Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.М. Долгов

 

«Преподобный Игумен, наш отец святой Сергий, привёл к Богу многие души своей чистой и непорочной жизнью; это был чудный старец, украшенный всеми добродетелями: с тихим и кротким характером, смиренный, благонрав­ный, приветливый, благодушный, утешительный, сладкогласный, щедрый на подаяние, милостивый, добросердечный, смиренномудрый, целомудренный, благоговейный, нищелюбивый, страннолюбивый, миролюбивый, боголюбивый, отец отцов, учитель учителей, вразумитель вождей, пастырь пастырей, на­ставник игуменов, глава монахов, строитель монастырей, постников похвала, молчальников украшение, иереев красота, священников благолепие, истинный учитель и настоящий вождь, добрый пастырь, праведный учитель, наставник в истине, благоразумный правитель, всеблагой руководитель, надёжный кормчий, безмездный врач, доблестный заступник, священный Божий служитель, начальник общежительства, податель милостыни, трудолюбивый подвижник, великий молитвенник, хранитель чистоты, образец целомудрия, столп терпения, на земле ангельски поживший и воссиявший в Русской земле, как ярчайшая звезда. Его великая добродетель многим послужила на пользу и во спасение, многим помогла в подвигах, для многих была поддержкой и опорой. Он был учителем Православия для христолюбивых великих русских князей; твёрдым хранителем благочестия для вельмож, тысяцких, прочих начальников, чиновников и всего христолюбивого воинства; умным и душеполезным собеседником архиепископов, епископов и других святителей и архимандритов; прибежищем для честных игуменов и пресвитеров; для иноков – лестницей, возводящей на высоту небесную; милосердным отцом для сирот, сердечным заступником вдовам; утешением в печали, источником радости для скорбящих и плачущих; миротворцем для воюющих и злоумышляю­щих, неоскудевающим сокровищем для нищих и слабых, великим утешением для убогих, не имеющих еды на день, целителем многих недугов, поддержкой изнемо­гающим, опорой малодушным, заступником обездоленным, помощником обиди­мым, твёрдым обличителем насильников и грабителей, избавителем из плена, освободителем из рабства и тюремного заключения, выкупом для должников, подаянием для всех просящих, трезвением для пьяниц, смирением для гордых, обузданием для грабителей, запретителем для лихоимцев; для кающихся греш­ников и для всех, с верой приходящих к нему – верным предстателем пред Богом».

Похвальное слово Сергию [2, глава 86].

 

Самым важным и значительным собы­тием в жизни России и русского народа было Крещение Руси, когда она органи­чески влилась в семью христианских стран. Это событие трудно переоценить, посколь­ку оно качественно изменило дух и характер русского человека. Православная вера быстро распространялась по всей Руси благодаря де­ятельности православных обителей, ставших центрами духовной жизни, образования и культуры. Православная вера нашла на Руси благодатнейшую почву для своего произрас­тания и развития. Трудно себе представить, что произошло бы с Россией, если бы она не приняла в 988 г. Крещение. Ведь известно, что Русь вынуждена была большую часть своего существования обороняться от всякого рода захватчиков, мечтавших её поработить или уничтожить. Но именно благодаря приня­тию христианства и деятельности духовных подвижников, постоянно лелеявших и укреп­лявших православную веру и дух народа, Рос­сия выходила победителем из самых тяжких сражений или после временного господства враждебных ей сил свергала их и снова ста­новилась свободной.

Трудно переоценить значение принятия христианства и значимость духовной деятель­ности подвижников и предстателей русского народа перед Богом. Достаточно привести примеры такого рода, как духовные подвиги Антония и Феодосия Печерских, с которыми можно по праву сравнить и духовные подвиги Сергия Радонежского. В самые тяжкие годины, когда ставился вопрос о том, быть или не быть России, русский народ обращался к своим ду­ховным заступникам, которые с Божией По­мощью спасали его от смертельных опасно­стей и угроз. Это были люди, как бы данные Руси самим Богом. Они рождались в глубине русского народа, жили его жизнью, делили с ним все радости и горести и, в конечном счете, благодаря неустанным молитвам вели его по праведному пути – по пути православного вероучения, по пути Божественной Истины, по пути учения Иисуса Христа. Так в союзе ду­ховных подвижников и всего русского народа создавалась могучая Святая Русь.

Одним из таких великих подвижников духа был и остаётся преподобный Сергий, о котором написано очень многое. К сожалению, от него не осталось никаких письменных сви­детельств: ни писем, ни проповедей, ни тем более сочинений. Единственным более-менее приемлемым источником является Житие Сергия, написанное Епифанием Премудрым, позже дополненное и доработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным, на которое ссылаются все историки, философы, богосло­вы. С одной стороны, это весьма осложняет изучение жизни и деятельности великого по­движника, поскольку нет объективной основы, зафиксированной в письменных памятниках. С другой стороны, существуют довольно много­численные легендарные повествования о его жизни и деятельности, что одновременно и об­легчает освещение его духовного творчества, и вместе с тем осложняет, поскольку опора на сказания и легенды никогда не бывает в доста­точной мере надёжной и объективной.

Видимо, следует иметь в виду, что преподоб­ный Сергий, жизнь которого протекала в XIV в., не предполагал обширного и воплощённого в письменных свидетельствах творчества, по­скольку он сам представлял собой нечто цель­ное, от земли Русской, от культуры и духа Рус­ской земли и русского народа. И сущность его духовно-нравственного учения заключалась больше в образе его жизни, его поступках, по­ведении и в весьма скупых, но весомых словах и высказываниях. В этом смысле, может быть, следует исходить именно из его личности и его практических деяний, освобождая их от много­вековых наслоений, которые неизбежно затем­няют ясный и яркий свет, излучаемый самой личностью. Это можно сравнить с археологией, которая, снимая один слой за другим, посте­пенно добирается до погребённых под ними сокровищ. Поэтому методология раскрытия огромного богатства, сконцентрированного в личности преподобного Сергия, может пред­ставляться людям именно по мере передачи его деяний, поступков, слов и мыслей. В Житии, написанном Епифанием, повест­вуется о том, как юному отроку Варфоломею трудно давалось обучение грамоте, что огорча­ло его родителей и угнетало его самого. К сча­стью, однажды он встретил старца, стоявшего под дубом и усердно молившегося. Когда ста­рец закончил молиться, он подозвал мальчика к себе и спросил, в чём тот нуждается и чего хочет. Мальчик попросил помолиться за него перед Богом и попросить помощи в одолении грамоты. Старец помолился, после дал ему съесть кусочек просфоры со словами, что это есть знамение Божие и оно поможет понимать Священное Писание, а в знании грамоты он преуспеет больше, чем его братья. Варфоломей пригласил старца домой, к родителям. Старец попросил его в присутствии родителей почи­тать Псалтырь. Уверенное чтение Псалтыри очень удивило родителей и братьев. При этом старец сказал вещие слова о том, что Варфо­ломей избран Богом ещё до рождения, что он будет велик перед Богом и людьми за свою до­бродетельную жизнь и, что особенно важно, он будет обителью Святой Троицы и многих приведёт за собой к Богу и пониманию божественных заповедей. В этих словах старца прозвучало всё наиболее важное и существенное, что раскроется в жизни, деяниях и духовном подвиге преподобного Сергия. С этого момента отрок Варфоло­мей стал с особой силой тяготеть к духовной жизни и духовному подвижничеству. В два­дцать три года он стал иноком, о чём мечтал ещё с ранней юности, получив при этом имя Сергий. Он стал первым иноком, пострижен­ным в церкви Святой Троицы, которую он по­строил вместе с братом в пустыни и с которой началось его великое духовное подвижниче­ство.

 

 

В это время многие люди из разных слоёв русского общества стремились уйти от мир­ской жизни к отшельничеству, чтобы ничто не мешало им служить Богу. Они поселялись в диких, непроходимых лесах, обустраивались. Постепенно к ним начинали стекаться другие иноки, они сообща начинали вести хозяйство, налаживали быт.

Так постепенно возникали монастыри, способствовавшие освоению се­верных русских территорий. Россия покры­валась своеобразной сетью монастырей как духовных центров, объединявших русский народ единым духовным началом. Этот про­цесс известные отечественные историки (В. Ключевский, Н. Костомаров) метко назвали «монастырской колонизацией» – в смысле ду­ховного и хозяйственного освоения пустовав­ших земель.

Трудно переоценить этот позитивный во многих отношениях процесс, одним из актив­нейших деятелей которого стал преподобный Сергий. По выражению В.О. Ключевского, Сер­гий «был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества… он пользовался всяким случаем завести оби­тель, где находил то нужным» [4, c.234–235]. Достаточно заметить, что из Сергиева мона­стыря в XIV в. образовалось 13 пустынных монастырей-колоний и 2 – в XV в. Всего же в XIV–XV вв. из Сергиева монастыря или его колоний образовалось 27 пустынных монасты­рей и 8 городских. Среди них самим Сергием были основаны такие известные монастыри, как Андроников, Симонов монастыри в Моск­ве, Борисоглебский монастырь в окрестностях Ростова Великого и многие другие.

В чём выразился самый важный и суще­ственный смысл жизни и служения преподоб­ного Сергия? На наш взгляд, прежде всего и главным образом это глубинное понимание и рационально необъяснимое постижение Свя­той Троицы – одного из самых трудных для постижения христианских догматов. Автор первого жизнеописания преподобного Сергия Епифаний Премудрый повествует о том, что идея Троицы была дана Преподобному Сергию от Бога. Так, когда Варфоломей спросил своего старшего брата Стефана, во имя какого свято­го нужно освятить недавно построенную ими церковь, Стефан отвечает следующее: «Зачем ты спрашиваешь и для чего искушаешь меня и допытываешься? Ты сам знаешь ответ на свой вопрос не хуже меня, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: «Блюди себя, дитя! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя еще, когда мать носила тебя в утробе и дал о тебе знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь во время пения свя­той литургии, так что все люди, стоявшие там и слышавшие, удивились и ужаснулись, говоря: «Кем будет этот младенец?»

Но священники и старцы, мужи святые, ясно поняли и истолковали это знамение, го­воря: «Поскольку в чуде с младенцем отобра­зилось число три, это означает, что ребёнок будет учеником Святой Троицы и не только сам будет благочестиво веровать, но и многих других соберёт и научит веровать в Святую Троицу». Поэтому тебе подобает освятить эту церковь во имя Святой Троицы. Это будет не наше измышление, но Божие изволение, предначертание и избрание, ибо Господь так пожелал. Да будет имя Господа благословенно вовеки!» Когда Стефан закончил, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Любезно мне слово твоё, и я того же хотел и замышлял. Душа моя желает создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Смирения ради я спра­шивал тебя, и Господь Бог не оставил меня – дал мне по желанию моего сердца и хотения моего не лишил меня» [1]. Так и произошло: митрополит Феогност дал своё благословение на освящение церкви во имя Святой Троицы. Было это за два года до того, как Варфоломей принял постриг под именем Сергия, и началось его многолетнее и плодотворнейшее духовное служение, неразрывно связанное со Святой Троицей.

 

Известно, что догмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, где рассказывает­ся о явлении Бога Аврааму в виде трёх анге­лов, что породило уже в те времена множество толкований этого явления. С тех пор сказание о Троице не только не становилось более ясным и рационально объяснимым, но скорее наобо­рот, его толкования представлялись все менее понятными и все более труднообъяснимыми. Преподобному Сергию предстояло решить труднейшую задачу: не просто объяснить со­держание и смысл догмата о Святой Троице, но представить его таким образом, чтобы он был понятен каждому человеку. Особая трудность состояла в том, что суть догмата нельзя было выразить на языке философии, богословия и истории того времени. Надлежало найти то тайное и сокровенное, что олицетворяла Свя­тая Троица.

Преподобный Сергий справился с этой задачей с присущими ему смирением, скром­ностью и изяществом. Он нашёл это тайное и сокровенное в едином: в единоверии, еди­номыслии, единении. По данным ему свыше способностям он как бы прозревал одновре­менно прошлое, настоящее и будущее не в ка­ком-то постепенном сложении различных сил – умственных, нравственных, исторических, – а именно в том, что дано в виде Божественной идеи и Божественного идеала, к постижению которых следует прилагать все свои силы. Как указывали многие, смысл Святой Трои­цы состоит прежде всего и главным образом в единстве тела и души человека, в единстве общества, единстве всего человечества, на­конец, в единстве всего мироздания. Таким образом, единство представляется единством духовным, нравственным, политическим, со­циальным, космическим, то есть единством абсолютно универсальным и, следовательно, единством единственным и уникальным – пра­ведным путём, по которому должно следовать всё существующее.

Но где найти человеку силы, чтобы не толь­ко понять, уяснить и освоить это единство и неуклонно следовать по истинному пути? На этот труднейший вопрос преподобный Сер­гий давал не концептуально схоластический ответ, а ответ, представленный в виде образа жизни, образа мыслей, поведения и поступков, истоком чего может быть только внутренняя свобода человека. В основе же этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8: 32). Истина здесь – Бог в трёх лицах-ипостасях, то есть Святая Троица.

Таким пониманием Святой Троицы пре­подобный Сергий заронил в душу русского народа семена не просто внутренней свободы, но именно той внутренней свободы, которая ведёт каждого человека к единению с други­ми людьми, единению общества и государства посредством высочайшей нравственности, вы­сочайшего нравственного поведения человека, следующего божественным заповедям. И тогда внутренняя свобода становится свободой се­мьи, общества и государства. В этом смысле преподобный Сергий предвосхищает всё по­следующее многовековое развитие не только России или Европы, но и всего человечества, ибо только такая политика, экономика, истори­ческая деятельность народов имеет оправдание и смысл, если она основывается на высочайшей культуре, высших её ценностях, на самой вы­сокой духовности.

Только в этом случае возможно избежать всякого рода конфликтов, столкновений и войн. Только в этом случае может сохраняться мир во всём мире как основа развития всего человечества. Видимо, неслучайно понимание Сергием Святой Троицы было подхвачено его учениками и последователями, и прежде всего Андреем Рублёвым, создавшим, мало сказать, гениальную, но непревзойдённую никем «Троицу» – идеальный духовный зримый образ абсолютного единения, единства всего сущего.

На вопрос о заслугах преподобного Сер­гия перед русским народом и государством и о его месте в российской истории можно было бы писать пространные сочинения. Если же говорить кратко, то его величайшие заслуги состоят в том, что он заложил веру русского народа в самого себя. Что в годы лихолетья он явил народу неиссякаемые истоки силы на­родного духа, который не могут сломить ни­какие внешние и внутренние враги, если этот дух продолжает питаться из животворного источника христианской, православной веры.

Неслучайно, что при его жизни, в течение пятидесяти лет, множество людей приходи­ли к нему за благословением и вместе с водой из источника черпали утешение и ободрение, делясь этим затем с другими. Процесс духов­ного возрождения народа реализовался в двух факторах: исторической победе в Куликовской битве и в воздействии Сергия на последующие поколения русских людей, обретение ими та­кой крепости духа и высочайшей нравствен­ности, при которых народу стала не страшна опасность не только со стороны Орды, но и никакие другие внешние угрозы.

 

Трудно переоценить огромный вклад Сер­гия в духовное возрождение Руси, в частности в развитие русского монашества и строитель­ство монастырей. Так, в течение 1240–1340 гг. было построено три десятка монастырей, то­гда как в следующем столетии, особенно по­сле Куликовской битвы, было основано уже до 150 монастырей. При этом, как отмечает В.О. Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление поки­дать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нём возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждеб­ных» [3, c. 103].

Эта огромная сеть православных мона­стырей на Руси была не только своеобразным Покровом от самых различных внутренних и внешних угроз и бедствий, но и сетью духов­ных центров, где вырабатывалась высочайшая духовность народа, его высокая нравствен­ность, его сознание и самосознание. Нельзя не согласиться со словами В.О.Ключевского: «Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоми­нания сделалось вечно деятельным нравствен­ным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохраняло силу непосредственного личного впечатления, ка­кое производил преподобный на современ­ников. Эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменя­ясь церковной памятью, которая превращала это впечатление в привычное, поднимающее дух настроение. Так теплота ощущается дол­го после того, как погаснет её источник. Этим настроением народ жил целые века. Оно по­могало ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный поря­док. При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение полити­ческое, и затверживает правило, что политиче­ская крепость прочна только тогда, когда дер­жится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоре­тические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памят­никами деяний на общее благо, памятями дея­телей, внесших наибольшее количество добра в своё общество.

С этими памятниками и памятями сраста­ется нравственное чувство народа. Они – его питательная почва. В них – его корни. Ото­рвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чув­ство есть чувство долга. Творя память пре­подобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями на­шего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Во­рота лавры преподобного Сергия затворят­ся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» [3, c. 107].

В этом смысле само имя Сергия Радонеж­ского есть величайший памятник русскому на­роду, его могучему уму, способному постигать самые сложные проблемы. Его высочайшей духовности и нравственности, взрастивших мужественный, несгибаемый и вместе с тем добрый и великодушный характер русского на­рода; памятник Русскому Православию, веду­щему народ по праведному пути, по пути свя­щенных христианских заповедей. Имя Сергия Радонежского для каждого русского человека является святым и священным именно благо­даря тому, что в его образе соединились высо­чайшие человеческие качества и добродетели. Об этом очень верно и проникновенно напи­сано в Похвальном слове Сергию [2]. Кажется, ни один из великих людей в человеческой ис­тории – ни императоры, ни полководцы, ни де­ятели литературы и искусства – не заслужили такой величайшей похвалы, какую воздавали и воздают многие поколения русских людей Сергию Радонежскому. Пожалуй, нет ни одной добродетели, которой бы он не обладал и кото­рую бы не применял в своей жизни ко всем тем, кто к нему обращался за советом, помощью, исцелением, благословением. Он вышел из глу­бин народа, неся в себе его основные качества, его необыкновенный ум, кротость и терпение, смирение, склонность к простоте, врождённую скромность и неприхотливость, граничащую с аскетизмом, великодушие и любовь ко всем людям без исключения.

Все эти великие качества и добродетели Сергий формировал и воплощал в развитии высочайшей духовности русского народа, и эта великая любовь к своему народу породила от­ветную любовь народа к нему, любовь, которая не только не увядает со временем, а, напротив, расцветает и благоухает, охватывая все новые и новые души и пространства. От этой любви только возрастает и влияние, и воздействие личности Святого Сергия на дела и помыслы русского народа. Необыкновенные качества личности Сергия Радонежского вошли в плоть и кровь русского народа. Надо ли удивляться тому, что судьбы России с тех пор тесно связа­ны с его именем, его подвижничеством.

Вся последующая история развития Рос­сии показала неразрывную связь её судьбы и судьбы русского народа с именем Сергия Радо­нежского, идёт ли речь о её мирном развитии или о тяжелейших временах иноземных на­шествий, вооружённых конфликтах и войнах – Русско-турецкие войны; Отечественная война 1812 г.; Первая мировая война; Февральская и Октябрьская революции в России; Великая Отечественная война; пресловутые перестрой­ка и реформы последних десятилетий – из всех этих событий русский народ выходил и вы­ходит не только не порабощённым, ослаблен­ным и бессильным, но, наоборот, вновь и вновь встаёт, возрождается и становится ещё более могучим, развитым и непобедимым.

Личность преподобного Сергия всегда была, есть и будет истоком необычайной ду­ховности русского народа, его несгибаемой воли, мужества, терпения, доброты и любви, снискавшей ему мировую славу и мировое при­знание. Имя Сергия Радонежского излучает и изливает на русский народ, на всю Святую Русь свет Божественной Благодати, которая охранит их и поможет во всех будущих начина­ниях и свершениях. В этом году мы празднуем 700-летний юбилей Преподобного Сергия Ра­донежского. За свою историю Россия не один раз оказывалась на краю гибели, и каждый раз русский народ обращался с молитвами к свое­му великому игумену, предстателю и защитни­ку Преподобному Сергию Радонежскому.

 

И всякий раз он откликался на просьбы и молитвы своего народа и спасал его от, ка­залось бы, неизбежной гибели. Надо ли напо­минать о тяжелейших годах преследования Русской православной церкви и её священно­служителей в годы Советской власти, когда разрушались храмы и святыни, когда священ­нослужителей и борцов за православную веру ссылали в лагеря и расстреливали? Надо ли на­поминать чудовищные намерения уничтожить мощи самого Сергия Радонежского, закрыть, а затем и разрушить Троице-Сергиеву лавру? Но опять свершилось чудо: в разгар войны с гитлеровским фашизмом Сталин обращается к помощи Русской православной церкви, восста­навливает патриаршество, даёт распоряжение об открытии духовных учебных заведений и целого ряда обителей и храмов.

И Русская православная церковь помогает укрепить дух народа, веру в его неизбежную победу над фашизмом. Обращение народа к своим духовным истокам, духовным корням, историческим и культурным традициями, в частности к духовному наследию Сергия Ра­донежского, помогло одержать столь дорогую и желанную, выстраданную Победу над супо­статом – фашизмом, победу, которая принесла свободу не только народам Советского Союза, но и всем народам Европы.

Нет сомнений в том, что право­славная вера благодаря таким подвижникам, как Сергий Радонежский, будет и впредь вести русский народ по праведному пути, по пути Евангельского учения, учения Иисуса Христа.

 

Об авторе: Долгов Константин Михайлович – д.филос.н., профессор, заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник Института философии РАН.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития электротехничекого образования в институте точной механики и оптики | Гідроізоляція
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал