Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Строительство
Не следует путать с Петров Вал, — который является неудачной попыткой построить судоходный канал Волга-Дон и находится около городов Камышин и Петров Вал.! _____________________________________________________________________________ Причины создания
К началу XVIII века граница юга Российского государства вышла за пределы Симбирской черты и Тульской засеки, и перед правительством стали задачи обеспечения безопасности новых земледельческих уездов: Тамбовского, Пензенского, Симбирского; надёжного и безопасного сообщения между Доном и Волгой; организации безопасного пути доставки соли с озера Эльтон; заселение и хозяйственное освоение Волго-Донского междуречья.
Решению этих задач мешали постоянные непрекращающиеся набеги крымских татар, кочевых народов Поволжья (калмыков, казахов), а также казаков (на момент строительства линии бывших независимым от Российской империи вольным военно-разбойничным сообществом). Особенно разрушительным был Кубанский погром в августе — сентябре 1717 года. После этого набега по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в 1718 году было начато строительство.
Царицынская линия стала элементом тактики постепенного выдавливания кочевых народов на юг и восток. Тактика заключалась в строительстве цепи крепостей, соединенных в одну оборонительную линию, защищенное пространство которой осваивалось правительством и переселенцами. После освоения «отрезанной» таким способом территории новая линия создавалась южнее.
_____________________________________________________________________________ Строительство Линия сооружена от Царицына до станицы Качалинской — в месте кратчайшего сближения двух рек, на территории современных Городищенского и Иловлинского районов.
Состояла из сухого рва шириной до 8 метров и вала высотой 2, 6 до 4, 6 метров (от дна рва — 9-12 метров) с банкетом для стрельбы. Прорезавшие линию овраги перегораживались частоколом из заостренных бревен и дубовыми клетями, заполненными землей. В состав линии вошли: каменная крепость Царицын, четыре деревянно-земляных крепости (Мечетная, Грачевская (теперь — хутор Грачи), Осокорская и Донская), 23 земляных редана с караульным сооружением, огороженные частоколом. Длина линии — 54 километра.
Линия строилась по общепринятой в Европе XVIII века концепции французского маршала Вобана, с учетом рельефа степной и овражистой местности. На момент сооружения являлась одним из крупнейших оборонительных сооружений в Европе.
Строителями линии были военные и гражданские люди, а именно: 4 драгунских полка (5000 человек), донские казаки из верховых городков (2345 человек), Сумской и Ахтырский слободские казацкие полки (около 2500 человек), войска гетмана Скоропадского(6000 человек), гражданские люди из Азовской и Казанской губерний (1244 человека).
Крепости
Донская крепость — расположенная на речной террасе Дона. Представляла собой четырёхугольную бастионную цитадель с земляным ретраншементом, окруженным полубастионами. Рассчитана на гарнизон в 300 человек с 12 пушками.
«крепостца» Осокорская — расположена у реки Сакарка, рассчитана на небольшой гарнизон и 3 пушки.
Грачевская крепость — расположена у современного хутора Грачи, Имела форму пятилучевой звезды, с расположенными внутри пороховым погребом, ружейным амбаром. Гарнизон 500 человек при 13 пушках. Три «луча» звезды — бастионы с площадками для ведения огня были обращены в сторону степи.
Мечетная крепость — четырёхугольная с полубастионами, гарнизон 300 человек и 7 пушек, размещалась у реки Мокрая Мечетка.
Царицынская цитадель — четырёхугольной формы, рассчитанная на 500 человек гарнизона, замыкала сторожевую линию у берега Волги.
Современное состояние
Оплывшие ров, вал и реданы сохранились на протяжении около 34 километров от станицы Качалинская до железнодорожной станции Древний Вал, расположенной в 10 км от северо-западной окраины Волгограда. Видимые остатки крепости сохранились только в хуторе Грачи — вал и ров образуют пятиконечную звезду — крепость Грачевская. Сохранились несколько реданов.
Влияние линии, проведенной 290 лет назад, ещё при императоре Петре I, прекрасно видно со спутниковых фотографий. В степи параллельно прямой линии вала идут поля, проселочные дороги, лесополосы, заборы, сельскохозяйственные сооружения. В хуторе Кузьмичи это улица, выросшая из проселка и первых домиков вдоль вала, потом уничтожившая сам вал и ров, но сохранившая его направление и ориентацию. В Волгограде линия шла вдоль современного проспекта Жукова и улицы Исторической (до переименования — Историческое шоссе, ещё раньше — улица Исторический Вал). На месте Предтеченского бастиона Царицынской крепости сейчас находится ресторан «Маяк».
Крепость Царицын с примыкающей сторожевой линией. До 1800 года
(источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Царицынская_сторожевая_линия\0)
Гарнизон
Изначально охрану линии осуществляли регулярные армейские полки, объединенные в Царицынский корпус, с приданной артиллерией — 12 медной и 61 чугунной пушкой: 1720 год — караульную службу зимой нес Сальянский пехотный полк, десять рот из Астраханского гарнизона и 800 донских казаков. Летом количество казаков на линии увеличивалось до 1200. На 1726 год на Царицынской линии стояли три драгунских полка (Вятский, Владимирский и Азовский), ещё три полка (Псковский, Сибирский и Тверской) постоянно квартировались в Тамбовской и Шацкой провинциях Воронежской губернии, а в случае возникновения осложнений на валу подлежали мобилизации. Во главе этого соединения находился генерал-лейтенант X. фон де Ропп. 1733 год — для охраны и обороны линии учреждено Волжское казачье войско с центром в посаде Дубовка. С казачьих станиц на службу командировали казаков. Путешественник Гмелин после посещении линии в 1769 году писал: Если хочешь бедную тварь в свече себе представить, то должно на память привести донского казака, на линии стоящего. Само собою явствует, что из отчизны своей казаки посылаются самые бедные и неспособные, кои не в состоянии были ни просьбою, ни деньгами от сей тяжести освободиться. 1777 - после ликвидации Царицынской линии гарнизон переведен на Кавказскую линию.
Значение
За 56 лет функционирования Царицынская линия выполняла следующие функции: Главная — защита южных границ России от набегов. Санитарный кордон от эпидемий чумы и холеры; на ней осуществлялся осмотр и карантин заболевших. К 1740-60 годам добавилась так же функция, как граница зоны русско-калмыцкого взаимодействия. По линии шел раздел между кочевьями калмыков и казачьими станицами. Академик Лепёхин в 1768 г. писал: Царицынская линия ныне служит пределом кочевью некрещеных калмыков на загорной стороне, а прежде была защитой от набегов кубанских. По ту сторону и по другую линии совершенная степь, и лесу нигде не видно, кроме как в буераках, которые наполнены терновником, боярыней и дикими яблонями… Степь вся покрыта была диким льном, который ни мало сеяному не уступал.
Линия ликвидирована в 1776 году, её значение как «южная граница России» приняла на себя Кавказская линия.
|