Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход урока
Знакомство с новым материалом (слово учителя): Водные запасы на Земле огромны, они образуют гидросферу - одну из мощных сфер нашей планеты. Вода находится также в литосфере и атмосфере. Гидросфера объединяет Мировой океан, моря, реки и озера, болота, пруды, водохранилища, полярные льды и горные ледники, подземные воды, почвенную влагу и пары атмосферы. Несмотря на огромное значение воды в природе и жизни человека, воды Мирового океана интенсивно загрязняются. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли. Далее приводятся примеры загрязнения водного бассейна: Северное море (нефтедобыча), озеро Байкал, гибель Азовского моря как результат непродуманной, недальновидной деятельности человека. Недостаток пресной воды является одной из глобальных экологических проблем современного человечества. Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ. Основными источниками загрязнения гидросферы являются: нефть и нефтепродукты, промышленные отходы, сельскохозяйственные отходы, радиоактивные отходы, тепловое загрязнение вод, загрязнение вод продуктами переработки лесной промышленности и т. д. Наиболее эффективный путь защиты водоемов от загрязнений — это создание безотходного производства, когда отходы одной ступени производственного цикла используются как сырье для другой. Наибольшее распространение получила очистка сточных вод. Современные методы очистки позволяют удалить различные примеси из сточных вод на 95—96%. В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. С целью усиления эмоционального воздействия, можно использовать поэтические образы, которые влияют на чувства учащихся, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем. «Послушайте! В ходе урока были поставлены следующие проблемные вопросы: 1. В чем же заключаются причины дефицита пресной воды? 2. Каковы основные виды загрязнения природных вод? 3. Каковы последствия избытка вредных примесей в воде? При закреплении пройденного материала, исходя из проблемных вопросов, была предложена учащимся дискуссия в виде игры про каплю – путешественницу. В ходе своего путешествия она попадала в разные ситуации, сталкивалась с монстрами загрязнителями и, у нее возникало очень много вопросов: Отчего, Почему? Предварительно класс был разделен на группы, и каждая группа получила свое задание. 1). В чем заключаются причины дефицита пресной воды? (Задание для первой группы учащихся) Примерный образец ответа учащихся: - рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на сравнительно небольших территориях; - создание мощных промышленных центров; - увеличение потребления воды на нужды производства; - освоение новых, ранее малонаселенных районов; - загрязнение водоемов бытовыми и примышленными стоками; - интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель; - снижение способности водоемов к самоочищению; - чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод; 2). Каковы основные виды загрязнения природных вод? (Задание для второй группы учащихся) Примерный образец ответа учащихся: - нефть и нефтепродукты; - сточные воды промышленных предприятий, содержащие, в том числе соли тяжелых металлов; - сточные воды предприятий коммунального и сельского хозяйства; - остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы; - поверхностно-активные вещества (в том числе и синтетические моющие средства); - тепловое загрязнение; - неорганизованный отдых населения; 3). Каковы последствия избытка вредных примесей в воде для здоровья человека? (Задание для третьей группы учащихся) Примерный образец ответа учащихся: - Свинец – вызывает анемию, поражает нервную систему человека; - Алюминий – влияет на нервную систему, вызывает ухудшение памяти; - Медь – провоцирует рвоту; - Ртуть – поражает нервную систему; - Нитраты – вызывают аллергию, отравления, могут быть канцерогенами; - Пестициды – могут быть канцерогенами; - Кишечные бактерии – вызывают опасные заболевания; - Избыток калия и натрия – нарушает функцию почек; - Фосфаты и нитраты – способствуют эвтрофикации водоемов и цветению воды; - Хлор – при кипячении воды в присутствии органических примесей может вступать с ними в реакцию, образуя ядовитые хлорорганические соединения. Для выполнения домашнего задания предлагается учащимся проанализировать данные проблемные ситуации, тем самым предоставляя возможность учащимся самостоятельно принимать решение относительно определенной экологической ситуации, способствовать развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом. Учащиеся предварительно разбиваются на 4 группы. Возможные задания (выдаются по карточкам). ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором? Нужно поблагодарить учащихся за работу на уроке и завершить урок стихотворением на тему экологии. «Давайте сохраним
|