![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Механизмы психологической защиты у детей .. 261Стр 1 из 69Следующая ⇒
Введение Глава 1. Защита личности: психологические механизмы.... 17 1.1. Общие сведения.............................. 19 1.2. Особенности психологической защиты у детей....... 38 1.3. Осознанные стратегии совладания................ 70 Глава 2. Психология детей младшего школьного возраста... 85 2.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста.................................... 87 2.2. Развитие познавательной сферы.................. 92 2.3. Развитие эмоциональной сферы.................. 121 2.4. Развитие сознания и самосознания............... 135 2.5. Диагностика свойств личности и ее типологии....... 146 Глава 3. Защитное поведение детей................... 171 3.1. Использование различных форм защиты........... 173 3.2. Дети в трудных и неприятных жизненных ситуациях.. 175 3.3. Как младшие школьники преодолевают трудности.... 194 3.4. Отличия копинг-стратегий у детей разного пола и возраста.................................... 230 3.5. Копинг-стратегий у детей с различными свойствами личности................................... 238 3.6. Копинг-стратегий у детей с различными типами личности 245 Глава 4. Механизмы психологической защиты у детей..... 261 4.1. Сознательное и бессознательное................. 263 4.2. Отрицание.................................. 267 4.3. Подавление................................. 271 4.4. Вытеснение................................. 275 4.5. Проекция................................... 285 4.6. Идентификация.............................. 296 4.7. Рационализация.............................. 306 4.8. Замещение.................................. 316 4.9. Сновидение................................. 325 4.10. Сублимация........................ 332 Глава 5. Технология выявления психологической защиты у детей.................................... 5.1. Развитие личности ребенка через обращение к его эмоциям.............................. 5.2. Идентификация с агрессором (пример лонгитюдного наблюдения)............................... 5.3. «Мама, можно я буду таксистом?» (пример краткосрочного консультирования)....................... 5.4. Я боюсь (пример краткосрочного консультирования). 5.5. «Мечтаю, чтоб я вырос умным и грамотным» (пример краткосрочного консультирования) 5.6. На кого похож психолог (пример лонгитюдного наблюдения).......................... Глава 6. Дети в болезнь.......................... 6.1. Внутренняя картина болезни.................. 6.2. Болезнь в представлении здоровых детей......... 6.3. Эмоциональное состояние детей в хирургическом стационаре.................................. 6.4. Воспоминания взрослых о своих детских болезнях.. Заключение...... Приложения Литература.
Если вспомнить, сколько препятствий встречаются ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна... За каждым примером его неправильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни. Альфред Адлер В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Когда мы затрагивали ее на конференциях или семинарах, анализируя особенности изучения психологических защитных механизмов и копинг-поведения у детей младшего школьного возраста, — это всегда вызывало живой интерес. Каждый детский психолог знает, что классической работой в этой области является монография Анны Фрейд" «Психология " Я" и защитные механизмы». Она была впервые опубликована в 1936 году, а в России увидела свет почти на пятьдесят лет позже. В своем предисловии к этой знаменитой монографии А. Г. Асмолов писал следующее: «" Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть? " В этом вопросе шестилетней девочки Анны Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ. Каковы внутренние резервы детского " Я" в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? "...Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фрейд по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом» [110, с. 5-6]. При изучении психологических защитных механизмов главным для А. Фрейд являлся анализ трансформаций, претерпеваемых в аффектах ребенка. По ее мнению, эмоциональная жизнь детей менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональная жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Так, если ребенок видит, что другому уделяется больше внимания, чем ему, то неизбежно чувствует обиду и ревность. Если исполняется его давнее желание — это наверняка его обрадует. Или он ожидает наказания — и при этом неизбежно чувствует тревогу. Таким образом, взрослый может предполагать, что на данные конкретные события ребенок будет реагировать конкретными аффектами. Но, в противоположность таким ожиданиям, иногда наблюдение может показать совершенно иную картину. Например, ребенок проявляет безразличие там, где взрослый ожидал разочарования, или находится в веселом настроении вместо огорчения. Во всех этих случаях произошло что-то, что нарушило нормальный процесс. Осуществляя свои защитные функции, «Я» вмешалось и послужило причиной трансформации аффекта. Анализ таких наблюдений говорит психологу о конкретной технике защиты, принятой системой «Я» данного ребенка, и позволяет сделать заключение о его отношении к своим инстинктам и о природе формирования его болезненных симптомов. При этом, наблюдая за эмоциональными процессами ребенка, психолог не должен полагаться на его субъективные наблюдения и поэтому в значительной мере не зависит от сотрудничества с ним и от степени правдивости того, что тот говорит. Аффекты ребенка выдают его помимо его воли. К сожалению, в отечественной литературе до настоящего времени отсутствует источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме психологической защиты у детей. Ее особенности обычно рассматривают в ряду многих других интересующих авторов проблем, причем, чаще всего, с акцентом на аномальное развитие личности под влиянием неправильного воспитания ребенка в семье [100, 117, 121]. Таким образом, основное внимание придается роли отношений между родителями и детьми в формировании механизмов психологической защиты, а не изучению их проявления в психике конкретного ребенка. Кроме того, необходимость изучения защиты чаще ассоциируется с детьми, страдающими пограничными психическими расстройствами, и с детьми в переломные периоды развития (как правило, с дошкольниками и подростками). С чем связано такое положение вещей? Почему все-таки чаще обсуждают, а не изучают психологическую защиту на практике и не обобщают полученные знания в статьях и монографиях? Первое объяснение — это сложность самого объекта исследования, в связи с чем исследователям приходится руководствоваться принципом редукции. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами ее функционирования осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. Все это и обуславливает доминирование в литературе фрагментарных описаний единичных и особенных фактов и затрудняет выделение общего [90]. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны (однозначно не определены) многие стороны и закономерности этого психического явления. Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каков генезис их формирования? Как соотносятся понятия «психологическая защита» и «копинг-поведение?» Что говорит современная психология об эффективности — неэффективности, осознанности — неосознанности отдельных механизмов защиты? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении. Существует и еще один важный момент. Наш практический и преподавательский опыт показывает, что многие психологи-практики не владеют методами выявления и интерпретации психологической защиты у взрослых и, тем более, у детей. Поэтому им трудно раскрыть интересующие их закономерности опытным путем и нелегко ответить на вопрос о том, с помощью каких методов или в рамках какой технологии нужно исследовать психологическую защиту у детей. Обычно заключение о механизмах психологической защиты и стратегиях защитного поведения делают на основе наблюдения за ребенком или используя некоторые проективные методики (например, цветовой тест Люшера, методику проективного интервью, детские варианты метода рисуночных ассоциаций Розенцвейга и тематического апперцептивного теста). Однако эффективное использование этих методов предполагает, что психолог имеет представление о смысле (содержании) отдельных психологических защитных механизмов. Ведь каждое заключение о наличии проявлений защиты, полученное на основе наблюдения или извлеченное из материалов к психодиагностической методике, надо уметь интерпретировать, т. е. логически оформлять. И тут опять возникают трудности, уже более дифференцированного плана. Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия «компенсация», «замещение» и «сублимация»? Которое из них более общее, а которое — более частное? То же самое прослеживается при трактовке копинг-по-ведения как совокупности осознанных стратегий совла-дания с внутренним напряжением. Даже специалисты порой не могут объяснить, в чем проявляется защитная функция конкретных детских стратегий, например таких, как «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде» или «смотрю телевизор, слушаю музыку». Та же ситуация возникает, когда речь идет об оценке сравнительной эффективности используемых психологических защитных механизмов или копинг-стратегий. Хорошо известно, что в зависимости от своих индивидуальных особенностей дети по-разному справляются со своим внутренним напряжением. Одни — плачут и грустят, другие — ломают и швыряют вещи, а третьи — играют во что-нибудь. И это, по мнению детей, приносит им облегчение. Почему же тогда взрослые говорят, что плакать — стыдно, разбрасывать вещи — непозволительно, а играть — это, значит, быть легкомысленным и не думать о своем будущем? Получается, что взрослые вовсе не заинтересованы в психологическом благополучии своих детей! Трудности теоретического и практического плана, связанные с проблемой психологической защиты, во многом обусловлены дефицитом конкретных данных. Очень сложно дать исчерпывающую трактовку явления, пока не накоплены достаточные факты. Известно, что каждая естественная наука начинает с накопления, описания и упорядочения фактов и лишь после этого переходит к абстрагированию закономерностей. Контрольный эксперимент служит для проверки абстрагированных законов и поэтому занимает в ряду методов исследования последнее место. При этом, как подчеркивал К. Лоренц, чем сложнее и выше интегрирована живая система, тем строже должна соблюдаться такая последовательность методов [61]. Принимая во внимание, что психологическая защита тоже представляет из себя сложное явление, мы, для преодоления объективно существующего дефицита точных данных о ней, сочли необходимым провести методичные исследования самых разных объектов [32]. Такой подход позволяет, накапливать недостающие для обобщения факты с помощью последовательных ответов на конкретные вопросы. Например, можно сформулировать следующие варианты вопросов: «Как защищаются дети, подростки, взрослые, пожилые люди?», «Чем отличается защита здоровых людей от защиты больных?», «Каковы характерные проявления защиты в межнациональном общении?», «За счет чего деструктивная секта взламывает защиту личности?». Такой, по сути дифференциально психологический, а не общепсихологический подход, требует, в первую очередь, хорошего понимания специфики объекта (младенец, лицо женского пола, интроверт), а затем уже изучения особенностей его защиты с помощью адекватного для этого объекта метода. По нашему мнению, только реально существующие факты, накопленные при изучении разных объектов, позволят в конце концов уточнить (подтвердить, изменить или опровергнуть) имеющиеся представления и создать целостную теорию психологической защиты личности. Учитывая сказанное, при рассмотрении защитной системы у детей мы использовали подход, отталкивающийся скорее не от предмета (психологической зашита), а от объекта (конкретной группы людей). В качестве объекта в нашем исследовании выступали дети младшего школьного возраста — учащиеся нескольких школ Санкт-Петербурга, психологические особенности которых изучались нами в течение рада лет [9, 11, 74, 77—79]. Выявление и описание защитных механизмов их психики и осознанных стратегий совладания проводилось с помощью авторского варианта метода анализа детских рисунков и рассказов. Эти рисунки и рассказы дети выполняли на факультативных уроках психологии в школе [77]. Интерпретация полученных результатов базировалась, с одной стороны, на разработанных Р. М. Грановской представлениях об архитектонике (организации) подсознательных барьеров психики, защитная система которых стабилизирует личность за счет ликвидации чувства тревоги, возникающей при критическом рассогласовании картины мира или картины самого себя с новой информацией [29—32]. С другой стороны, нами был использован термин «coping» (совладение), под которым понимают активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы и направленные на овладение трудной ситуацией (решение трудной проблемы) [104, 137]. При этом, применив в работе с детьми адаптированный Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским «Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста» [96, 143, 144], мы даем свою трактовку ряду приведенных в этом опроснике стратегий ко-пинг-поведения [32]. Полученные данные положены в основу разработки технологии изучения психологической защиты у детей, которую, по нашему мнению, можно применять как в рамках длительного психологического сопровождения ребенка, так и в процессе краткосрочного консультирования здоровых и больных детей. Таким образом, в нашей работе защита личности выступает как та объективная реальность, которую надо уметь не только интерпретировать, но и фиксировать, выявлять, перестраивать, помогать осознавать, учить использовать. Это — реальность, с которой психологу, в первую очередь, надо уметь работать на практике. Работая над этой книгой, мы стремились к тому, чтобы материал, изложенный в ней, был доступен для понимания и практического использования, чтобы эта книга была понятна не только психологам, врачам, учителям, воспитателям и социальным работникам, которые уже имеют соответствующие знания и представления о психологической защите. Мы обращались при ее написании также ко всем другим читателям, которые интересуются вопросами детской психологии, и к родителям — в первую очередь. Поэтому в этой книге содержатся истории про детей и много рассказов самих детей, выбранных из сотен рассказов, составленных младшими школьниками. Кроме того, в качестве иллюстраций мы используем в этой книге стихи для детей, прежде всего — стихи Агнии Львовны Барто, которая по праву считается тонким знатоком детской психологии1. Каждый из приведенных в книге рассказов содержит отдельную мысль, которая заставила нас задуматься и, надеемся, заставит задуматься читателя. По этой причине книга, несмотря на ее кажущуюся простоту, все-таки представляет собой серьезное чтение и призвана заставить не только думать, но и переживать. _________________________________ 1 Напомним читателю, что книга А. Барто «Найти человека» и передача с одноименным названием, которую она вела на радио в течение 9 лет, помогли соединить 927 семей, разлученных Великой Отечественной войной, на основе ранних детских воспоминаний. Вспоминая об этой работе, А. Л. Барто писала: «Читала я у Достоевского, что воспоминания раннего, " первого детства" остаются в памяти " как бы вырванным уголком из огромной картины, которая вся погасла и исчезла, кроме этого только уголочка". Такие " уголки" и собирала я для своей передачи. И хотя нередко мы шли по весьма неопределенному следу, мои надежды на силу и точность детских воспоминаний оправдались. По трагическим и по самым незначительным приметам детства родные стали находить друг друга». [Барто А. Записки детского поэта.— М., «Советский писатель».— 1976.— С. 181].
Особенности психологической защиты у детей в этой книге рассмотрены на примере экспериментально-психологического исследования младших школьников. Мы избрали именно этот объект для изучения в связи с тем, что в имеющейся литературе специфика проявления защиты у здоровых детей и у детей этого возраста освещена недостаточно. Основное внимание было сосредоточено на: • трактовке содержания психологических защитных механизмов и осознанных стратегий совладания, которые можно выявить у здоровых детей в возрасте от 6 до 11 лет, • описании и анализе конкретных проявлений защиты у детей с учетом пола, возраста, особенностей личности, • технологии исследования психологической защиты. Кратко представим структуру данной книги. В первой главе, на основе анализа литературного материала, даются общие сведения о психологической защите и ее функциях, основных психологических защитных механизмах у взрослых, специфике и типичных проявлениях поведенческой и психологической защиты у детей, о роли семьи в формировании детской защиты. Проводится также разграничение понятий «психологическая защита» и «копинг-поведение». Во второй главе рассматриваются психологические особенности познавательной, эмоциональной сферы, сознания и самосознания детей младшего школьного возраста. Кроме того, представлены результаты психодиагностического исследования, предметом которого явились личностные свойства и варианты формирования типа личности у младших школьников. Основное внимание уделено тем возрастным особенностям детей, которые могут являться источниками поведенческой и психологической защиты. Третья глава посвящена защитному поведению. В ней анализируются трудные и неприятные, с точки зрения младших школьников, ситуации из их жизни и те стратегии совладания с внутренним напряжением и дискомфортом, которые сами дети склонны применять и считают эффективными. Дети этого возраста, с позиции своего умственного развития и жизненного опыта, обладая достаточной рефлексией, уже способны подвергнуть наблюдению свое поведение и осознать, как действуют они в трудных обстоятельствах и какие поведенческие, эмоциональные и интеллектуальные копинг-стратегии предпочитают. В этой главе мы также рассматриваем содержание типичных для младших школьников копинг-стратегий и показываем, как способствует нормализации душевного состояния ребенка каждая из них. Важным результатом анализа эмпирического материала является вывод о том, что половые, возрастные и типологические свойства детей обуславливают репертуар их защитного поведения. В четвертой главе приводится описание действия механизмов психологической защиты у детей. Материалом для нее послужили многочисленные рисунки и рассказы, созданные детьми на школьных уроках психологии. Анализ этих рассказов и рисунков позволил нам проследить особенности функционирования механизмов отрицания, подавления, вытеснения, проекции, идентификации, рационализации, замещения, сновидения и сублимации. В пятой главе целостно представлена разработанная нами технология изучения системы психологической защиты у младших школьников. В качестве иллюстрации мы приводим пять конкретных случаев ее применения в рамках лонгитюдного наблюдения за детьми в школе и краткосрочного консультирования ребенка и его родителей. Использование предложенной нами технологии выявления психологической защиты у детей дает большой психотерапевтический эффект и способствует профилактике пограничных психических расстройств. И наконец, шестая глава содержит материалы, касающиеся одной из типичных психотравмирующих ситуаций в жизни младших школьников — ситуации болезни. И в этом случае наше внимание, в первую очередь, обращено ко всем проявлениям детской защиты. Анализируя представления здоровых детей о болезни, переживание болезни заболевшими детьми и воспоминания взрослых людей о своих детских болезнях, мы показываем, как ребенок, используя собственные внутренние ресурсы и ресурсы окружающей среды, способен смягчить и даже устранить неприятные и травмирующие переживания, связанные с болезнью, и тем самым защитить себя. Отметим также, что, несмотря на очевидное отношение взаимной зависимости, обусловленности и общности между различными главами книги, каждая из них представляет собой законченное целое. Поэтому при желании эту книгу можно читать, начиная с любой главы. Данная книга развивает идеи авторов относительно структуры внутреннего мира взрослых и детей, способов его познания и развития, изложенных в предыдущих книгах: Р. М. Грановская «Врсприятие и модели памяти» [28]; Р. М. Грановская «Элементы практической психологии» [29], Р. М. Грановская, И. Я. Березная «Интуиция и искусственный интеллект» [30], Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская «Творчество и преодоление стереотипов» [31], Р. М. Грановская, И. М. Никольская «Защита личности: психологические механизмы» [32], И, М. Никольская, Г. Л. Бардиер «Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы» [77], Г. Л. Бардиер, И. М. Никольская «Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников» [11]. Главы 1, 2 и 4 книги написаны Р. М. Грановской и И. М. Никольской, главы 3 и 5, раздел 6.1 — И. М. Никольской, раздел 6.2 — И. М. Никольской и И. А. Вахру-шевой, раздел 6.3 — И. М. Никольской и Т. И. Вернадской. Выражаем искреннюю благодарность и признательность нашим друзьям и единомышленникам — Г. Л. Бардиер, Ю. И. Волкову и А. В. Никольскому. Благодарим также О. А. Оревкову, М. А. Никольского и А. А. Никольскую за помощь в обработке и подготовке материала этой книги. Большое спасибо педагогическому коллективу школы-лицея № 363 г. Санкт-Петербурга и ее директору А. В. Романовой, а также всем младшим школьникам, которые разрешили использовать в книге свои рассказы и рисунки.
|