Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Теория власти. Политическая власть и государство






Политическая жизнь и властные отношения. Современные концепции власти. Власть и влияние.

Современные теории власти: антропологический и социально-системный, натуралистический и психологический подходы к определению сущности властных отношений. Ресурсы власти.

Власть как элемент и форма общественного бытия. Наличие субъекта и контрсубъекта власти, деятельности (поведения) каждого из них (власть как деятельность, поведение), отношений между ними (власть как общественное отношение). Потенциальная и реальная власть. Власть как система. Взаимозависимость субъекта и контрсубъекта власти. Влияние как элемент, предпосылка и условие возникновения власти. Несводимость власти к влиянию.

Политическая власть и государство. «Широкое» и «узкое» понятие государства. Государство как специфическая организация большой социальной группы – общества (отождествление понятия «государство» с понятиями «общество», «страна») и как система специальных органов (институтов) общества, осуществляющих по отношению всего этого общества и отдельных его граждан (подданных) или их групп особого рода (государственных) власть и функционирующих в рамках определенных формально-правовых принципов и норм (отождествление понятия «государство» с понятиями «правительство», «администрация»).

Дискуссия о происхождении и сущности государства: многообразие подходов и интерпретаций. Государство как форма существования и организации общества, как целенаправленная, территориальная, легальная, правосубъектная, суверенная, сверхинституциональная, публичная, всеобщая, универсальная, гиперсложная организация большого числа людей, имеющая единые (общие) властные органы. Отличие государства от родоплеменных и других общностей людей.

Государственная власть как особый тип властных отношений между людьми. Внутренние и внешние, исходные (промежуточные) и конечные функции государственной власти. Аккумулирование, представительство и защита интересов (личностных, социально-групповых, классовых, этнических, общегражданских, общечеловеческих). Регулирование общественных процессов (экономических, социальных, политических, духовных). Мобилизация ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, информационных, пространственно-временных). Обеспечение объединения граждан, целостности, суверенности и стабильности государства и общества, их преобразования и развития.

Негативная и позитивная оценки государственной власти. Анархистская версия: государственная власть как деструктивная общественная сила. Государственная власть как источник социального неравенства и угнетения. Разрушение государственной власти как главная задача социалистической революции. Этатизм как апология сверхсильной государственной власти. Этатизм и анархизм в марксистской доктрине.

Проблема легитимности государственной власти. Признаки легитимности. Типология легитимности.

Понятия «правовое государство» и «социальное государство». Общая характеристика идеи правового государства через раскрытие принципа верховенства закона. Признаки правового государства и проблемы их реализации. Социальное государство и социальная политика. Проблемы социального государства.

Тема 5. Организация государственной власти. Политическая элита и бюрократия

Основные институты государственной власти. Дифференциация государственной власти на законодательно-представительную, исполнительно-распорядительную и судебно-контрольную.

Парламент как коллегиальный орган законодательно-представительной власти. Типы современных парламентов. Функции парламента.

Правительство как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти. Типы правительства и его функции. Структура и состав правительства. Классификация министерств. Тенденции развития правительственной власти. Централизация. Концентрация властных функций. Ограничение коллегиальности.

Судебно-контрольные органы государственной власти. Монополия судов на правосудие, судебный контроль, толкование правовых норм. Автономность судей, их подчинённость исключительно закону, несменяемость, неприкосновенность.

Формы государственного правления и устройства.

Понятие «бюрократия». Место аппарата государственной власти в политической системе. Аппарат государственной власти как система специально созданных учреждений профессиональных работников. Государственная бюрократия и основные тенденции её понимания: как извращенной (иррациональной) организации (К. Маркс) и как рационально-легальной организации (М. Вебер). Государственные служащие, непосредственно обеспечивающие деятельность главы государства, парламента, правительства, других центральных, региональных и местных законодательно-представительных, исполнительно-распорядительных и судебно-контрольных органов государственной власти. Вооружённый государственный аппарат.

Способы формирования (рекрутирование, отбор) государственной бюрократии: по социальному происхождению, по родственным или личным связям, по конкурсу, через карьерный рост, через подготовку и переподготовку в специализированных учебных заведениях. Соотношение «сменяющейся» и «постоянно действующей» ветвей государственной власти. Требования к государственным служащим: «верности государству», «политической нейтральности», «следования закону», компетенции.

Политические элиты. Аристократическая и демократическая тенденции формирования политической элиты и бюрократии. Версии элитизма. «Демократический элитизм»: с усложнением общества в нём возрастает роль конкурирующих друг с другом и периодически избираемых на выборах компетентных элит, так как большинство рядовых (некомпетентных) граждан не способно профессионально участвовать в управлении общественными и государственными делами. «Левый элитизм»: захват «правящим классом» контроля над «стратегическими высотами» в государстве и обществе ведёт к упадку демократии.

«Открытый» и «закрытый» способы формирования политической элиты в современном обществе. Проблема «качества», то есть эффективности и ответственности политической элиты по отношению к обществу.

Политическое лидерство. Функции и типология политического лидера.

Тема 6. Политический режим

Возникновение понятия «политический режим» в европейской политической науке через осознание недостаточности понятий «форма государственного правления» и «форма государственного устройства» для целостного определения характеристик функционирования политической системы. Определение политического режима Д. Истона («правила и цели политического взаимодействия»), Ж.-Л. Кермона («совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих функционированию политической власти данной страны в определённый период»). Политический режим как способ (совокупность приёмов, методов, средств) присвоения (овладения), сохранения, регулирования и использования государственной власти, ее взаимодействия с гражданским обществом, что определяет функционирование политической системы в целом.

Типология политического режима. Два базовых типа – диктатура и демократия. Диктатура как тип политической системы, в которой государство неподконтрольно населению, отсутствуют институты самоорганизации гражданского общества и его влияния на власть. Демократия как тип политической системы, в которой государственная власть находится под контролем населения (граждан).

Типология диктатуры: авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитаризм (авторитарный режим). Общая характеристика авторитарного режима: его сущность, предпосылки формирования и исторические формы. Признаки авторитаризма. Многообразие форм авторитаризма в современном мире (традиционные монархии, олигархические режимы, военные и теократические диктатуры). Значение переходных от авторитаризма к демократии (и обратно) форм политического режима.

Тоталитаризм (тоталитарный режим). Общая характеристика тоталитарного режима: его сущность, предпосылки формирования и исторические формы. Признаки тоталитаризма по основным параметрам: роль государственной власти в обществе, мера и характер его этатизации; роль идеологии в обществе, мера и характер его идеологизации; роль личности в обществе, мера и характер её прав, свобод, общественной мобилизации.

Характерные черты тоталитарного общества: всеобщая этатизация, идеологизация и мобилизация; концентрация законодательно-представительной, исполнительно-распорядительной и судебно-контрольной власти в едином центре; монополия одной партии и отсутствие легальной оппозиции; реальное отсутствие политических свобод и прав граждан, наличие строгой цензуры над общественным мнением, средствами массовой информации; поддержка государственной власти и правящей партии большинством граждан на основе использования идеологического давления, применения или угрозы применения карательных (репрессивных) мер со стороны аппарата принуждения (полиции, армии, служб безопасности.

Тема 7. Демократия как тип политического режима

Неоднозначность интерпретаций демократии. Современные концепции демократии: модели элитарной демократии, представительной демократии, партиципаторной демократии (демократии участия), плебисцитарной демократии (демократии прямого действия). Демократия как общая идея и как тип политического режима. Демократия как цель и как средство политического и общесоциального развития. Мировой опыт демократии и возможности его использования в России. Проблемы перехода от диктатуры к демократии.

Институты демократии: выборы и избирательные системы. Роль выборов в политическом процессе. Условия конкурирующих (свободных) выборов. Свободные выборы государственных должностных лиц как предпосылка демократии.

Общие принципы организации выборов. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Принцип одного голоса. Гласность при подготовке и проведении выборов. Материальное обеспечение проведения выборов. Избирательные комиссии: их права, обязанности, способы формирования. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. Пути их совершенствования. Смешанные избирательные системы.

Институты демократии: политические партии. Отличие партий от других общественно-политических движений и объединений граждан. Партия как общественно-политическая организация. Двойственная природа партий. Закономерности их возникновения, развития, строения и функционирования. Социальная база партий.

Внешние и внутренние функции партий. Их соотношение с функциями политической системы в целом. Аккумулирование, представительство и защита интересов. Производство идей и политическая социализация. Мобилизация внешних и внутренних ресурсов. Объединение и дифференциация собственных сторонников, сотрудничество и размежевание с другими партиями. Преобразование и стабилизация общества, самосовершенствование партии.

Партийные системы. Типология партий и партийных систем. Политические партии современной России.

 

Тема 8. Политическая культура и политическая идеология

Понятие политической культуры. Место политической культуры в духовной и политической жизни людей. Функции политической культуры. Политическая культура как относительно устойчивая и целостная система знаний, оценок и норм, моделирующих и регулирующих политическую деятельность и политические отношения. Соотношение понятий «культура», «политическая культура», «политическое сознание», «политическое поведение», «политическая идеология».

Структура политической культуры. Знания, оценки и нормы политической деятельности и политических отношений как основные элементы политической культуры. Типология политических культур. Патриархальная политическая культура («провинциалистская», «приходская политическая культура», подданническая (субъектная, «политическая культура зависимости») и активистская («политическая культура участия»). Индивидуалистическая, моралистическая и традиционалистическая политические культуры. Политические культуры, в которых доминируют либо модели конкуренции, либо модели пропорционализма, либо модели бюрократической иерархии.

Понятие, структура и функции политической идеологии. Политическая идеология как специализированно-теоретический и ценностно-ориентировочный элемент политического сознания, выражающий определенные общественные (социально-групповые, классовые, национальные общегражданские, общечеловеческие) интересы.

Три уровня идеологического сознания: концептуально-теоретический, программно-политический, массово-практический. Основное содержание и «ключевые темы» идеологии: социально-экономическая проблематика соотношения механизмов государственного и рыночного регулирования; взаимосвязь и соотношение государства и гражданского общества, общие тенденции развития человечества и отношение к прогрессу, национальные отношения и «национальный вопрос». Радикализм и экстремизм. Основная типология в идеологической сфере: «правые» и «левые», их трансформации и противостояния в современном мире.

Мировые политические идеологии: их истоки, этапы исторического развития и современное состояние: либерализм, консерватизм, социализм и коммунизм, национализм и фашизм, исламский фундаментализм.

 

Тема 9: Политическая модернизация: проблемы и перспективы

Политическая модернизация. Изменчивость и устойчивость как фундаментальные свойства политического бытия. Взаимосвязь политических преобразований и политической стабильности. Политические кризисы, реформы и революции: предпосылки и причины возникновения. Масштаб, объекты, направленность политических преобразований; их субъекты, длительность, темпы, синхронность. Особенности российских реформ: инициатива и силовое давление сверху, непонимание и неприятие низами целей и задач реформирования, скрытое сопротивление государственной бюрократии, половинчатость и незавершённость, смена реформ контрреформами. Экономические, социальные и духовные предпосылки политической стабильности. Баланс интересов как условие её осуществления.

Способы стабилизации политических систем. Социальное маневрирование: ослабление противоречий интересов различных социальных групп путём перераспределения определённой доли общественного продукта, политическое манипулирование, преобразование разнообразных интересов в политические ориентации, выявление возможностей компромиссов между противоборствующими силами. Интеграция властвующей элиты с контрэлитой. Силовое давление как эффективное средство стабилизации политических систем с примитивной структурой.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Согласно рабочему (индивидуальному) учебному плану сту­денты заочной формы обучения специальностей 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, 031001.65 Правоохранительная деятельность, направлений 030900.62 Юриспруденция, 100700.62 Торговое дело, 110900.62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, 260800.62 Технология продукции и организация общественного питания выполняют одну контрольную работу.

 

Номер темы контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой личного дела (шифра) студента по таблице:

 

Последняя цифра шифра Номер задания контрольной работы
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Студент может выбрать одну тему из семи предлагаемых. Например, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой 3, то можно выбрать тему 3 или 13, 23, 33, 43, 53, 63.

Контрольная работа, номер задания которой не соответствует шифру зачетной книжки студента, не рецензируется.

При написании контрольной работы рекомендуется использовать источники из списка основной и дополнительной литературы, представленного в данном издании, однако допускается использование любой другой политологической литературы, соответствующей тематике контрольной работы.

Расарыв тему контрольной работы, студент (после списка использованной литературы) выполняет тест (4.2.). Контрольная работа может быть зачтена лишь при выполнении студентом всех заданий теста.

Контрольная работа должна быть написана и сдана на проверку до начала экзаменационной сессии. В контрольные, направленные на доработку, необходимо внести исправления и дополнения в соответствии с указанными замечаниями.

Требования к оформлению контрольной работы: объем работы, написанной четким почерком, должен составлять 12–16 страниц обычной школьной тетради или 8–10 страниц печатного текста на стандартных листах формата А-4 (210´ 297 мм) – на одной стороне листа. Размер шрифта – 14–16 пунктов, через 1–1, 5 межстрочных интервала, выравнивание по ширине текста.

Титульный лист контрольной работы не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. На второй странице, которая тоже не нумеруется, содержится оглавление с заголовками разделов текста.

В конце работы следует указать список использованной литературы (не менее трех наименований). Структура контрольной работы включает: титульный лист, оглавление (план), изложение темы (три - пять разделов), заключение, список использованной литературы. В конце работы ставится дата и подпись студента.

В тексте контрольной работы необходимо делать ссылки на используемую литературу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал