Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опубликовано в журнале Кадры предприятия №9 год - 2005
Вывод. Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции позволяет сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области создания служб, обеспечивающих соблюдение требований охраны труда, в части определения принципов национальной политики в отношении таких служб, функций этих служб, организации и условий их деятельности, в целом соответствует положениям Конвенции. Вместе с тем употребляемый в Конвенции термин " службы гигиены труда" не получил распространения в законодательстве Российской Федерации. При этом закрепленные в Конвенции функции служб гигиены труда на территории Российской Федерации исполняются различными службами (службы охраны труда; организации, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору; комитеты (комиссии) по охране труда; соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять надзорные и контрольные функции в области охраны труда, центры профпатологической помощи). Это обусловило то, что положение ст. 10 Конвенции, предусматривающее, что персонал, оказывающий услуги в области гигиены труда, пользуется полной профессиональной независимостью от предпринимателей, трудящихся и их представителей при выполнении функций, перечисленных в ст. 5, не всегда может быть применено к лицам, осуществляющим функции по охране труда в Российской Федерации. Исходя из этого ратификация Конвенции невозможна без внесения дополнительных изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Учитывая, что функции службы гигиены труда в Российской Федерации распределены между разными службами, потребуется объединить эти службы в единую систему, охватываемую понятием " службы гигиены труда", что представляется крайне затруднительным, финансово затратным и, на наш взгляд, нецелесообразным. К тому же термин " службы гигиены труда" менее удачен, чем " службы охраны труда", поскольку соблюдение требований гигиены труда является одним из направлений деятельности по охране труда (понятие " гигиена труда" более узкое, чем " охрана труда"). Для приведения трудового законодательства Российской Федерации в полное соответствие с положением ст. 10 Конвенции представляется необходимым предусмотреть гарантии профессиональной независимости для работников служб, комитетов (комиссий) по охране труда, штатных специалистов по охране труда и уполномоченных работодателем работников, выполняющих функции службы охраны труда. На основании изложенного полагаем, что в настоящее время ратификация Конвенции является преждевременной.
14. Конвенция N 184 " О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве"
Конвенция N 184 " О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" (далее - Конвенция N 184) не ратифицирована Российской Федерацией. Данная Конвенция посвящена проблемам обеспечения безопасности и соблюдения гигиенических нормативов труда лиц, занятых в сельском хозяйстве. Для целей Конвенции N 184 термин " сельское хозяйство" охватывает сельскохозяйственную и лесоводческую деятельность, осуществляемую на сельскохозяйственных предприятиях, включая растениеводство, лесоводство, животноводство, пчеловодство, первичную переработку продукции растительного и животного происхождения собственником предприятия или от его имени, а также использование и обслуживание машин, оборудования, приспособлений, инструментов и сельскохозяйственных агрегатов, включая любые процессы, хранение, операции или транспортировку на сельскохозяйственном предприятии, которые непосредственно связаны с сельскохозяйственным производством. При этом термин " сельское хозяйство" не включает: a) натуральное хозяйство; b) промышленные процессы, использующие сельскохозяйственную продукцию в качестве сырья, и связанные с ними службы; c) промышленную эксплуатацию лесов. Государство, ратифицировавшее Конвенцию N 184, разрабатывает, проводит в жизнь и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности и гигиены труда в сельском хозяйстве. Эта политика имеет своей целью профилактику несчастных случаев и вреда здоровью, которые возникают в связи с работой или происходят в процессе работы, путем устранения или сведения к минимуму производственных рисков или установления контроля за ними в сельском хозяйстве. Для реализации указанных положений в национальном законодательстве должны быть предусмотрены проведение определенных мероприятий и разработка соответствующих правил и нормативов. Так, согласно ст. 4 Конвенции N 184 в национальном законодательстве государств, ратифицировавших Конвенцию, должен быть определен компетентный орган, ответственный за проведение политики и применение национального законодательства по вопросам безопасности и гигиены труда в сельском хозяйстве. Представляется, что в Российской Федерации в качестве такого органа выступает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, поскольку к его полномочиям отнесена разработка правил по охране труда и типовых инструкций по охране труда, а также стандартов безопасности труда, в том числе и в сельском хозяйстве. В национальном законодательстве должны быть конкретно определены права и обязанности работодателей и работников по соблюдению требований безопасности и гигиены в сельском хозяйстве. Полагаем, что в Российской Федерации взаимные права и обязанности работника и работодателя, направленные на обеспечение безопасных условий труда, определены очень подробно. ТК РФ установил целый комплекс прав и обязанностей работодателя и работника в сфере охраны труда. В статье 21, посвященной правам и обязанностям работника, установлено право работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. К числу обязанностей работника отнесена обязанность соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В статье 212 ТК РФ определен комплекс конкретных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Статья 214 ТК РФ посвящена обязанностям работника в области охраны труда. Статьи 219 и 220 ТК РФ предусматривают право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и гарантии его реализации. Учитывая, что в силу ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), состоящие в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, можно сделать вывод об актуальности указанных норм и в отношении сельскохозяйственных организаций. В национальном законодательстве должно быть предусмотрено формирование механизмов межотраслевой координации между соответствующими органами власти и учреждениями в интересах сельскохозяйственной отрасли, а также определение их функций и обязанностей с учетом их взаимодополняемости и национальных условий и практики. Для реализации положений Конвенции N 184 в случае ее ратификации такие механизмы должны быть разработаны (в настоящее время они практически отсутствуют). Необходимо скоординировать деятельность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства, находящегося в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и соблюдение требований гигиены труда в сельском хозяйстве. В статье 5 Конвенции N 184 предусмотрено, что ратифицировавшие ее государства должны образовать соответствующую и надлежащую систему инспекции рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях. Эта система должна быть оснащена всеми необходимыми для проведения инспекций средствами. Полагаем, что в настоящее время такая система в Российской Федерации создана. Статья 353 ТК РФ предусматривает, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (в том числе и осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства) - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и некоторыми иными федеральными органами исполнительной власти. В пункте 1 ст. 6 Конвенции N 184 указано, что вопросы обеспечения безопасности и гигиены труда работников в отношении всех аспектов, связанных с производственной деятельностью, входят в обязанности работодателя. В ТК РФ обеспечение безопасности гигиены и труда работника является непосредственной обязанностью работодателя, что уже было подтверждено ранее ссылками на конкретные статьи ТК РФ. В части 2 ст. 6 Конвенции N 184 предусмотрено, что если на сельскохозяйственном производстве осуществляют деятельность два или несколько работодателей или если такую деятельность осуществляют один или несколько работодателей и один или несколько самостоятельно занятых лиц, то они обеспечивают выполнение требований по вопросам безопасности и гигиены труда на основе сотрудничества. В надлежащих обстоятельствах компетентный орган предписывает общий порядок этого сотрудничества. В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не определены основы сотрудничества нескольких работодателей по обеспечению безопасности труда. В случае ратификации Конвенции N 184 необходимо будет принять соответствующий нормативный правовой акт, посвященный координации деятельности двух или более работодателей, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, по обеспечению безопасности работников и соблюдению определенных гигиенических требований. Статьи 8 и 9 Конвенции N 184 посвящены обязанностям работодателя по обеспечению безопасности и гигиены труда в сельском хозяйстве и правам работников сельского хозяйства на обеспечение условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. В российском законодательстве в полном объеме предусмотрены указанные обязанности работодателя и права работника, актуальные для всех сфер экономической деятельности, и в том числе для сельского хозяйства, как уже было подтверждено ранее. Таким образом, ратификация Конвенции N 184 не потребует принятия каких-либо специальных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в сельском хозяйстве, в целях реализации данных положений Конвенции. Статьи 9 - 10 Конвенции N 184 посвящены безопасности машин и оборудования, которые используются в сельском хозяйстве. В нормативных правовых актах России и бывшего СССР имеются лишь отдельные разрозненные нормативные правовые акты, устанавливающие отдельные гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих в сельском хозяйстве вредных производственных факторов. В качестве примеров можно привести Санитарно-эпидемиологические правила " СП 2.2.2.1327-03.2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. главным государственным санитарным врачом РФ 23 мая 2003 г., введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 мая 2003 г. N 100; Санитарные правила по устройству и эксплуатации средств малой механизации для сельскохозяйственного производства, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 12 ноября 1991 г. N 6035-91; Санитарные правила по устройству тракторов и сельскохозяйственных машин, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 28 апреля 1987 г. N 4282-87. Статья 11 Конвенции N 184 посвящена обеспечению безопасности работников при погрузочно-разгрузочных операциях и при транспортировке материалов. Комплексных нормативных правовых актов, устанавливающих требования по обеспечению безопасности и гигиене труда, касающиеся погрузочно-разгрузочных операций и транспортировки материалов, в частности ручной обработки грузов, в российском законодательстве не имеется. При этом в соответствии с Конвенцией N 184 такие требования должны основываться на оценке рисков, технических стандартах и медицинских заключениях, учитывая все соответствующие условия, в которых выполняется работа в соответствии с национальными законодательством и практикой. Нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную определены только для женщин и для несовершеннолетних в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 и от 7 апреля 1999 г. N 7. Статьи 12 и 13 Конвенции N 184 посвящены безопасному использованию в сельском хозяйстве химических веществ, причем предусматривается необходимость создания системы для установления особых критериев по импорту, классификации, упаковке, маркировке и ограничению применения или полному запрещению химических веществ, используемых в сельском хозяйстве. Необходимо обеспечить принятие на уровне предприятия мер профилактики и защиты в связи с использованием химических веществ, а также обработкой химических отходов. Эти меры должны охватывать, в частности: a) изготовление, обработку, применение, хранение и транспортировку химических веществ; b) сельскохозяйственную деятельность, связанную с распылением химических веществ; c) техническое обслуживание, ремонт и очистку оборудования и контейнеров для химических веществ; d) свалку порожних контейнеров, а также обработку и утилизацию химических отходов и химических веществ с истекшими сроками хранения. В российском законодательстве предусмотрен целый ряд правил и нормативов по работе с химикатами в сельском хозяйстве. В качестве примеров можно привести " СанПиН 1.2.1330-03.1.2 Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28 мая 2003 г., " СанПиН 1.2.2584-10 Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2010 г. N 17, Санитарные правила для животноводческих предприятий, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 декабря 1987 г. N 4542-87, и др. Однако данные нормативные правовые акты не систематизированы и в настоящее время не смогут обеспечить в полном объеме реализацию указанных положений Конвенции. В статье 14 Конвенции N 184 предусмотрено, что национальное законодательство обеспечивает, чтобы при работе с биологическими веществами принимались меры профилактики или сводились к минимуму риски, связанные с инфекцией, аллергией или отравлением, и чтобы деятельность по ходу за животными, а также животноводческие пастбища и фермы соответствовали национальным или иным принятым нормам безопасности и гигиены труда. Анализ нормативных правовых актов России и бывшего СССР свидетельствует о достаточном внимании к профилактическим мерам обеспечения безопасности и гигиены труда в животноводстве и минимизации рисков, связанных с инфекцией и отравлением. Данному вопросу посвящены отдельные положения Санитарных правил для животноводческих предприятий, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 декабря 1987 г. N 4542-87, в частности разд. 6, определяющий требования к организации работ по применению пестицидов, разд. 7, предусматривающий санитарно-бытовое обеспечение животноводов, разд. 8, устанавливающий санитарно-ветеринарный режим животноводческих предприятий. Профилактике распространения инфекций посвящено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 310 " Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных". Однако указанных нормативных правовых актов явно недостаточно для реализации соответствующих положений Конвенции N 184, поскольку необходимо дополнить, систематизировать и актуализировать комплекс специфических мероприятий, предусматривающих надлежащую защиту работников животноводческих комплексов от инфицирования, отравления и развития аллергии. В статье 15 Конвенции N 184 предусмотрено, что строительные работы, эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных производственных объектов осуществляются в соответствии с национальными законодательством, правилами и требованиями по вопросам безопасности и гигиены труда. В нормативных правовых актах Российской Федерации и бывшего СССР предусмотрены определенные требования и правила, касающиеся строительства, эксплуатации и ремонта производственных объектов < 113>, но недостаточно внимания уделено учету специфики сельскохозяйственного производства и способам обеспечения лицам, работающим в указанной сфере, безопасных условий труда. -------------------------------- < 113> См., например: Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1636; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. N 141 " О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3.1384-03" (вместе с " СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11 июня 2003 г.).
Согласно ст. 16 Конвенции N 184 минимальный возраст для направления на работу в сельском хозяйстве, которая в силу своего характера или условий, в которых она выполняется, может представлять угрозу для безопасности и здоровья молодых работников, устанавливается на уровне не ниже 18 лет. В российских нормативных правовых актах определены виды сельскохозяйственных работ, к выполнению которых не могут допускаться лица моложе восемнадцати лет. Так, в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 N 163, раздел XXXVI посвящен сельскому хозяйству. В статье 17 Конвенции N 184 установлено, что принимаются меры для обеспечения того, чтобы уровень безопасности и гигиены труда временных и сезонных работников был не ниже уровня защиты сопоставимых категорий работников сельского хозяйства, занятых на постоянной основе. Необходимо особо подчеркнуть, что ТК РФ устанавливает единый комплекс гарантий в сфере охраны труда и обеспечивает безопасность труда для работников вне зависимости от того, работают ли они на постоянной основе либо относятся к категории сезонных или временных работников. Никаких изъятий из общих правил, касающихся безопасности и гигиены труда, для сезонных работников и работников, заключивших краткосрочные трудовые договоры, ТК РФ не предусматривает. В статье 18 Конвенции N 184 установлено, что принимаются меры для обеспечения того, чтобы принимались во внимание особые потребности работниц сельского хозяйства в предродовой период, в период кормления ребенка грудью и в связи с сохранением их репродуктивного здоровья. В Российской Федерации предусмотрен комплекс таких мероприятий. Так, в гл. 41 ТК РФ установлен ряд гарантий для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Эти гарантии в полной мере распространяются на женщин, занятых в сельском хозяйстве. Раздел XXXVIII Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162, определяет виды сельскохозяйственных работ, которые не должны выполняться женщинами. Согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 " О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", действующему сегодня в части, не противоречащей ТК РФ, запрещено привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств. Женщины не могут быть приняты на работу трактористами-машинистами и водителями грузовых автомашин. Не допускается применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности. Статья 19 Конвенции N 184 устанавливает, что национальное законодательство или компетентный орган предписывает после консультаций с заинтересованными представительными организациями работодателей и трудящихся: a) обеспечение надлежащих социально-бытовых условий без каких-либо затрат для работника; b) минимальные стандарты обеспечения жильем работников, которые по характеру своей работы вынуждены временно или постоянно проживать на территории предприятия. В настоящее время в российском законодательстве и иных нормативных правовых актах практически отсутствуют положения, гарантирующие обеспечение надлежащих санитарно-бытовых условий, а также не предусмотрены нормы, определяющие критерии признания указанных условий надлежащими. Также не определены минимальные стандарты обеспечения жильем работников, которые по характеру своей работы вынуждены временно или постоянно проживать на территории предприятия. В статье 20 Конвенции N 184 предусмотрено, что рабочее время, ночной труд и периоды отдыха для работников сельского хозяйства устанавливаются в соответствии с национальным законодательством или коллективными соглашениями. Согласно ТК РФ нормы о рабочем времени и времени отдыха распространяются на всех работников независимо от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности. Каких-либо исключений из общих правил либо дополнительных правил, касающихся рабочего времени и времени отдыха лиц, занятых в сельском хозяйстве, российское законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не предусматривают. Согласно ст. 21 Конвенции N 184 работники сельского хозяйства должны охватываться системой социального обеспечения для защиты от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со смертельным и несмертельным исходом, а также от инвалидности и других связанных с производством рисков для здоровья, обеспечивающей им защиту, по крайней мере равную той, которая предоставляется работникам в других отраслях. Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ " Об основах обязательного социального страхования" все лица, заключившие трудовой договор, в том числе и занятые в сельском хозяйстве, являются застрахованными лицами, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и некоторыми другими. Вывод. В ТК РФ и иных нормативных правовых актах Российской Федерации предусмотрены многочисленные права и обязанности работников и работодателей, касающиеся обеспечения безопасности и гигиены труда. Нормы, устанавливающие указанные права и обязанности, а также гарантирующие их реализацию, распространяются на всех работников, заключивших трудовые договоры, в том числе и на лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сельском хозяйстве, то есть принятия каких-либо специализированных норм в случае ратификации Конвенции не потребуется. Вместе с тем в современном российском законодательстве и в иных нормативных правовых актах не предусмотрены либо не систематизированы многочисленные специализированные нормативы, условия, требования, касающиеся безопасности машин, оборудования, материалов, используемых в сельском хозяйстве, а также недостаточно регламентированы правила работы с химическими и биологическими веществами. Кроме того, в целях реализации Конвенции N 184 необходимо будет установить гарантии обеспечения надлежащих социально-бытовых условий для работников, занятых в сельском хозяйстве, что с экономической точки зрения весьма затруднительно. Учитывая изложенное, ратификация в ближайшем будущем Конвенции N 184 представляется нецелесообразной.
Специальная оценка условий труда: вопросы соответствия международным нормам законодательства России в сфере безопасности и гигиены труда В статье анализируются вопросы соответствия внутреннего российского законодательства, включая изменения, внесенные в декабре 2013 г. Федеральными законами № 421-ФЗ и № 426-ФЗ, требованиям п. 4 ст. 2 и ст. 3 Европейской социальной хартии, а также Конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда, ратифицированных Россией (Конвенции № 120, 155 и 187). В статье анализируются вопросы соответствия внутреннего российского законодательства, включая изменения, внесенные в декабре 2013 г. Федеральными законами № 421-ФЗ и № 426-ФЗ, требованиям п. 4 ст. 2 и ст. 3 Европейской социальной хартии, а также Конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда, ратифицированных Россией (Конвенции № 120, 155 и 187).
Формулируются выводы в отношении неадекватности системы санкций за нарушение работодателем требований охраны труда, а также недостаточной защиты работников и их представителей от дисциплинарных мер в связи с подачей жалоб, связанных с нарушениями в области безопасности и гигиены труда.
Выявлены серьезные несоответствия Федеральных законов № 421-ФЗ и № 426-ФЗ международным трудовым нормам. К ним, в частности, можно отнести: возможность отказа от сокращения продолжительности рабочего времени и предоставления дополнительных отпусков для работающих с вредными и опасными условиями труда; ограничение круга работников, которым полагается сокращение рабочего времени и дополнительные отпуска в связи с работой в таких условиях; возможность замены соответствующих мер денежными компенсациями; выведение ряда категорий работников из сферы оценки условий труда на предмет вредности и опасности.
ОБЩИЕ РАМКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Основные акты МОТ, посвященные безопасности и гигиене труда, ратифицированные Россией, – это Конвенция 1964 г. о гигиене в торговле и учреждениях (№ 120), Конвенция 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№ 155) и Конвенция 2006 г. об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187) (Русский перевод названий: Конвенций и Рекомендаций 2006 г. не совсем удачен: акты называются по-английски «Promotional framework for occupational safety and health Convention (Recommendation)». Более точно на русский язык это можно перевести как «Конвенция (Рекомендация) относительно общих рамок продвижения безопасности и гигиены труда»).
Кроме того, Россия ратифицировала п. 4 ст. 2 Европейской социальной хартии (далее – ЕСХ), предусматривающий обязанность государств «ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах», а также ст. 3 ЕСХ, касающуюся права на безопасные и здоровые условия труда.
Российское законодательство соответствует большей части требований, изложенных в указанных Конвенциях МОТ. Со стороны Комитета экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (далее – КЭ) в адрес России в последние годы не делалось замечаний (замечания делаются в случаях более серьезных вопросов относительно соответствия национального законодательства и практики нормам МОТ, в то время как при прямых запросах, как правило, затрагиваются частные детали, для которых достаточно двухстороннего обмена информацией между КЭ и органами исполнительной власти соответствующего государства), но были прямые запросы в отношении применения Конвенций № 120 (в 2005 и 2010 гг. Прямые запросы касались информации о мерах по реализации указанных Конвенций. По Конвенции № 120 Правительство РФ предоставило информацию о санитарных правилах и нормах, принятых в РФ с целью предотвращения воздействия вредных факторов в отношении работников, а также статистические данные. В отношении Конвенций № 155 и № 187 КЭ запрашивал информацию о практических мерах, направленных на реализацию в России требований, предусмотренных в Конвенции. Прямых несоответствий национального законодательства и правоприменительной практики в России применительно к Конвенциям № 120, 155 и 187 со стороны КЭ выявлено не было.
СИСТЕМА САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ
Тем не менее, по некоторым из указанных выше Конвенций может быть поставлен вопрос о соответствии им норм российского трудового законодательства. Так, например, в п. 2 ст. 6 Конвенции № 120 и в п. 2 ст. 9 Конвенции № 155 говорится о «надлежащей системе санкций», которая должна применяться в случае нарушений норм о безопасности и гигиене труда. Аналогичный подход высказывался Европейским комитетом по социальным правам (далее – ЕКСП) (Европейский комитет по социальным правам – контрольный орган Совета Европы, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением положений ЕСХ и давать им толкование) в отношении требований к соблюдению п. 3 ст. 3 ЕСХ. С точки зрения ЕКСП, система санкций за нарушения в области безопасности и гигиены труда должна быть «эффективной и оказывающей сдерживающее воздействие» (Council of Europe. European Committee of Social Rights (ECSR). Conclusions 2005, Norway, P. 521). Кроме того, «ситуация должна оцениваться в свете соотношения между количеством зарегистрированных правонарушений и количеством наложенных взысканий, взаимосвязи между частотой правонарушений и тяжестью санкций, видов применяемых взысканий, конечным размером налагаемых штрафов и способов их установления, включая, в особенности, тот факт, является ли их размер пропорциональным числу затронутых работников (курсив авторов – Н.Л. и Е.Г.)» (Council of Europe. European Committee of Social Rights (ECSR). Conclusions 2005, Norway, P. 521).
Общая норма в отношении нарушения законодательства о труде и об охране труда содержится в Кодексе об административных правонарушениях РФ (статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ // СЗ РФ. 07.01.2002 № 1 (ч. 1), ст. 1) и предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – аналогичный штраф или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. За повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом предусматривается дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Существует практика, когда инспекторы труда налагают однотипные санкции в отношении одного работодателя, допускающего фактически одно и то же нарушение в области охраны труда применительно ко многим работникам одновременно. Однако законодательных рамок для такого рода действий в настоящее время не существует. Представляется, что перечисленные штрафы в отношении крупных предприятий не могут оцениваться в качестве серьезной санкции, мотивирующей работодателя не допускать нарушений требований охраны труда. Кроме того, очевидно отсутствие какой-либо зависимости между величиной штрафов и количеством работников, жизнь и здоровье которых подвергаются опасности и/или вредному воздействию вследствие нарушения работодателем норм по охране труда. Этот подход законодателя очевидным образом идет вразрез с требованиями ЕКСП в отношении соблюдения ЕСХ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗА НАРУШЕНИЯМИ
Не менее важно и то, что налагаться санкции за нарушение требований безопасности и гигиены труда должны с помощью системы эффективно действующих трудовых инспекций. Основные нормы МОТ в этом отношении закреплены в Конвенции МОТ 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (№ 81).
В рамках же специальных международных трудовых стандартов безопасности и гигиены труда требования в этом отношении формулировались ЕКСП применительно к пункту 3 ст. 3 ЕСХ, обязывающему ратифицировавшие его государства принять меры по контролю за применением правил в этой области. С точки зрения ЕКСП, для соблюдения п. 3 ст. 3 ЕСХ у государств имеется определенный уровень усмотрения в отношении не только того, каким образом организовывать деятельность инспекций, но и ресурсов, которые им выделяются. Тем не менее, «... постольку, поскольку эта деятельность представляет собой основную гарантию здоровья и безопасности на рабочем месте, Комитет проверяет, достаточное ли количество ресурсов выделяется им [инспекциям] с целью обеспечения возможности проведения «минимального количества регулярных инспекций для того, чтобы как можно большее количество работников получало преимущества от права, закрепленного в ст. 3» (ECSR. Conclusions XIV-2. Belgium. P. 128), а также, что риск несчастных случаев сведен к минимуму.
Это ограничивает право [государств] на собственное усмотрение и означает, что Хартия нарушается в том случае, если количество работающих в системе инспекции труда и количество посещений [рабочих мест] очевидным образом не адекватно количеству работников, которых это касается» (ECSR. Marangopoulos Foundation for Human Rights (MFHR) v. Greece, Complaint No. 30/2005, decision on the merits of 6 December 2006. § 229). Кроме того, с точки зрения ЕКСП, «инспекторы должны иметь право посещать любые рабочие места, включая жилые помещения, во всех секторах экономики. У них должны быть достаточные и оптимальные средства для проведения расследования и обеспечения исполнения своих решений, в особенности, если они видят непосредственную опасность для здоровья и безопасности работников» (ECSR. Conclusions XIV-2, Statement of Interpretation on Article 3 § 2 of the 1961 Charter (i.e. Article 3 § 3 of the Revised Charter). P. 43-46).
Аналогичным образом, в соответствии со ст. 10 Конвенции № 81, число инспекторов труда должно быть достаточным для обеспечения эффективного осуществления функций инспекционной службы; оно устанавливается с учетом: (а) важности задач, которые должны выполнять инспекторы, и в частности: (i) числа, характера, размера и расположения предприятий, подпадающих под контроль инспекции; (ii) численности и категорий работников, занятых на этих предприятиях; (iii) количества и сложности законодательных положений, применение которых им подлежит обеспечить; (b) материальных средств, предоставленных в распоряжение инспекторов, и (c) практических условий, в которых должны осуществляться инспекционные посещения, чтобы быть эффективными.
Недостаточность этих средств и ресурсов – вопрос, связанный с несоответствием российской правоприменительной практики и Конвенции № 81.
Проблема недостаточной численности инспекторов труда в России известна в течение продолжительного времени. Численность инспекторов труда в России недостаточна, но все равно постоянно сокращается по различным причинам. Так, например, по состоянию на декабрь 2010 г. численность инспекторов составляла 2 852 человека, и сократилась на 14% по сравнению с 2003 г. и на 31% по сравнению с 1995 г. (ILO. Report of the Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations (2012). Individual Observation concerning Labor Inspection Convention, 1947 (№ 81) Russian Federation (ratification: 1998) Published: 2013. Normlex Database: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f? p=1000: 13100: 0:: NO: 13100: P13100_COMMENT_ID: 3148193). Такая численность не позволяет проводить регулярные проверки (даже проверки каждого предприятия один раз в десять лет), и тем более сложности возникают при необходимости проведения незапланированных проверок.
По состоянию на 1 января 2012 г. число штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по надзору, составило 2990 (меньше на 5% по сравнению с 2010 г.), причем из них 2770 занятых и 220 вакантных. С начала проведения административной реформы (2004 г.) штатная численность работников федеральной инспекции труда сократилась на 16%. Между тем, согласно расчету численности территориальных органов федеральной инспекции труда, произведенному на основе положений Конвенции № 81, устанавливающих базовые принципы определения численности инспекций труда, для обеспечения плановых надзорных мероприятий в отношении одной организации с частотой один раз в пять лет расчетная численность уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда должна составлять 13200 человек, то есть должна превышать существующую численность примерно в 4, 7 раза (Федеральная служба по труду и занятости. Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Москва, 2012. С. 28 // [Электронный ресурс]: Официальный сайт Службы по труду и занятости. URL: https://www.rostrud.ru/activities/28/doklad).
Помимо этого, в п. «е» ст. 5 Конвенции № 155 указывается, что государства обязаны осуществлять защиту работников и их представителей от дисциплинарных мер в результате предпринятых ими надлежащим образом действий в соответствии с политикой в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. По сути, речь в данном случае идет о защите представителей работников от такой формы дискриминационных действий работодателя, как виктимизация. В российском законодательстве и правоприменительной практике в данном отношении существует значительный пробел.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
Пункт 4 статьи 2 ЕСХ связан с сокращением продолжительности рабочего времени в связи с тяжестью и вредностью условий труда. Как отмечал в связи с этим ЕКСП, «Хартия 1961 года была принята в то время, когда имело место превышение количества рабочих часов, а цель государственной политики в сохранении профессионального здоровья и безопасности на рабочем месте заключалась не в предотвращении и устранении рисков, а в их компенсации. В настоящее время количество рабочих часов в целом сократилось, а профилактика профессиональных рисков стала приоритетом» (Council of Europe. Digest Of The Case Law Of The European Committee Of Social Rights. P. 29).
Тем не менее, в том случае, если производственные риски для жизни и здоровья работников неизбежны, государства обязаны принимать специальные меры. С точки зрения ЕКСП, п. 4 статьи 2 ЕСХ Хартии «... предусматривает две формы компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные оплачиваемые отпуска. Делая акцент на сохранении здоровья и безопасности, Комитет считает, что могут быть предусмотрены и другие меры, связанные с уменьшением воздействия рисков в соответствии с Хартией, например, досрочный выход на пенсию» (ECSR. Conclusions 2005, Statement of Interpretation on Article 2 §4. P. 297).
Кроме того, в отношении применения п. 1 ст. 2 ЕСХ ЕКСП указывал на обязанность государств по обеспечению прогрессирующего снижения еженедельной продолжительности рабочего времени с учетом соображений производительности труда и иных факторов, среди которых называются «характер работы и риски в отношении безопасности и здоровья, которым подвергаются работники» (ECSR. Conclusions XIV-2, Statement of Interpretation on Article 2 §. P. 32).
При этом отдельное внимание ЕКСП уделил вопросам гибкого установления рабочего времени. Притом что сами по себе гибкие меры в отношении рабочего времени не представляют собой нарушения ЕСХ, их установление, помимо прочего, должно отвечать следующим требованиям (ECSR. Confederation Francaise de l'Encadrement CFE-CGC v. France, Complaint № 9/2000, Decision on the merits of 16 November 2001. § 29-38): (i) не должно допускаться необоснованной ежедневной и недельной продолжительности рабочего времени; (ii) гибкие меры должны применяться в законодательно установленных рамках, которые четко устанавливают пределы усмотрения для работодателей и работников, которые могут быть закреплены в коллективных соглашениях.
В связи с этими требованиями ЕКСП необходимо отметить те изменения, которые произошли в российском законодательстве в конце 2013 г. (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. 30.12.2013 N 52 (часть I). Ст. 6991; Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. 30.12.2013 № 52 (часть I). Ст. 6986), когда была осуществлена замена государственной аттестации рабочих мест с точки зрения их соответствия требованиям охраны труда на новую процедуру специальной оценки условий труда, осуществляемую специальными негосударственными организациями.
Прежде всего, была изменена норма ст. 92 ТК РФ, предусматривавшая сокращение продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ (этот порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» // СЗ РФ. 01.12.2008 г. № 48. Ст. 5618) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК).
Первое из изменений, которое предусмотрено Федеральным законом № 421-ФЗ, касается сокращения видов вредной и опасной работы, для которой сокращается продолжительность рабочего времени. В соответствии с новой редакцией ст. 92 ТК РФ обязательному сокращению подлежит рабочее время лишь в наиболее вредных (3-я и 4-я степень вредности) и опасных условиях труда.
Первая и вторая степень вредности условий труда включает в себя:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет) (пункт 4 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ).
Очевидно, что, хотя вредность этих условий и ниже более высоких степеней, о которых говорится в новой редакции ст. 92 ТК РФ, назвать такую работу безвредной для здоровья отнюдь нельзя. Таким образом, существенная часть работающих во вредных условиях лишена имевшейся у них ранее гарантии на сокращение продолжительности рабочего времени, что находится в прямом противоречии с требованием ЕКСП о прогрессирующем сокращении недельной продолжительности рабочего времени для работающих в таких условиях.
Второе изменение в ст. 92 ТК РФ касается способа сокращения рабочего времени. Если раньше оно устанавливалось Правительством РФ с учетом мнения РТК, то теперь, в соответствии с новой ч. 2 ст. 92, продолжительность рабочего времени конкретного работника «устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда». Таким образом, возникает, во-первых, техническая сложность в отношении применения этой нормы, буквально подразумевающая, что для установления конкретной продолжительности рабочего времени необходимо наличие не только трудового договора, но и отраслевого (межотраслевого) соглашения, и (не «и/или») коллективного договора. Во-вторых, и это существенно более важно, очевидно, что особенно с учетом того, что существенная часть производств с вредными условиями труда расположена в градообразующих предприятиях, где ослаблены возможности работников для ведения эффективного социального диалога с работодателями, у работников очень мало возможностей добиться сокращения рабочего времени в связи с работой во вредных и опасных условиях. Эта норма находится в противоречии с требованиями ЕКСП к законодательным рамкам, которые должны устанавливаться для установления пределов усмотрения для работодателей и работников в коллективных соглашениях (см. выше).
Еще большее противоречие этому же требованию ЕКСП можно найти в новой ч. 3 ст. 92 ТК РФ, предусматривающей возможность увеличения продолжительности рабочего времени для работающих во вредных и опасных условиях до 40 часов в неделю «с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами». С учетом указанного выше, данная норма означает, что рабочее время даже для работающих в наиболее вредных (согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ вредные условия труда 4-й степени – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности) и опасных (опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (п. 5 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ)) условиях труда может не сокращаться вообще при условии замены денежной компенсацией. В отношении денежной компенсации есть прямое упоминание ЕКСП, что «ни при каких обстоятельствах» она не может считаться адекватной мерой с точки зрения п. 4 ст. 2 ЕСХ (ECSR. Marangopoulos Foundation for Human Rights (MFHR) v. Greece, Complaint No. 30/2005, decision on the merits of 6 December 2006. § 416).
Вследствие введения системы специальной оценки условий труда, изменения законодательства коснулись и порядка предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска для работников с вредными и опасными условиями труда. Изменения, которые были внесены в ст. 117 ТК РФ, в этом отношении строго аналогичны изменениям ст. 92:
А) Дополнительный отпуск теперь полагается не всем работникам с вредными и опасными условиями труда. Согласно новой норме дополнительный отпуск в размере не менее 7 календарных дней теперь полагается только работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда (часть 1 ст. 117 ТК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ).
Б) Конкретная продолжительность дополнительного отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда – вместо ранее действовавшего порядка, устанавливаемого Правительством РФ с учетом мнения РТК.
В) Дополнительный отпуск может быть заменен денежной компенсацией (часть 4 ст. 117 ТК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ).
Требования ЕКСП в отношении сокращения рабочего времени, связанные с тем, что такое сокращение необходимо для восстановления здоровья работника в связи с воздействием вредных производственных факторов, очевидно, аналогичным образом применимы и в отношении дополнительных отпусков.
Еще одно противоречие требованиям ЕСХ можно найти в ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ. В соответствии с п. 3 данной статьи, специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Таким образом, соответствующие категории работников фактически лишаются дополнительной защиты, связанной с воздействием на их жизнь и здоровье вредных производственных факторов. Между тем ЕКСП указывал в отношении п. 1 ст. 3 ЕСХ, что «правила в отношении безопасности и гигиены труда должны распространяться на всех работающих, все рабочие места и секторы экономики» (ECSR. Conclusions II, Statement of Interpretation on Article 3 § 1 of the 1961 Charter (i.e. on Article 3 § 2 of the Revised Charter). P. 12).
Более того, термин «работающие» (workers) понимается ЕКСП как распространяющийся не только на работников по трудовому договору, но и на самозанятых лиц, «особенно, если последние часто работают в опасных отраслях» (ECSR. Conclusions. 2005. Estonia. P. 136). Соответственно, требования о специальной оценке условий труда, основываясь на подходе ЕКСП, должны применяться и в отношении домашних работников, и категорий работников, исключенных на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ, и даже индивидуальных предпринимателей и независимых подрядчиков, например таксистов, и других категорий. Кроме того, в п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона предусматривается, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется отдельными нормативными правовыми актами. Соответственно, возникает вопрос о справедливости дифференцированного подхода к оценке условий труда с точки зрения его соответствия принципу равенства прав граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставление требований, предъявляемых контрольными органами МОТ и СЕ в отношении безопасности и гигиены труда, позволяет выявить следующие несоответствия российского трудового законодательства и правоприменительной практики международным трудовым стандартам:
Система санкций за нарушение работодателем требований охраны труда вызывает сомнения с точки зрения соответствия п. 2 ст. 6 Конвенции МОТ № 120 и п. 2 ст. 9 Конвенции МОТ № 155 и не учитывает количества затронутых соответствующим нарушением работников, как это требует ЕКСП применительно к п. 3 ст. 3 ЕСХ.
Сомнительно соответствие российского законодательства требованию п. «е» ст. 5 Конвенции МОТ № 155, в котором указывается, что государства обязаны осуществлять защиту работников и их представителей от дисциплинарных мер в связи с подачей жалоб, связанных с нарушениями в области безопасности и гигиены труда.
Полномочия и ресурсы, выделяемые системе инспекций труда в отношении надзора за безопасностью и гигиеной труда, нельзя считать удовлетворяющими требованиям Конвенции МОТ № 81, а также п. 3 ст. 3 ЕСХ.
Основные проблемы в отношении соблюдения Россией международных актов в области безопасности и гигиены труда, по которым она уже несет обязательства, связаны с принятием 28 декабря 2013 г. Федеральных законов № 421-ФЗ и № 426-ФЗ.
К ним относятся следующие:
возможность отказа от сокращения продолжительности рабочего времени и предоставления дополнительных отпусков для работающих с вредными и опасными условиями труда; ограничение круга работников, которым полагается сокращение рабочего времени и дополнительные отпуска в связи с работой в таких условиях; возможность замены соответствующих мер денежными компенсациями; выведение ряда категорий работников из сферы оценки условий труда на предмет вредности и опасности.
Международные правовые нормы по охране труда в системе российского законодательства Опубликовано в журнале " Кадры предприятия" №9 год - 2005 О.П. Фролов
|