Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи консультанта






Бесспорно, главной целью психологического консультирова­ния является оказание психологической помощи. Но в чем имен­но выражается эта помощь? Данный вопрос не имеет однозначного ответа. Различные психологические и психотерапевтические на­правления по-разному определяют приоритетность целей психо­логического консультирования.

Профессиональная деятельность психоаналитика направлена на решение следующих задач: перевод в сознание вытесненного в бессознательное материала; помощь клиенту в воспроизведении раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов; реконструиро­вание базисной личности.

Психолог адлерианского направления трансформирует жизнен­ные цели жизни клиента; помогает клиенту в формировании со-


циально значимых целей; корректирует ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.

Бихевиорист ставит целью исправление неадекватного поведе­ния и обучение эффективному поведению.

Рационально-эмотивный психотерапевт пытается устранить «са­моразрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформиро­вать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Клиент-центрированный психолог создает благоприятный кли­мат в ситуации консультирования, способствующий самоисследо­ванию и распознанию факторов, мешающих росту личности; по­ощряет открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтан­ность.

Психолог экзистенциального направления помогает клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, идентифи­цировать блокирующие свободу факторы, побуждает клиента к принятию ответственности за то, что с ним происходит (Р. Ко-чюнас).

Консультанты могут иметь различные цели в зависимости от потребностей клиента. Например, это может быть помощь, на­правленная на выведение клиента из состояния депрессии, на раз­витие необходимых жизненных умений и навыков, на пережива­ние кризисных периодов и др.

Таким образом, сложно говорить о каких-то универсальных целях консультирования. Р. Кочюнас определяет цели психологи­ческого консультирования как континуум, на одном полюсе кото­рого находятся общие, глобальные, перспективные цели, а на дру­гом — специфические, конкретные, краткосрочные. В направлени­ях, ориентированных на перестройку личности, большее значение придается перспективным целям, а в направлениях, ориентиро­ванных на изменения поведения, — конкретным (т.е. между ними нет противоречия).

В наиболее общем виде цели консультирования связаны с ре­шением следующих задач:

s с исправлением, коррекцией, преодолением конкретного пси­хологического затруднения;

s с обеспечением личностного роста и развития клиента (Р. Нельсон-Джоунс, 2000).

В каждом конкретном случае цель зависит как от потребно­стей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта.


Р. Джордж иТ.Кристиани выделяют следующие универсальные ~цёлТ17^1юминаемые теоретиками разных шкод;

1) помощь клиенту в изменениях поведения с целью более

продуктивной жизни;

2) совершенствование способности клиента устанавливать и поддерживать межличностные отношения путем обучения клиен­та более эффективному, их построению;

3) развитие навыков преодоления трудностей при_ столкнове­нии с новыми жизненными требованиями и обстоятельствами (to

соре);

4) содействие эффективному принятию клиентом жизненно важ­
ных pbjaejnra ^распределение времени: и энергии, оценка послед­
ствий,.риска*. тлаСШЩ/^Ш^^^^Ш^^1^^ изучение особен­
ностей личности, преодоление эмоциональных стрессов)*,

5) фасилитация личностного роста клиента и развитие его по-
тенциайьных возможностейГВ ходе" кЪЖу^ьтирования необходимо
стремиться к созданию условий для максимальной сшбодаисамовы-
ражения клиента (с учетом есте^таенных социальных ограничений),
развитию " способности клиента находиться в контакте со своим
окружением и с собственными реакциями^ возникающими в процес­
се взаимодЗгствия с окружающим миром, а также.неповышению
личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни.

Для достижения поставленных целей консультанту необходи­мо уметь решать следующие задачи:

s осуществление диагностики и выявление проблем, имеющих­ся у клиента;

S планирование хода консультативного процесса;

•S формулирование психологического диагноза, основанного на используемой консультантом системе представлений о развитии

человека;

s планирование общей стратегии консультирования, основан­ной на данных психодиагностики;

s учет возможных осложнений (рецидивов) с целью миними­зации их появления;

S доведение намеченных мероприятий до их логического за­вершения;

S гибкое варьирование стратегией и тактикой консультатив­ного процесса при выявлении у клиента новых проблем в ходе

консультирования.

В процессе консультирования при взаимодействии консультан­та и клиента происходит формулировка и переформулировка их (клиента и консультанта) целей и задач. Реализация целей кон-


сультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, консультанту необходимо с самого начала задать клиенту вопро­сы: «Чего Вы ожидаете от нашего общения?»; «Каковы Ваши же­лания?» и т.п. Если клиент имеет только самое общее представле­ние о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Консультанту необходимо проинформиро­вать клиента о том, что обычно происходит во время консультатив­ных встреч. Такое информирование способствует лучшему понима­нию клиентом возможностей и ограничений консультирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал