Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий
Шарохина В.Л. Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 48 с. (Психологическая служба.) ISBN 978-5-216-00063-1 В пособии представлены конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы детского сада и их родителями. В ходе таких занятий психолог проводит диагностику и развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, общую и мелкую моторику.детей. Дети получают возможность привыкнуть к роли ученика, а родители - наблюдать за своим ребенком в процессе его обучения и общения со сверстниками. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия демонстрационным и раздаточным картинным материалом. Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе. ББК 88.8 ISBN 978-5-216-00063-1 © В.Л. Шарохина, 2007 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008 К старшему дошкольному возрасту дети приобретают оп ♦ организованность, аккуратность; ♦ волевые качества; ♦ внимание, способность к длительному сосредоточению -¥ сообразительность, любознательность; ♦ развитая речь и хорошее воображение; ♦ хорошая память; ♦ моторная ловкость; 4- дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми; ♦ начальные навыки счета и чтения. В этом пособии даны конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы. Такая форма работы поможет специалистам реализовать следующие задачи: ♦ оценить и развивать предпосылки к учебной деятельнос 4- оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения; 4- оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми; ♦ оценить и развивать познавательные процессы: внима 4 оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки; ♦ помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмо 4 помочь родителям «увидеть» своего ребенка в процессе обучения, общения со сверстниками и т.д. Г-2572 Занятия рекомендуется проводить два раза в год: в октябре (начало) и в мае (вторая половина). Родители присутствуют на каждом занятии. Каждый цикл включает в себя пять занятий-встреч и одно занятие-развлечение. По окончании каждого цикла занятий психолог заполняет таблицы: Таблица 1
Таблица 2 Психолог планирует занятия и проводит их до мая1. В мае начинается второй цикл занятий, по окончании которого психолог заполняет таблицы 1, 2 и 3: ; Таблица 3
Таблицу 3 можно заполнять с помощью условных обозна +-\ — высокий уровень готовности; + - средний уровень готовности; - - низкий уровень готовности.
В октябре, после проведения первого цикла занятий-встреч и диагностики (с результатами необходимо ознакомить администрацию ДОУ, воспитателей и родителей), формируются коррекционно-развивающие группы (подгруппы) для детей со сходными проблемами. „ этап занятия. 1 См. комплект пособий В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. Демонстрационный материал. Раздаточный материал» 4 > Мяч; колокольчик; простые карандаши; карточки к упражнению «Помоги судье»1; фишки синего, коричневого, желтого, розового и черного цветов; игрушечный заяц; наборы цветных карандашей (синий, коричневый, желтый, розовый, черный) и небольшой лист бумаги. ХОД ЗАНЯТИЯ Q> Игра «Именной круг» Психолог говорит: — Ребята, давайте знакомиться. Этому поможет игра «Именной круг». Встаньте рядом со мной в круг. Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и два раза назову свое имя. А потом вы будете передавать мяч и называть свои имена. L^ Игра «Пчелы» Психолог говорит: - А теперь поиграем в другую игру. Вы - пчелы. Я пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит появился трутень и его надо прогнать - быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опасности - надо спрятаться, присесть. Один звонок - опасность миновала, пчелы спокойно летают. 1 Все необходимые для занятий карточки к упражнениям даны в приложении «Раздаточный материал» J \^> Упражнение «Загадки» Дети отгадывают загадки: Конь стальной, Хвост льняной. (Иголка с ниткой) Весь Антошка -Шапка да ножка, А дождик пойдет -Он подрастет. (Гриб) Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом - не молчат, Нам загадки говорят. (Буквы) Весной вырастают, А осенью опадают. (Листья) ^> Игра «Воздух - земля - огонь - вода» Психолог предлагает детям встать в круг и говорит: - Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу По окончании игры все аплодируют самому внимательному участнику. \^> Упражнение «Задачи-шутки» Дети сидят за столами. Психолог предлагает им отгадать шуточные задачи: - В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а - Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра.) - Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма.)
Упражнение «Помоги судье» Психолог раздает простые карандаши, карточки к упражнению и говорит: - Зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыж Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол - Сколько зайцев изображено на картинке? (20.) Упражнение «Школа для животных» Психолог говорит: - Я расскажу вам о школе для животных. О тех, кто там Поднимите руку те, кому понравилась лошадка, кто хочет быть похожим на нее. Тому, кто поднял руку, выдается синяя фишка - символ лошадки. - За лошадкой в школу пришел медвежонок. Сразу видно, Кому понравился медвежонок, кто хочет быть похожим на него? Тому, кто поднял руку, выдается коричневая фишка. - Прибежала в класс белочка. Больше всего на свете она Кому нравится белочка, поднимите руки. Тому, кто поднял руку, выдается желтая фишка. - Затем пришел котенок. Это самый умелый организатор и Кто похож на котенка, кому нравится котенок? Тому, кто поднял руку, выдается розовая фишка. - А вот в класс входит зайка (психолог показывает мягкую Дети подходят к зайке, обнимают его, успокаивают, говорят, что в школе хорошо, не страшно. Тот, кто считает себя похожим на зайку, берет черную фишку. (У каждого ребенка может оказаться несколько фишек.) - Учительница в этой школе - кенгуру. Она прекрасная
8 j рактер, скажите, кто из учеников ей нравится? (Ответы детей.) Кенгуру дает задание на дом: Выучить песенку «Нам не страшен серый волк» и завтра спеть. Кому задание? (Зайке.) Целую минуту посидеть молча и внимательно рассмотреть цветок, а завтра его описать. Кому задание? (Белке.) Совершить маленькую и безвредную проказу: перелезть через забор, хотя рядом есть калитка. Кому задание? (Медвежонку.) Сделать серьезное взрослое дело: например, перевести слепого крота через дорогу. Кому задание? (Котенку.) И т.д. \^> Упражнение «Разноцветный лист» На столе каждого ребенка - набор цветных карандашей и лист бумаги. Психолог говорит: - Нужно раскрасить лист. Медвежонок, состоящий из од Психолог напоминает принадлежность каждого из символов. Детям предлагается выбрать нужные карандаши и раскрасить листы бумаги. По результатам двух последних упражнений психолог делает предположение о принадлежности детей к одному из 5 типов учеников: исполнительский, интеллектуальный, коммуникативный, игровой, тревожный. |ь^> Итог занятия и домашнее задание Психолог говорит: - Вот и закончилась наша первая встреча. Завтра встретим —----------------------- ХОД ЗАНЯТИЯ--------------------------------- \^> Упражнение «Кто что вспомнит?» Психолог просит каждого ребенка вспомнить что-нибудь из прошлого занятия и рассказать об этом. Щ> Упражнение «Части суток» На столе каждого ребенка - набор карточек к упражнению. Психолог говорит: - На картинках изображены части суток. Найдите картинку «Утро» и положите ее перед собой. Утро сменяется...? (Ответы детей.) Возьмите картинку «День» и положите ее справа от картинки «Утро». После дня наступает...? (Ответы детей.) Найдите картинку «Вечер» и положите ее справа от картинки «День». Заканчивается вечер и начинается...? (Ответы детей.) Верно, последняя картинка - «Ночь». Молодцы! А теперь повторим: утро, день, вечер, ночь.
I Методика «10 слов» Психолог говорит: - Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте их: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Дети должны воспроизвести запомнившиеся слова в любой последовательности. Каждый ребенок выполняет задание индивидуально. Взрослый (родитель, воспитатель или психолог) записывает его результат. Нормальный уровень памяти - 5-6 слов. ^ Методика «Пары слов» Для определения смысловой памяти психолог предлагает детям запомнить пары слов: шум - вода, мост -река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин -здоровье. Затем он называет первое слово из пары, а вызванный ребенок - второе. ^> Упражнение «Что раньше - что позже?» Психолог раздает простые карандаши, карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите картинки, на которых изображен лук. Най Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол - А теперь обратите внимание на картинки с изображения Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. j^> Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите и назовите все геометрические фигуры в Дети выполняют задание. - Как вы думаете, какой фигуры не хватает? Дети высказывают свое мнение. При возникновении затруднений психолог дает образец ответа. - Рассмотрите фигуры во втором квадрате и самостоятель Дети выполняют задание, затем, проводится проверочная работа. ^ Упражнение «Загадки» Дети отгадывают загадки: Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели.) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.) Что ночью сияет и всё освещает? (Луна.) Игра «Пчелы» (см. с. 6) Упражнение «Задачи-шутки» Дети отвечают на вопросы: - Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Бывает так или нет? 12 J - На что похожа половинка яблока? (На другую половинку.) - На какое дерево сядет ворона во время дождя? (На мокрое.) - Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь.) Q> Упражнение «Что получится?» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите необычные примеры и решите их - нарисуй Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. 0^ Итог занятия и домашнее задание Дети заканчивают предложения: - Сегодня на занятии понравилось.... - Сегодня на занятии не понравилось___ - Ты сегодня гордишься собой, потому что.... Психолог дает домашнее задание: - Нарисуйте две картинки - одну под названием «Какой я Доска или фланелеграф; набор геометрических фигур: один круг и шесть разных по высоте прямоугольников. ХОД ЗАНЯТИЯ Проверка и обсуждение домашнего задания : ' Игра «Зеркало» Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребенок показывает движения - поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т.д. Другой ребенок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями. Q? Игра «Будь внимательным» Психолог говорит:.. - Вы будете двигаться по кругу. Когда я скажу «лошадка», надо остановиться и постучать одной ногой о пол, если услышите «раки» - пятиться назад, «лягушка» - присесть и прыгать, «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге. По окончании игры дети садятся за столы. 14 I Упражнение «Обобщающие слова» Дети подбирают обобщающее слово к каждому ряду слов: - Окунь, карась, щука - это... (рыбы). - Шкаф, диван, кресло - это... (мебель). - Июнь, июль, август - это... (летние месяцы). - Малина, земляника, смородина - это... (ягоды). - Север, юг, запад - это... (стороны света). - Зима, весна, лето, осень - это... (времена года). \^> Игра «Большой - маленький» Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат название большого животного. Психолог произносит ряд слов: слон, мышка, медведь, лошадь, бегемот, муравей, комар, корова, пчела и т.п. }^> Игра «Скучно; скучно так сидеть!» Психолог говорит: - Встаньте из-за столов, возьмите свои стульчики и пос Дети садятся на стульчики и хором произносят: - Скучно, скучно так сидеть,.., ■, ■ И местами поменяться? После этого дети встают. Психолог убирает один стул и говорит: - Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вокруг стульчиков, перестану хлопать - быстро садитесь на стулья. Кому не хватит места - будет помогать мне хлопать. Начали! После каждого раунда убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Все ему аплодируют, затем садятся за столы. > Упражнение «Рассказываем сказку» На доске или фланелеграфе - набор геометрических фи- гур: Психолог просит детей вспомнить героев русской народной сказки «Репка», а затем ответить на вопросы: - Кто из героев сказки самый высокий? (Дед.) - Кто чуть ниже деда? (Бабка.), - А немного пониже бабки? (Внучка.) - Кто следующий? (Жучка.) - А за Жучкой? (Кошка.); , > - Кто самый маленький? (Мышка.) Психолог показывает на круг и говорит:, „ - Это репка. Сейчас вы по цепочке перескажите сказку. Дети выполняют задание. На доске или фланелеграфе - следующий ряд фигур: Упражнение «Занимательные задания» Психолог говорит: - На день рождения Муха-Цокотуха ждала гостей. Она накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли две гусеницы и забрались на стулья. Затем прилетели
16 > три бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали два кузнечика и сели на свои места. Когда гости уже сидели за столом и пили чай, в дверь постучали — приполз жук и занял еще один стул. Сколько было гостей? (Восемь.) Сколько стульев было занято? (Девять.) Почему? (Девятый стул для Мухи.) - Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей. Каким по счету примчался заяц? (Третьим.) У кого самая маленькая посуда? (У белки.) У кого самая большая? (У медведя.). - В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто: рыжая, пушистая, хитрая (лиса); длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц); серый, злющий, зубастый (волк); большой, ворчливый, лохматый, косолапый (медведь). ^> Игра «Изобрази животных» Психолог предлагает детям встать из-за столов и с помощью выразительных движений изобразить различных животных: лису, зайца, волка, медведя, сороку и т.п. Q? Игра «Мгновенное построение» Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько — впереди, несколько - сзади, справа и слева. Психолог говорит: - Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место - если стояли впереди меня - вновь оказаться передо мной... и т.д. Q? Итог занятия и домашнее задание Дети обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребенка и дает домашнее задание: - Нарисуйте свою семью. 18 ■ > Карточки к упражнениям: «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»; наборы из семи счетных палочек; магнитная доска с магнитами; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.1 ХОД ЗАНЯТИЯ Проверка и обсуждение домашнего задания Разминка Дети отвечают на вопросы: - Кто сегодня с удовольствием пришел в школу? - Кто первым с тобой поздоровался? - Какое сегодня число? - Какой месяц? - Какое время года? f^> Упражнение «Дорисуй нужную фигуру» Психолог раздает детям простые карандаши, карточки к упражнению и говорит: - Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте в пустом квадрате нужную фигуру. 1 Все необходимые для занятий предметные картинки и плакаты даны в приложении «Демонстрационный материал». Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. Q> Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» На столе каждого ребенка - набор из семи счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить задания: - Сложите буквы Л и Ш. - Превратите букву Л в треугольник, добавив палочку. - Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя палочек. - Превратите квадрат в домик, добавив две палочки. - Разберите домик и постройте лесенку. Q> Упражнение «Пропущенные цифры» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Назовите цифры по порядку, а затем внимательно про jj> Упражнение «Третий лишний» Психолог говорит: - Я буду произносить по три слова. Ваша задача - найти Детям предлагаются ряды слов: медведь, лев, ворон; чай, кофе, торт; панама, сапоги, сандалии; бабочка, сачок, муравей и т.д. Q> Упражнение «Зашифрованные слова» На доске - картинки: мухомор, аист, кукла. Психолог говорит: - Назовите картинки. (Дети выполняют задание.) Если вы определите первые звуки этих слов и произнесете их по порядку, то догадаетесь, какое слово «зашифровано» с помощью картинок. (Мак.) Аналогично можно «зашифровать» слова: кот, ком, рак, рот, рота, Рома, крот и т.п. )^> Игра «Вратари» Дети встают в, круг и широко расставляют ноги («ворота»). Психолог с мячом входит в центр круга и говорит: - Я буду стараться забить мяч, а вы защищайте свои ворота, отбивая мяч руками. j^> Упражнение «Ищем нелепости» Психолог предлагает детям найти нелепости в рассказе: - Наступило лето. Первый летний месяц - март. Это лето я проведу в деревне. Я буду собирать с грядок яблоки, а с деревьев - огурцы. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Срывать яблоки надо в перчатках, ведь на них огромные колючки. А в жару нужно надевать шапку-ушанку, чтобы не отморозить уши. j^> Итог занятия и домашнее задание Дети обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребенка и дает домашнее задание: - Нарисуйте картинку под названием «Скоро я пойду в школу». . Карточки к упражнениям: «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета - 1»; простые и цветные карандаши; доска и мел; наборы счетных палочек. ХОД ЗАНЯТИЯ Психолог говорит: - Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте те пред ]^> Упражнение «Разложи предметы» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите стеллаж и предметы, нарисованные на кар Щ> Упражнение «Аквариум» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Внимательно рассмотрите картинку. Переверните карточку. Скажите, каких обитателей аквариума вы видели? Как вы думаете, кого больше на картинке - рыбок, лягушек или улиток? Переверните карточку и проверьте свои ответы.
> Проверка и обсуждение домашнего задания На доске -рисунки детей. Психолог просит детей рассказать о рисунках.. Ь> Разминка Дети отвечают на вопросы: - Сколько дней в неделе? - Какой по счету вторник? - Какой по счету четверг? - А понедельник какой по счету? - Какие вы знаете времена года? - Кто назовет первый месяц осени? - Как называется последний месяц осени? Q? Упражнение «Что нужно осенью?» На столе каждого ребенка - карточка к упражнению, простые и цветные карандаши. ^> Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить задания: - Рассмотрите образец (на доске рис. /у \) и сложите та - Измените фигуру так, чтобы получилось три квадрата. )• - Возьмите еще три палочки и разделите каждый квадрат на два треугольника (/2Z или \\ ^\)• \^> Игра «Ах, какой я молодец!» Дети движутся по кругу подскоками. Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число «семь», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!» Затем игра возобновляется. ^> Упражнение «Дорисуй до предмета - 1» На столе каждого ребенка - карточка к упражнению. Психолог говорит: - Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы, £ ^> Итог занятия и домашнее задание Психолог говорит: - Вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо. Психолог раздает родителям сценарии последнего занятия, распределяет роли и просит подготовить детей. Костюмы осени, дождинок; аудиозапись шума дождя, танцевальной музыки; три набора деталей для сборки осеннего цветка; газеты; три обруча; три корзины и наборы овощей. ХОД ЗАНЯТИЯ
у%> Все собираются в празднично украшенном зале. Психолог. Дети, хотите послушать сказку? Случилось это, когда отзвенело и отзеленело лето. Неслышно подошла и тихо-тихо встала у ворот осень. Осень. Кап-кап, откройте, это я пришла, кап-кап, наступает мой черед. Психолог. У входа Осень молча поджидает, Но двери ей никто не открывает. 1-й ребенок. Нет, я Осень к себе не впущу ни за что! 2-й ребенок.Ия тоже. Ведь осенью нельзя в речке купаться, загорать, собирать цветы. 3-й ребенок. Если лето нельзя вернуть, то пусть наступает зима. Буду кататься на санках. Все вместе. Ну, а осень унылая нам не нужна, Мы не пустим ее, пусть уходит она. Психолог. И загрустила Осень у дверей, У До горьких слез обидно стало ей. И плачет Осень дождиком у входа, И все дождливее становится погода. Звучит аудиозапись шума дождя. Вбегают дождинки, у них в руках - елочное украшение «дождь». Дождинки касаются им детей, кружатся, а затем останавливаются в середине зала. 1-я дождинка. а < -■ >, Непогода, солнце скрылось, Лужа тонким льдом покрылась, Листья с веток облетают, Словно бабочки порхают. 2 -я дождинка. * Дождь холодный льет и льет, Погулять вам не дает, Птиц дорога позвала, Это Осень к нам пришла. Психолог. У осени есть и сюрпризы. Например, осенние цветы. Давайте попробуем развеселить осень. Встаньте в три колонны. Сейчас каждая команда постарается как можно быстрее собрать осенний цветок. Помните, что один участник может взять только одну деталь (количество деталей и детей должно совпадать). Осень (улыбается, а затем грустно). Кап-кап. Психолог. Вы были молодцами, но Осень продолжает грустить. Кто из вас прочитает для нее стихотворение? 4-й ребенок.Я прочитаю стихотворение «Осень». Закружила осень рыжие метели, Золотые листья с кленов полетели. Закружился листьев пестрый хоровод, Заблестел на лужах первый тонкий лед. Осень (улыбается, а затем грустно). Кап-кап-кап. Психолог. Опять плачет Осень. Давайте скажем, какая Осень? (Дождливая, поздняя, ранняя, теплая, холодная, щедрая...) Умницы! А теперь придумаем разные предложения об осени. (Осенью идут дожди. Я люблю золотую осень. Осень нам дарит подарки...). Осень (улыбается, а затем грустно). Кал-кап-кап. Поверьте, без дела сидеть не люблю, И Зиму кормлю, и Весну я кормлю, Караваем душистым вхожу я в дома, Разве было бы вам хорошо без меня? Дети (хором). А ведь правда, без Осени нам не прожить, Надо Осень сюда поскорее впустить. Психолог. Со скрипучих ворот сняли крепкий запор, И с туманами Осень ступила во двор. Осень (весело). Как хорошо быть вместе с вами! Я так рада! Давайте танцевать! Осень расстилает на полу газеты, составляет из детей пары и предлагает каждой паре танцевать, не сходя с газеты. Когда прервется музыка - складывает газету пополам и дает сигнал к продолжению танца. Затем газета складывается вчетверо. Количество пар с каждым разом уменьшается. По окончании Осень называет победителей.
Психолог. Мы упоминали о том, что Осень - щедрая. А какие подарки она дарит нам? (Овощи, фрукты, грибы, орехи...) Правильно! Сейчас мы будем собирать урожай. Дети вновь строятся в три колонны. Перед первым участником - корзинка. На расстоянии 10-15 м от него - обруч (грядка), в котором лежат натуральные овощи или их муляжи. По сигналу психолога начинается эстафета. Участники команд стараются как.можно быстрее перенести овощи с «грядки» в корзину. Каждый участник может взять только один овощ (количество овощей и детей должно совпадать). Осень. Спасибо, ребята! Порадовали меня! Вот вам мое угощение (вносит подносы с фруктами). Псих о л; о г. ■.., -, ц : Снова музыка играет, Всех на танец приглашает. Звучит вальс. Дети и взрослые танцуют. Психолог. Молодцы, дети! Показали и родителям, и Осени, как много вы знаете, умеете. Вы отлично танцевали, складывали цветы, убирали урожай, читали стихотворения. Спасибо! Разбирайте угощение.
Магнитная доска и магниты; мяч; мягкая игрушка; набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что...»; карточки к упражнениям: «Найди5отличий», «Раскрасьправильно», «Продолжи ряд - 1»; плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши. -------- ХОД ЗАНЯТИЯ------------------------ —- ^> Встречав В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу комплименты. Затем дети трижды произносят:, -Мы здоровые! Мы умные! Мы счастливые! Психолог предлагает вначале девочкам, а затем мальчикам занять свои места.,...... у^> Упражнение «Я хожу, в школу, потому что...», (изучение мотивационной готовности к школе) Психолог говорит: - Послушайте разговор детей о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потомучтомама меня заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (На доске - карточка 1 - внешний мотив.) 1 Встреча - своеобразный ритуал, повторяющийся во всех занятиях. Меняются лишь игрушки и комплименты. Разговор продолжил второй мальчик: «А я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». (Рядом с карточкой 1 прикрепляется карточка 2 - учебный мотив.) Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым, а в детском саду я - маленький». (Ряд продолжает карточка 3■ - позиционный мотив.) Четвертый мальчик говорит: «Я хожу в школу, потому что там весело, там много детей, с которыми можно играть». (Ряд продолжает карточка 4 - игровой мотив.) Пятый мальчик сказал так: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем хочешь». (Ряд продолжает карточка 5 - социальный мотив.) А последний мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». (Ряд завершает карточка 6 - «отметка».) По окончании рассказа каждый ребенок выбирает картинку, которая ему понравилась. Психолог фиксирует в журнале его выбор. £ ^> Упражнение ((Найди 5 отличий» Психолог раздает карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия. Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. Q> Упражнение «Запомни за 20 секунд» На доске - плакат к упражнению. Психолог говорит: - За 20 секунд постарайтесь запомнить все: расположение Через 20 секунд плакат переворачивается, и дети отвечают на вопросы: - Какие предметы вы видели? - Сколько карандашей в стаканчике?
- Они одинаковые по длине? - А по цвету? - Какой стол был изображен на картинке - круглый или - Была ли скатерть на столе? - Какого цвета скатерть? - Что стояло на столе? - Ваза какого цвета? - Было ли что-то в вазе? - Сколько лепестков у цветка? - Какого цвета? - Какого цвета крыша дома? - Есть ли на ней труба? - В какую сторону дует ветер? Как вы определили? - Сколько окон у дома? - - Видели ли вы дверь дома? - А какие части дома вы видели на рисунке? - Есть ли занавески? - Сколько ступеней? - Кто заметил номер дома? у^> Упражнение «Запомни стихотворение» Психолог просит детей запомнить стихотворение: - Расколол ледок Каждый ребенок рассказывает стихотворение своему родителю, тот записывает его дословно. Q> Упражнение «Дай ответ на вопрос» Дети встают напротив психолога. Психолог берет мяч и говорит: - Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас- Тот, 30 i - Кто водит автобус? - Кто готовит еду? - Кто шьет одежду? - Кто лечит людей? - Кто строит дома? - Кто пишет картины? - Кто поет песни? ■ > - Кто играет в кино? - -? - Кто работает в магазине? - Кто продает билеты? > ■ -;:.. - Кто смешит нас в цирке? - Кто учит детей в школе? - Кто о вас заботится в детском саду? И т.п. у^> Упражнение «Раскрась правильно» На столе каждого ребенка - карточка к упражнению и набор цветных карандашей. Психолог говорит: - Раскрасьте маленькие шары так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый - рядом с красным. - Раскрасьте большие кубики так, чтобы маленький был между красным и синим, а зеленый был рядом с красным. Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. Q? Упражнение «Продолжи ряд - 1» Психолог раздает простые карандаши, карточки к упражнению и говорит: - Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недо Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. [^> Упражнение «Обобщающие слова» Психолог говорит: - Я буду называть предметы, а вы - объединять их одним СЛОВОМ. 32 J Щука, карась, окунь - это (рыбы). Ромашка, ландыш, колокольчик - это (цветы). Саша, Коля, Маша - это (имена). Петров, Кузьмина, Егоров - это (фамилии) '. Шкаф, стул, тумбочка - это (мебель)." * * )■ '•■ Ложка, тарелка, кастрюля - это (посуда), if т.п. Q? Итог занятия1 - Молодцы! Спасибо за занятие! Что сегодня на занятии было интересным? Легким? А что показалось трудным для вас? Давайте похвалим друг друга и скажем «До свидания». 1 При проведении последующих занятий на этом этапе задаются подобные вопросы и одобряется деятельность детей. % Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Перепутанные линии», «Найди лишнюю картинку»; простые и цветные карандаши; плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд».
- Назовите головные уборы. - Какие головные уборы вы знаете? - Назовите школьные принадлежности. - Какие еще школьные принадлежности вы знаете? - Назовите инструменты. - Что делают пилой? А лопатой? ^> Упражнение «Найди лишнюю картинку» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - В каждом ряду найдите и обведите лишнюю картинку- Дети выполняют задание, а затем проводится проверочная работа.
ХОД ЗАНЯТИЯ Встреча Упражнение «Перепутанные линии» На столе каждого ребенка - простой и цветные карандаши, карточка к упражнению. Психолог говорит: - Распутайте линии и назовите лары картинок, которые Ц? Упражнение «Запомни за 10 секунд» На доске - плакат к упражнению. Психолог говорит: - За десять секунд постарайтесь запомнить все предметы. - Назовите все предметы. - Назовите электроприборы. - Как вы думаете, почему пылесос получил такое название? Игра «Потолок, пол и нос» Психолог говорит:,. Л - Покажите указательным пальцем потолок, теперь пол. А Щ> Упражнение «Называйте подходящие слова» Психолог говорит: - Слушайте меня внимательно и называйте подходящие Зимняя одежда: шуба,.... Профессия: врач, шофер,.... Игры: лото, прятки,.... Школьные принадлежности: тетрадь,.... \^> Упражнение «Треугольники» Психолог говорит: - Переверните карточку, на чистой стороне листа нарисуй \Ъ> Итог занятия 34 J Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд -2»., «Выбери нужного человечка»; простые и цветные карандаши; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; красные, желтые, зеленые и синие флажки. ХОД ЗАНЯТИЯ Встреча Разминка Дети отвечают на вопросы: - Какое сейчас время года? - Какой месяц? - Какое сегодня число? - А какой день недели? - Какие дни - соседи среды? Соседи пятницы? Субботы? - Какой ваш любимый день недели? Почему? - А какая сейчас часть суток? - Итак, сейчас весна. Май - какой месяц весны? Подберите ^ Упражнение «Найди 7 отличий» Психолог раздает карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия. Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. \^> Методика «10 слов» Психолог предлагает детям слушать и запоминать сло Затем каждый ребенок шепотом называет своему родителю запомнившиеся слова. Родитель их записывает. Психолог повторяет слова трижды. Родители записывают все результаты своих детей. \^> Игра «Птичка» Каждый участник подбирает для себя фант — любую мелкую вещь, игрушку. Все садятся в круг и выбирают собирателя фантов. Он переходит в середину круга и присваивает остальным игрокам названия деревьев (дуб, елка, осина, тополь, береза...). Каждый запоминает свое название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». «Елка» продолжает, называя другое дерево, и т.д. Отвечать нужно быстро, подсказывать нельзя. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. \^> Упражнение «Продолжи ряд - 2» На столе каждого ребенка - простой карандаш и карточка к упражнению. Психолог говорит: - Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки. Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. 36 J ||> Упражнение «Выбери нужного человечка» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого человечка нужно поселить в домик. Проведите стрелочку от его изображения к пустому окошку. ^> Упражнение «Зашифрованные слова» На доске - картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли. Дети называют их. Психолог ставит в ряд три картинки: роза, аист, кукла. Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку и назвать «зашифрованное» слово. (Рак.) Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот. у^> Игра «Мгновенное построение» (см. с. 18) |^> Упражнение «Оценка» Психолог говорит: - Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие вы видите флажки? (Красные, желтые, зеленые, синие.) Запоминайте: красный флажок - все получилось отлично; желтый - все получилось хорошо; зеленый - только часть задания выполнена так, как хотелось; синий - не получилось так, как хотелось. Подумайте и возьмите нужный флажок. Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребенка. Итог занятия Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где живет?»; простые и цветные карандаши; красные, желтые, зеленые и синие флажки. ХОД ЗАНЯТИЯ Встреча Разминка Дети отвечают на вопросы: - Как называют детеныша коровы? - А лошади? - Когда пешком идешь - ты пешеход, а кто ты, если сел на - В него мы смотрим, чтобы увидеть себя. Что это? - Сколько лапок у насекомых? И т.п. Qs> Упражнение «Найди двух одинаковых котов» На столе каждого ребенка — простой и цветные карандаши, карточка к упражнению. Психолог говорит: - Внимательно рассмотрите все рисунки, найдите и рас 38 1 Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа. j^> Упражнение «Добавляйте пропущенные словам Дети добавляют пропущенные слова в рассказ: - Май - последний месяц... (весны). Землю согревает ласковое... (солнце). Дуют южные... (ветры). Идут теплые... (дожди). В мае часто гремят грозы. Сверкает... (молния), громыхает... (гром). В старину май называли «цветень». Потому что деревья и кустарники... (расцветают, цветут). Цветет сирень,... (черемуха, яблони...). В мае много цветов: хохлатка, медуница,... (мать-и-мачеха, ландыш...). Над цветами порхают... (бабочки), гудят... (пчелы). Собирают пчелы нектар, чтобы потом превратить его в ароматный лечебный... (мед). ^> Упражнение «Загадки» Дети отгадывают загадки: - Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш) Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка) Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила. (Гроза) Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. • - > (Цифры) Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нем: Там пишут и считают, Рисуют и читают. (Школа) ^ Игра ((Летал - не летал» Психолог говорит: - Положите пальцы на стол. Когда я назову животных, ска В конце игры дети «выкупают» свои фанты. \^> Упражнение «Составь пары» Психолог раздает карандаши, карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите картинки. Найдите для каждого предмета Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа. Упражнение «Дорисуй до предмета - 2» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы, ^ Упражнение «Кто где живет?» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Рассмотрите картинки. Найдите подходящее жилище для Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа. Упражнение «Оценка» (см. с. 38) Итог занятия Магнитная доска с магнитами; карточки к упражнениям: «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры - 2»; простые карандаши; предметные картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туфли, роза; наборы из пяти счетных палочек. ХОД ЗАНЯТИЯ Встреча Разминка Дети отвечают на вопросы: - Рыжая проказница, которая любит швыряться шишка - Как называется головной убор царя? - Медлительное животное, не расстающееся со своим доми - Как можно назвать лесную дорожку?. - Кто самый главный человек на корабле? И т.п. Q> Упражнение «Найди 10 отличий» Психолог раздает простые карандаши, карточки к упражнению и предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия. Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа. ^ Упражнение «Помоги художнику» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Художник хотел нарисовать одинаковые парные кар Q? Методика «Опосредованное запоминание» На доске - картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туфли, роза. Психолог говорит: - Я буду показывать на картинки и называть слова/Ваша Психолог показывает картинку «аист» — называет слово «гнездо», «овощи» — «салат», «мухомор» — «лес», «кукла» - «игра», «туфли» — «каблук», «роза» - «духи». После этого дети, глядя на ряд картинок, шепотом диктуют слова родителям, те их записывают. " Затем проводится проверочная работа. Q? Упражнение «Выкладываем из счетных палочек» На столе каждого ребенка - набор из пяти счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить следующие задания: - Сложите треугольник. - Возьмите еще одну палочку и превратите треугольник в - Превратите ромб в квадрат. - Возьмите пять палочек и «нарисуйте» ломаную линию. I ^ Упражнение «Дорисуй узоры» Психолог раздает карточки к упражнению и предлагает детям дорисовать каждый узор. j^> Упражнение «Пропущенные цифры - 2» Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Назовите цифры по порядку, а затем внимательно просматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры. ^> Игра «Ах, какой я молодец!» (см. с. 23) Q? Упражнение «Оценка» (см. с, 38) Q> ' Итог занятия
МАЙ £ з§ В этот день проводится спортивный праздник на физкультурной площадке детского сада. Подготовку к празднику осуществляют психолог, преподаватель по физической культуре, воспитатели и родители детей. ЛИТЕРАТУРА Венгер ЕЛ. Психодиагностика в детском саду. - М., 2003. Венгер ЕЛ., Венгер АЛ. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов. - М., 1990. Венгер ЕЛ., Венгер АЛ, Бардина Р.И. Психолог в детском саду: Метод, реком. и практ. деятельность. - М., 1995. Дуброва В.К, Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М., 1995. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.Л. Венгер. - М., 1988. Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. - М., 1989. Психолог в дошкольном учреждении / Учебный центр им. А.Л. Венгер. - М., 2002. Чистякова М.И. Психодиагностика. - М., 1990. СОДЕРЖАНИЕ Введение..................................................................................... 3 ОКТЯБРЬ.................................................................................... 6 День 1................................................................................... 6 День 2................................................................................ 11 ДеньЗ................................................................................. 15 День 4................................................................................ 19 День 5................................................................................ 22 День 6................................................................................. 25 МАЙ......................................................................................... 29 День1.................................................................................. 29 День 2................................................................................. 34 ДеньЗ.................................................................................. 36 День 4................................................................................. 39 День 5................................................................................. 42 День 6................................................................................. 45 Литература............................................................................... 46 ИЛ Арцишевская ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Конспекты занятий Москва 2008
|