![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Солоненко А.В.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Реферативный обзор: Опыт организации образовательной деятельности в зарубежных исследовательских университетах (на примере 5 референтных вузов «дорожной карты» ТГУ) Мы изучили практику организации образовательной деятельности в пяти ведущих зарубежных вузах, похожих на ТГУ по ряду ключевых параметров и обозначенных в Дорожной карте как университеты «референтной группы»:
Контекст обзора При описании модели исследовательского университета, обычно выделяют следующие характеристики образовательной деятельности в университете: - интеграция обучения и исследования на всех ступенях образовательного процесса; - наличие системы подготовки специалистов с докторской степенью, нередко – превышение числа магистрантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования; - высокое качество образования и его конкурентоспособность; - междисциплинарность образовательного процесса; - развитие наравне с традиционными дистанционных форм образования; - широкое использование информационных технологий в образовательном процессе; - введение инноваций в учебных программах и методике обучения; - формирование в процессе обучения навыков «образования через всю жизнь» (lifelong learning) [1, 2, 3, 4]. В целом описание образовательной деятельности в исследовательском университете ограничивается упоминанием данных признаков, особенности организации образовательной деятельности остаются за фокусом анализа. В данном реферативном обзоре представлен опыт организации образовательной деятельности исследовательских университетов мира с целью его систематизации и выделения характерных особенностей, что в свою очередь позволит нам обозначить общие тенденции развития практики организации образовательной деятельности в университетах заявленного типа. Для данного обзора мы ссылались на опыт университетов, заявленных в Плане мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности ТГУ («дорожная карта») в референтной группе [5]. Данная группа университетов, похожих на ТГУ по ряду ключевых параметров, была проанализирована в рамках построения целевой модели Университета, включает в себя 5 ведущих университетов мира, представляя практически все его регионы: • Университет Люнд (Швеция), • Университет Утрехта (Нидерланды), • Национальный университет Тайваня (Тайвань), • Университет штата Техас в Остине (США), • Университет Фудань (КНР). В основе описания и анализа организации образовательной деятельности лежат критерии, описанные в работе П. Маки (Peggy Maki) как ключевые аспекты успешной образовательной деятельности в вузе [6, pp. 116]: - организация учебной деятельности (учебные курсы, программы, возможность выбора курсов, формы итогового контроля); - организация учебной среды для контактного, смешанного и он-лайн обучения (количество аудиторных часов, организация учебных групп); - преподавание и методы обучения; - консультирование, кураторство, тьюторство учащихся. - университетские программы и службы поддержки, дополнения и совершенствования процесса обучения, - образовательные возможности (участие студентов в исследованиях, прохождение практики, обучение за рубежом, возможность получения стипендий).
Данные критерии дают возможность рассмотреть образовательный процесс с нескольких фокусов: формальная организация образовательного процесса, содержание учебного процесса (преподавание, методы обучения), поддержка студентов в ходе образовательного процесса, механизмы вовлечения студентов через предоставляемые образовательные возможности. Материалами для обзора послужили данные официальных сайтов университетов, кейсы и прецеденты организации образовательной деятельности в обозначенных вузах, представленные в статьях цитируемых научных журналов.
Содержательный обзор (см. Приложение. Организация образовательной деятельности в референтных вузах).
|