Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Область применения рабочей программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.03 «Психология общения»
Йошкар-Ола
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 071501 Народное художественное творчество по виду «Хореографическое творчество».
Разработчик:
Конакова Елена Анатольевна, преподаватель
Рассмотрена на заседании Гуманитарной комиссии «__» ________2013 г.
Допущена Научно-Методическим Советом ГБОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая».
Протокол №___ от «__» ____________ 2013 года.
Эксперты:
С.С. Клюкина, преподаватель психологических дисциплин, доцент кафедры педагогики начального образования ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», Заслуженный работник образования Республики Марий Эл
Л.В. Николаева, председатель ПЦК гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин ГОУ СПО «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая», Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 3. условия реализации учебной дисциплины
|
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.03 «Психология общения»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 071501 Народное художественное творчество, вид «Хореографическое творчество».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины «Психология общения» является формирование у студентов системы знаний об эффективном общении с коллегами, руководством, потребителями, умений применения техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности.
Задачи:
§ формирование у студентов мотивации учебно-познавательной деятельности;
§ овладение основными техниками и приемами эффективного общения с коллегами, руководством и потребителями;
§ повышение коммуникативного потенциала студентов;
§ развитие у студентов готовности к решению коммуникативных проблем в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Обязательное количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе: контрольные работы
| -
| практические работы
| 4
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена.
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология общения»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Раздел 1.
Общение как коммуникативная деятельность
|
| 14
|
| Тема 1.1.
Понятие общения
| Определение общения. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Функции общения. Виды межличностного общения. Уровни общения. Общение и деятельность. Сущность и структурные компоненты коммуникативной деятельности (предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения, задачи общения, средства общения, продукты общения).
| 3
| 1
| Тема 1.2.
Структура общения
| Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Способы организации внимания собеседника. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Техника слушания, виды слушания.
| 3
| 1
| Структура общения. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.
| 1
| Структура общения. Перцептивная сторона общения. Общение как понимание и восприятие людьми друг друга. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты стереотипизации. Интерпретация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции. Аттракция и причины её возникновения. Механизмы взаимопонимания в общении.
| 2
| Тема 1.3.
Основные умения общения
| Синтоническая модель общения как один из подходов к организации общения (НЛП). Репрезентативная система человека. Люди-аудиалы, люди-визуалы, люди-кинестетики и «рассудочные люди». Основные умения общения. Гибкость и конгруэнтность в общении.
| 3
| 1
| Тема 1.4.
Манера и стиль общения
| Манера и стиль как важные характеристики общения. Основные составляющие манеры общения: тон общения, поведение, дистанция в общении. Внешний вид человека как партнера по общению. Знаки внимания: комплименты, похвала, поддержка. Понятие стиля общения. Виды стилей общения.
| 2
| 1
| Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 1:
Повторение материала лекции (темы 1.1, 1.3, 1.5)
Составление таблиц для систематизации учебного материала (тема 1.2)
Составление электронной презентации (тема 1.4)
| 6
|
| Раздел 2.
Психологические основы делового общения и отношений
|
| 12
|
| Тема 2.1.
Понятие делового общения
| Понятие делового общения.
Этапы делового общения (1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4) принятие решения; 5) выход из контакта. Учет поведения собеседника в деловом общении.
| 1
| 1
2
| Тема 2.2.
Формы делового общения
| Формы делового общения: деловая беседа, переговоры, совещания, дискуссии. Психологические особенности форм делового общения: деловой беседы, переговоров, совещаний, дискуссий. Законы аргументации и убеждения собеседника.
| 5
| 2
| Тема 2.3.
Этика деловых отношений
| Этикет и культура поведения делового человека. Этические нормы делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным; общения между подчиненным и руководителем; «по горизонтали» (между коллегами).
| 1
| 2
| Практическая работа. Техника и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности
| 2
| 2
| Тема 2.4.
Ролевое поведение
| Социальные роли личности: понятие, виды, структура. «Роль» как способ поведения, задаваемый обществом. Формальные и неформальные роли. Структурные компоненты роли (базовые установки личности и ожидания).
Ролевое поведение личности. Поведение человека в организации и типы сотрудников. Темперамент и характер сотрудников (характеристика психосоциотипов). Определение своего психотипа.
| 3
| 1
| Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 2:
Повторение материала лекции (темы 2.1, 2.2, 2.3)
Психологическое тестирование, составление индивидуального психологического портрета (тема 2.4)
| 4
|
| Раздел 3.
Лидерство и руководство
|
| 6
|
| Тема 3.1.
Лидерство и руководство как социально-психологическое явление
| Понятие лидерства и руководства. Природа лидерства. Теории лидерства. Мотивация и типы лидерства. Отличительные особенности лидерства и руководства. Функции руководителя. Мышление руководителя и принятие решения.
| 1
| 1
| Тема 3.2.
Психологические требования
к руководителю
| Типы руководителей (менеджеров). Биологические качества руководителя (менеджера): пол, возраст, здоровье, темперамент, способности. Социально-экономические качества руководителя (менеджера): социально-экономическое положение человека, его статус в обществе, образование. Креативное мышление и интуиция руководителя.
| 3
| 1
| Тема 3.3.
Власть и авторитет руководителя
| Понятие власти с точки зрения разных теоретических концепций. Признаки власти. Объект и субъект власти. Взаимосвязь власти и авторитета. Формы авторитета руководителя: формальный авторитет, моральный авторитет, функциональный авторитет. Авторитет истинный и ложный.
| 2
| 1
| Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 3:
Повторение материала лекции (темы 3.1, 3.2)
Самостоятельная работа с информационными источниками, подготовка сообщений (тема 3.3)
|
|
| Раздел 4.
Психология управления коллективом
|
| 7
|
| Тема 4.1.
Коллектив как малая группа
| Понятие малой группы. Виды малых групп. Психологические механизмы межличностных отношений в группе: заражение, внушение, подражание, соревнование. Понятие коллектива. Характеристики коллектива: открытость, ответственность, эффективность, контактность, коллективизм, организованность, информированность.
| 3
| 1
| Тема 4.2.
Управление коллективом
| Стадии формирования сплоченного коллектива. Характеристики руководителя, способного продуктивно управлять коллективом. Стиль руководства и его влияние на сплоченность группы. Типы взаимоотношений внутри коллектива: «невмешательство», «теплая компания», «задача», «золотая середина», «команда». Ошибки руководителя.
| 4
| 1
| Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 4:
Составление опорного конспекта темы (схемы) (тема 4.1)
Составление рекомендаций по результатам психологического тестирования (экспертной оценки) группы (тема 4.2)
|
|
| Раздел 5.
Конфликты в деловом и межличностном общении
|
| 9
|
| Тема 5.1.
Понятие и виды конфликта
| Понятие конфликта. Конфликтная ситуация и инцидент. Конструктивный и деструктивный конфликт. Типы конфликтов. Положительное и отрицательное значение конфликта.
| 3
| 1
| Тема 5.2.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
| Стратегии поведения человека в конфликте (по К. Томасу, Р.С.Немову). Методы управления конфликтом. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Кодекс поведения в конфликте.
| 3
| 2
| Практическая работа №2. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
| 3
| Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 5:
Повторение материала лекции (темы 5.1)
Составление таблицы для систематизации учебного материала (тема 5.2)
|
|
| | Экзамен
|
| Всего:
| 48
|
|