернативы в определении варианта решения.
А6. Метод средней точки используется при большом количестве аль-
А7. Метод Черчмена-Акоффа. В соответствии с этим методом все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности, и каждому из них эксперт назначает количественные оценки. Если один вариант (α ϊ) по предпочтительности выше другого (а2), то их значения суммируются (α ϊ + α 2). Эксперт сопоставляет по предпочтительности альтернативный вариант (α ϊ) и сумму других альтернативных вариантов. Если (α ϊ) остается предпочтительным, то и его значение будет выше суммарного значения других альтернативных вариантов, в противном случае — наоборот. Если альтернативный вариант (α ϊ) на каком-то этапе оказался предпочтительнее суммы остальных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то (α ϊ) из дальнейших рассмотрений исключается. Преимуществом данного метода является допущение экспертами корректировок в ходе обсуждения альтернативных вариантов. Например, в ходе оценки может определяться сумма наибольшего числа альтернативных вариантов, исключающая менее предпочтительные, которая меньше, чем (α ϊ). Если альтернативные варианты правильно иерархизированы с точки зрения предпочтительности, т. е. значение каждого предыдущего альтернативного варианта больше суммы последующих, то в корректировке оценки экспертов нет необходимости. В противном случае, корректировка экспертных оценок является целесообразной.
А8. Метод лотерей. В соответствии с методом имеющиеся альтернативы распределяются в порядке убывания предпочтительности, для обозначения которой эксперт указывает такую вероятность (р), при которой альтернативный вариант (а2) равноценен лотерее; альтернативный вариант (α ϊ) встречается с вероятностью (р), а альтернативный вариант (аЗ) встречается с вероятностью (1 -р). На основе последовательной оценки альтернатив можно рассчитать линейную функцию полезности, внеся в обозначение альтернативных вариантов численные значения: и\р\ + и2р2 +...ип рп, где: ρ — вероятности, с которыми рассматриваются альтернативные варианты α ϊ, α 2, α Ν.
Б. Коллективные методы (методы организации коллективной мысле-деятельности) являются наиболее эффективными с точки зрения достижения максимальной объективности экспертной оценки, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. Проведенные в университете Буффало исследования форм коллективной мыследеятельности показали, что групповое мышление производит на 70 % больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Успехи команд «знатоков» в популярной в 80-90-е г. российской телевизионной игре «Что? Где? Когда?» подтверждают выводы американских ученых. В целом методы организации коллективной генерации идей можно разделить на несколько видов.
Б1. Мозговой штурм. Рождение метода «мозгового штурма» принято связывать с именем американского ученого А. Осборна, разработавшего его основы в 1957 г. Использование метода позволяет находить выход из наиболее сложных и запутанных ситуаций, в решении которых отсутствуют готовые рецепты. Главная цель «мозгового штурма» заключается в стимулировании творческого процесса генерации идей, возможного в условиях коллективного обсуждения. Метод позволяет в условиях неопределенной ситуации разработать максимальное количество возможных решений, концентрируя внимание участников на обсуждаемой проблеме. Характерной чертой данного метода является процедура отделения стадии генерации идей от стадии их оценки. Участники аналитической группы, производящие оценку, как правило, изолированы от участников обсуждения. В то же время необходимо принимать во внимание ряд других требований к организации процесса обсуждения, соблюдение которых позволит воспользоваться всеми преимуществами данной технологии. 1. К процессу обсуждения должно быть допущено максимально широкое число заинтересованных лиц, среди которых обеспечивается представительство людей различных профессий, квалификаций, специальностей. Вместе с тем, общее число членов такой группы не должно превышать 10-15 человек. Ограничение численности связано с необходимостью глубокого обсуждения представленных версий решения проблемной ситуации. 2. Ответственный за проведение «мозгового штурма» организатор должен обеспечить отсутствие административного воздействия на мнение слушателей. На мнение выступающего ни в коем случае не должен оказывать влияния авторитет стоящего над ним руководителя. Участники «штурма» вольны высказывать любые, даже самые безумные решения. Ни одна из идей не должна отметаться с порога организаторами обсуждения и членами аналитической группы. Чем больше сложившихся стереотипов может быть разрушено в ходе такого обсуждения, тем больше вероятность, что решение самой запутанной и сложной ситуации будет найдено. 3. Одним из важных условий в использовании данного метода является недопущение в ходе обсуждения критики представленных подходов. Оценка сделанных предложений обычно производится позднее. В ходе обсуждения опытный ведущий-методолог может только направлять мнение участников, заостряя или меняя тематическую направленность дискуссии. В случае неудачного хода дискуссии ведущий вправе поставить вопрос о снятии проблемы с обсуждения или целесообразности ее перенесения на другой срок, другой состав. 4. Проведенная на заключительном этапе реализации метода оценка предваряет возможность создания комбинации вынесенных идей, являющихся продуктом коллективной мыследеятельности. Главным преимуществом метода «мозгового штурма» является нацеленность на нахождение нестандартных решений, способных реализоваться при максимально открытом и свободном режиме обсуждения проблемы. Такой режим обсуждения позволяет не только обозначить возможные направления в решении актуальных проблем, но и сфор^ мировать группу людей, обладающих высокими креативными способностями, что чрезвычайно важно для организации любого типа. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, метод «мозгового штурма» является очень эффективной технологией генерирования новаторских идей. Однако такая простота и доступность лежит в основе недостатков, характерных для практического использования этого метода. Основным из этих недостатков является невозможность глубокого проникновения в предмет обсуждения всеми задействованными в нем участниками. Отсюда, отдельные версии могут носить неконкретный и поверхностный характер, что значительно снизит эффект такого обсуждения. С целью преодоления этого недостатка организаторам обсуждения нужно уделить главное внимание подбору участников обсуждения и составу аналитической группы.
Б 2. Методика судов. Суть методики заключается в такой организации обсуждения проблемной ситуации в группе, когда одна сторона разрабатывает самостоятельные предложения, а другая — дает критику всем этим предложениям. Использование этой методики воспроизводит сценарий суда, в котором происходит состязание между обвинением и защитой. Цель методики заключена в выявлении наиболее аргументированного и оптимального решения, полученного в ходе обстоятельной экспертизы. Характерной чертой методики судов является ее ролевое исполнение, которое позволяет участникам обсуждения наиболее полно проявить себя в организационном процессе, осознавая в нем не только собственное место, но и место других служб и должностных функций.
Б3. Метод «черного ящика». Главным достоинством метода «черного ящика» является минимизация возможного влияния заинтересованных лиц на принятие неэффективных решений. Метод нацеливает на выделение специального аналитического центра, который делает заключение исключительно по разработкам независимых экспертов, оценивающих перспективы принятия решений по определенному перечню проблем. На первом этапе экспертам выдается информация о характере и структуре проблемной ситуации. Эксперты самостоятельно разрабатывают способы решения данной проблемной ситуации и передают полученную информацию в аналитический центр «Ыаск Ьох», который на основе анализа экспертных отчетов вырабатывает предложения по решению выявленных в ходе анализа проблем.
Б4. Метод эвристического прогнозирования. Использование данного метода предполагает привлечение к работе экспертов узкой специализации, которые на основе предварительно разработанных анкет и таблиц должны разработать общую модель исследуемого объекта. Основной трудностью в использовании этого метода является процедура подбора экспертов, поскольку их специализация и профиль должны обеспечить возможность целостного представления объекта. Успешное выполнение этой задачи позволит сформулировать ряд нормативных характеристик объекта, которые могут послужить базой для определения вероятных путей их достижения. Таким образом, метод эвристического прогнозирования можно рассматривать как одну из технологий нормативного прогноза, характерной чертой которой является предсказание возможных тенденций, ведущих к предварительно сформулированному результату. Особую роль метод эвристического прогнозирования играет, к примеру, в случае экспертной оценки перспектив понижения цен на нефть на мировых рынках с точки зрения проявления факторов, приводящих к этому понижению. Удачно составленный экспертами нормативный прогноз позволит изыскать превентивные меры для нейтрализации факторов, способных вызвать неблагоприятный результат.
Б5. Синектический метод. Родоначальником синектического метода принято считать У. Гордона, организовавшего в 1960 г. специальное предприятие, специализирующееся на решении инновационных задач. Появление синектического метода стало возможным в качестве реакции на недостатки метода «мозгового штурма», обретшего в середине XX века широкую популярность. Главным недостатком метода «мозгового штурма», с точки зрения У. Гордона, представлялся запрет на критику, ставший визитной карточкой метода «мозгового штурма». Отсутствие критики в обсуждении актуальных проблем не способствует их глубокому осознанию. Преодолеть этот недостаток возможно путем формирования постоянных групп: в них хорошо знающие друг друга сослуживцы не боятся критики и реагируют на нее недостаточно спокойно. Руководитель, координирующий процесс обсуждения, делает акцент на использование аналогий исследуемой проблемной ситуации, что делает процесс обсуждения более свободным и способствует более активной генерации идей. Одним из преимуществ синектического метода является возможность в достижении консолидации между различными уровнями управления, задействованными в процессе вынесения экспертной оценки. Применение метода является целесообразным в силу того обстоятельства, что в ходе принятия экспертных оценок обсуждение проблем проходит между представителями одного уровня, что позволяет им высказываться откровенно и взвешенно. При этом необходимо учитывать мнение не только представителей высших звеньев управления, которые зачастую могут иметь весьма общее представление об объекте оценки, но и рядовых исполнителей, чьи знания об объекте являются очень ценными и практически значимыми. Технология метода предполагает прохождение двух этапов. На начальном этапе аккумулируются мнения о решении проблемной ситуации среди представителей различных уровней управления. Использование синектического метода придает особое значение этому этапу, где определяются основные параметры исследуемой проблемы. На заключительном этапе собранные результаты анализируются, группируются, и выстраивается общая модель поведения. Синектический метод является значимым в практике японских предприятий, где фактору причастности персонала к принятию решений придается большое значение. Благодаря консолидации интересов между экспертными уровнями, достигается не только социальная стабильность, но выявляется уникальный способ осознания и разрешения актуальных проблем. Б6. Метод дневников. Характерным признаком этого метода является его обезличенность и предельная объективность. Реализация метода возможна лишь при наличии документальных источников, по которым исключительно и проводится акт экспертизы. Чаще всего метод используется в структуре управления с жестко регламентированной системой должностных инструкций. Объектом экспертной оценки выступают, как правило, вахтовый журнал, инструктивные документы, на основе которых вырабатываются рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий.
Б7. Метод Дельфы. Метод Дельфы является, пожалуй, самым популярным из экспертных методов, и его популярность напрямую связана с эвристическими возможностями самого метода, позволяющими решать сложные комплексные задачи. Метод Дельфы был разработан в 1964 г. сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т. Гордоном. Сущность метода заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов по интересующей организаторов экспертизы проблеме. Метод предполагает серию опросов экспертов, не имеющих возможности вступать друг с другом в непосредственный контакт и получающих информацию о заключениях других лишь по их письменным отчетам. Цель метода заключается в вынесении объективной и точной оценки существующих альтернатив с целью принятия оптимальных и социально приемлемых решений. На первом этапе экспертам предлагают дать заключение о целесообразности выбора того или иного варианта решения проблемы, основанного на логике доказательства такого выбора и интуиции эксперта. На втором этапе (обсуждения) эксперты обмениваются заключениями через координатора экспертизы, учитывая во втором варианте собственного отчета доводы и аргументацию своих коллег. Процесс экспертизы может продолжаться до тех пор, пока не будет получена максимально консолидированная оценка экспертами сложившейся проблемной ситуации и предложен наиболее оптимальный и обоснованный способ ее решения. Использование метода возможно лишь при соблюдении ряда условий, способных оказать влияние на его эффективное применение в отборе наилучшей альтернативы. Организационные требования к использованию метода Дельфы. 1. Группы экспертов должны быть стабильными и численность их 2. Время между этапами опроса должно составлять не более месяца. 3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы. 4. Число туров (этапов) должно быть достаточно, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин. 5. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам. 6. Необходима формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок. 7. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи. 8. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходность этих оценок. 9. В ходе реализации метода должен проводиться систематический отбор экспертов, основанный на данных экспертизы по турам и самооценкам [3]. Важнейшим достоинством метода является использование в нем количественных показателей, позволяющих делать точные и аргументированные заключения. В результате оценки каждым экспертом результатов сравнения между сравниваемыми объектами высчитывается коэффициент, который сравнивается с коэффициентом, вычисленным другим экспертом. Итоговым результатом использования метода дельфийского совещания является максимальное сближение коэффициентов по турам экспертного опроса. Дополнительно – метод Дельфы.
Литература 1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989. 2. Буш Г. Я. Аналогия и техническое творчество. — Рига: Аватс, 1981. 3. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование — планирование. Теория проектирования экспериментов. — Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. 4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. — М., 2003. 5. Егоров В. В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. — М.: Инфра-М, 2001. 6. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. — М.: Политиздат, 1990. 7. Литвак Б. Г. Управленческие решения. — М.: ЭКМОС, 1998. 8. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. проф. Г..М. Андреевой. — М.: Изд-во МГУ, 1972. 9. Морено Дж. Социометрия // Американская социологическая мысль. - М.: МГУ, 1994.
10. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М.: Прогресс, 1978. 11. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. А. А. Спирина. — М.: Финансы и статистика, 1994. 12. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1982. 13. ПаниоттоВ. И. Качество социологической информации. — Киев: Наукова думка, 1986. 14. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. — М.: Профиздат, 1991. 15. Пронников В. Α., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. - М.: Наука, 1989. 16. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1972. 17. Рой О. М., Чуканов С. Город как предмет экономической и социально-экологической оценки. — Омск: ОмГТУ, 1997. 18. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. — Самара: Самарский ун-т, 1995.
|