![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первая встреча с клиентом
Консультативная сессия, даже если это единственная встреча, всегда имеет начало, середину и конец, т.е. структурирована по определенным правилам. Особую важность имеет первая встреча с клиентом. В связи с тем, что психологическая культура населения в нашей стране является довольно низкой, первая встреча бывает единственной. Первой встрече следует уделить особое внимание. Прежде всего, необходимо встретить и усадить клиента. С первых минут беседы следует проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником, поднявшись навстречу клиенту. Хорошо, если с самого начала психолог подбадривает клиента репликами типа: «Добрый день. Располагайтесь, пожалуйста, поудобнее», «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее» и т.п. Важно не суетиться, не заигрывать с клиентом, не пытаться с первых минут вступить с ним в контакт, активно обещая свою помощь. Перед началом беседы лучше сделать паузу (45—60 с). Важный момент консультации — знакомство с клиентом. Вначале нужно предложить представиться клиенту, используя реплику типа: «Давайте познакомимся, как мне Вас называть?». После того, как клиент назовет себя, психолог представляется сам. При разумной разнице в возрасте обычно используется принцип «равенства имен», например: клиент — Таня, психолог — Саша; кли- ент — Татьяна Ивановна, психолог — Александр Петрович. Демократичные американцы всегда представляются по имени, в то время как в других культурах к психологу, учителю, врачу всегда обращаются на «Вы» и по фамилии либо имени и отчеству. Иногда в начале беседы возникает необходимость объяснить клиенту, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием зависимости успеха от сотрудничества клиента и консультанта корректирует ожидания клиента и уменьшает его тревогу. В начале первой встречи важно выяснить, пришел ли клиент сам или же его кто-то направил к психологу. Если клиента направил другой специалист или психолог знаком с его историей болезни, характером проблем или располагает дополнительной информацией из других источников, он может сказать следующее: «Я уже кое-что знаю о Ваших трудностях, но мне очень хочется услышать непосредственно от Вас, как Вы сами смотрите на все это» или «У меня еще будет возможность узнать о Ваших трудностях от персонала, но пока я ничего об этом не знаю». Такое введение позволяет клиенту рассказать о своих проблемах, о том, что заставило его обратиться за помощью. Иногда клиент начинает рассказ сам. Если этого не произошло, консультант может задать вопрос: «С чего бы Вы хотели начать?»; «Что привело Вас сюда?»; «О чем мы с Вами будем говорить?»; «Слушаю Вас внимательно» и т.п. Если клиент чувствует себя неуверенно, не знает, с чего начать, можно добавить: «Рассказывайте то, что считаете важным, а если мне понадобиться что-то уточнить, я спрошу Вас об этом». Необходимо помнить о том, что консультирование — это, прежде всего, вербальное взаимодействие. Не стоит часто использовать негативно окрашенные слова, например «проблема», а также указания с частицей «не»: «не бойтесь», «не напрягайтесь». Клиент может сопротивляться процессу консультирования: «перескакивать» на политические темы, просить пригласить на беседу партнера по браку и др. Психологу важно оставаться доброжелательным, сохраняя позицию «вненаходимости», позволяющую полно и дифференцированно воспринимать все нюансы состояния и поведения клиента. Нужно без предубеждения отнестись к его возможным «провокациям», проявлениям недовольства и агрессивности в свой адрес, не включаясь в предлагаемую клиентом «игру».
|