![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические представления о феномене горяСтр 1 из 2Следующая ⇒
Реферат По дисциплине психотерапия На тему «Работа по преодолению горя» Выполнил: студент 5 курса, группы ПС-52 Немков Евгений
Проверил: к.пс.н, доцент С.В. Тарасов
Пенза
Теоретические представления о феномене горя
Горе – универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта – специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект. В зарубежной литературе существует несколько психотерапевтических направлений по изучению феномена горя, одной из которых является психоаналитическая теория, предложенная З. Фрейдом, в которой переживание горя связывается с привязанностью либидо в утраченному объекту и потерей этого объекта. В экзистенциальной психологии, проблему переживания горя изучали такие зарубежные исследователи как И. Ялом, А. Лэнгле, В. Франкл и др. В основном они рассматривали значение горя и смерти в жизни человека. Они считали, что переживание горя и принятие смерти способствуют увеличению значимости жизни, ее ценности. Например, В. Франкл, считал, что на биологическом уровне боль считается бдительным сторожем. И в области душевно-духовного она выполняет аналогичную функцию. То, от чего страдание должно уберечь человека, – это апатия, душевная вялость. То есть пока человек страдает, он остаётся душевно живыми. В страдании он зреет, вырастает в нём – оно делает нас богаче и сильнее». Наиболее проработанной и полной в психологии концепцией является точка зрения немецко-американского учёного Э. Линдеманна. Э. Линдеманн в своей работе выделяет основные положения: 1. Острое горе – это определённый синдром с психологической и соматической симптоматикой. 2. Этот синдром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчёркнутом виде. 3. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искажённые картины, каждая из которых представляет какой-нибудь особый аспект синдрома горя. 4. Эти искажённые картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением. Также Э. Линдеманн выделяет 5 признаков горя: физическое страдание, поглощённость образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения. Можно, впрочем, указать ещё на шестую характеристику, проявляющуюся у пациентов, находящихся на границе патологического реагирования, которая не бросается в глаза, как предыдущие, но, тем не менее, достаточно выражена, чтобы окрасить всю картину в целом. Она состоит в появлении у пациентов черт умершего, особенно симптомов его последнего заболевания или манеры его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает, что походка у него стала, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется, что он выглядит точно так же, как умерший. Такая поглощённость образом умершего трансформируется у них в захваченность симптомами и личностными чертами утраченного человека, теперь локализованными в результате идентификации в их собственных телах и делах. В исследованиях, проводимых Э. Линдеманном, разделяется течение реакций горя на нормальные и болезненные, которые, в свою очередь, делятся на отсроченные и искажённые реакции. Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. Трансформируясь в нормальные реакции, они находят своё разрешение. Э. Линдеманн в своей работе «Клиника острого горя» выделил целый симптомокомплекс. Это изменения, чаще всего обратимые, в психосоматической и поведенческой сферах. По мнению Э. Линдеманна, продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения. Все вышеперечисленные представления о феномене горя актуальны для любого возраста. Но особенность переживания горя в старом и пожилом возрастах обуславливается тем, что в это время мы все чаще встречаемся с потерями: потеря друзей, близких, работы, социального положения, здоровья, – огромное количество потерь во всех сферах жизни, которые наступают практически одновременно и справиться с ними довольно тяжело. Просмотрев многие направления по изучению феномена и процесса горя, можно более подробно рассмотреть характеристику, симптомы и особенности фаз горя, составляющих основу общепринятой классификации по работе с горем, на которую опираются многие авторы, занимающиеся этой проблемой.
|