Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее ярко подобное нарушение выражено у детей 6—8 лет, именно в этом возрасте дислексию легче обнаружить и скорректировать.






Специалисты так и не пришли к единому мнению, что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений зрительного и слухового анализаторов и оптимальные условия обучения. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей задержка развития навыка чтения возникает под влиянием биологических факторов, связанных с работой мозга. Высказывалось предположение, что специфическая задержка чтения может быть вызвана некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Исследователи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей (когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга). Эти дети испытывают трудности в пространственной ориентации (путают право и лево, могут читать слова и целые строчки справа налево), при чтении у них преобладают ошибки угадывающего типа в виде замены букв или слов.

Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений и затруднения в дифференциации форм, например, ребенок 5—6 лет испытывает сложности в распознавании и воспроизведении простых геометрических фигур.

Нарушения чтения нередко сопровождаются нарушением письма — дисграфией. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто — чосто») или пропускает их («лежит — лжт»), переворачивает согласные («с» — «3»).

Прогноз дальнейшего развития для детей с нарушением чтения скорее благоприятный, так как при своевременной целенаправленной помощи дети достигают определенных успехов, и чтение уже не составляет для них особого труда. Но важно как можно раньше обратить внимание на проблемы ребенка. Согласно наблюдениям специалистов дети, у которых в возрасте до десяти лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут.

И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с этой проблемой, ему требуется квалифицированная помощь.

Вызывает тревогу и требует консультации специалиста ребенок 6— 8 лет, если он на фоне проблем с обучением чтению:

• испытывает трудности при выполнении любого типа заданий по установлению отношений порядка или последовательности, например, путается в порядке следования времен года и дней недели;

• не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном — больше двух;

• не может правильно повторить даже простые ритмы, которые выстукивает взрослый;

• испытывает трудности при составлении рассказа по картинкам;

• плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево, затрудняется с определением правой и левой стороны у людей и предметов;

• имеет ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий (временных, пространственных и т.д.);

• не может сделать фонематический анализ слова (выделяет слоги вместо звуков, пропускает гласные звуки);

• при чтении часто производит замены гласных «а» на «о», «ы» на «о» (например, «выше — воше») или замены согласных «т» на «д», «г» на «к», «ж» на «ш» (например, «хотела — ходела»);

• переставляет слоги, читает совсем другое слово вместо написанного, может читать справа налево;

• обладает низкой способностью к концентрации внимания, беспокоен, отвлекаем, импульсивен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал