![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техники рационально-эмотивной терапии
Основную цель РЭТ можно сформулировать как «отказ от требований». Рациональный терапевт побуждает своих клиентов сводить к минимуму их требования. По большому счету, РЭТ стремится к снижению, редуцированию долженствования, пер-фекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у клиентов. На начальных этапах работы над системой убеждений клиента психолог стремится, прежде всего, к выявлению иррациональных установок. Выявлению последних помогает употребление клиентом таких слов, как «надо», «должен», «необходимо». Психолог часто «провоцирует» клиента к использованию в беседе этих слов, высказывая гипотетические предположения, содержащие данные слова, чтобы клиент признал их власть над собой. Клиент: Я хочу написать хорошую дипломную работу, поэтому я все время нервничаю. Психолог: Мне кажется, что Вы говорите: «Я должна написать хорошую дипломную работу», не так ли? Для выявления иррациональных установок используется также известная техника А. Бека: декатастрофизация, или техника «а что, если*. Она предназначена для исследования действительных, фактических событий и тех последствий, которые существуют только в воображении клиента, нанося ему психологический ущербу вызывая чувство тревоги, помогает клиенту подготовиться к последствиям, сопряженным со страхом, а также полезна для уменьшения избегания. После выявления иррациональных установок психолог приступает к реконструкции системы убеждений клиента. Воздействие осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. 1. Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, демонстрации логической несостоятельности. В процессе, такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, Что он никогда не сможет добиться успеха и т.п. 2. Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие «было бы лучше» от «должно»). Терапевт может использовать: S ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми; S моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи; S юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли клиента; S безусловное принятие, чтобы показать клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым давая импульс для самопринятия; S эмоционально насыщенное разубеждение, чтобы привести клиента к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия; S поощрение поведения, связанного с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью). 3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются и для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной. В РЭТ часто используется оперантное обусловливание для отвыкания от вредных привычек (курения, переедания) или изменения иррационального мышления (осуждения себя за курение или переедание).
|