Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2 первичная энергия, жизнь
1. 1. Божественная субстанция 2. 2. Женское начало 3. 3. Природа определяемая Числовое обозначение: 2 Астрологическое соответствие: Луна
Предвечная Материя, прежде чем она уявляется из некогда непроявленного плана и пробуждается к трепету действия под импульсом Фохата, есть лишь «холодное сияние, бесцветное, не имеющее ни формы, ни вкуса и лишенное всякого качества и аспекта». Аспектами Предвечной Материи являются: - Матерь Милосердия и Знания; - «Матерь, Жена и Дочь» Логоса; - Отец, Сын и Святой Дух (относится к женскому началу) – Шакти или Энергия-Естество этой Троицы. Е. П. Блаватская пишет: «В Трансгималайских Учениях… - это есть «Матерь» или абстрактная, идеальная Материя, Мулапракрити, Корень Природы; с метафизической точки зрения коррелят Ади-Буддхи, проявленный в Логосе – Авалокитешвара; и с чисто оккультной и космической точки – Фохат, «Сын Сынов», двуначальная энергия, исходящая от этого «Света Логоса», проявляющаяся на плане объективной Вселенной как скрытое, так и проявленное Электричество, которое есть Жизнь». Материя, Мулапракрити, Корень Всего – неразрушима и вечна. Если к Духу относится каждое проявление сознания, рефлективное или непосредственное, или бессознательная преднамеренность, то Материя должна рассматриваться как объективность в ее чистейшей абстракции, как самосущая основа, семеричные манвантарические дифференциации которой составляют объективную реальность, стоящую за проявлениями всех фаз сознательного существования. В период Пралайи Космическая Мыслеоснова как бы не существует. При Манвантаре Дух двоится и рождается Природа, второй Аркан, объективация, содержащая в себе основы всех форм, жизнеполнота, жизнь, дающая и утверждающая: - Высший Субъект, Я, Дух, Принцип Любви; - Высший Объект, Ты, Материя, Принцип Мудрости. Субъект есть центр, проявляющийся в охватываемой им периферии. Между этим центром и периферией отношения выражаются во взаимном притяжении: Субъект притягивается к Объекту жаждой проявления, Объект притягивается к Субъекту жаждой объединения с ним. Любовь вечно самоизлучается, и сотворенная этим излучением Жизнь вечно стремится выявить скрытую в себе сущность – Любовь. На этом основаны все формы космического притяжения, начиная от духовного притяжения Богом и кончая земным тяготением. Второй Принцип или Аркан есть идея поляризации космической среды. Раз в Космосе проявлен принцип взаимного тяготения, то этот Принцип может быть основан лишь на начале поляризации, то есть на взаимоотношениях двух однородных по существу начал; а раз есть поляризация, значит есть центр и периферия. Принцип Жизни выявляет центробежную направленность (то есть исходит из центра), а сущность Принципа Любви – всегда и всюду стремясь к Единству – утверждает все более полные синтезы и является выявлением центростремительной силы. Принцип Жизни дифференцирует Божественные возможности, Принцип Любви направляет их обратно в Божественную сущность. И подобно этой коренной силовой поляризации поляризуются все явления жизни, как следствие основной двойственности. Проявленный мир основан на Принципе двойственности. Единства в нем нет, но оно стоит за кадром проявления. Философский Принцип первого Аркана есть Принцип единого статичного пространства, второй Принцип – есть Принцип вечного беспредельного движения, то есть времени. В проявленном мире каждое явление надо рассматривать как содержащее в себе два полюса. Один, положительный полюс, будет моментом центростремительной направленности явления, а другой, отрицательный полюс, будет моментом центробежного стремления, а так как центростремительное направление зависит от напряженности и самоизлучения внутреннего субъективного ядра, то этот полюс называется активным. Объективный же полюс, то есть центробежная направленность, зависит от качества среды воздействия субъекта и является по отношению к последнему пассивным полюсом. Цель человеческой жизни – освобождение от двойственности через ее познание. Во втором Аркане заложен как единый, так и множественный принцип самосознания, а стремление его (самосознания) к истине есть воля подняться из дифференцированной формы к духовному единству, то есть к утверждению истинной Любви. Но в своем искании на пути освобождения от дифференцированных форм человек должен соединить полюса своей духовной установки во время путешествия по проявленному миру. Только решением проблемы интеграции двойки в объединяющее эту двойку общее начало может быть найден правильный путь от формы к Духу. Иначе какая-нибудь из форм, контрполюс, которой не найдется, может быть принята за единое непостижимое Божественное Начало, и этим будет закрыта единственная возможность достижения истины. При этом надо помнить, что последняя двойственность не может быть синтезирована ничем, что носит имя, форму и название. Проблемы человеческого Духа и его искания сводятся к правильной установке полюсов. Правильные по отношению друг к другу полюса называются бинерами. Примеры правильных бинеров следующие: непроявленное – проявленное; бесконечное – конечное; эволюция – инволюция; безличное – личное; центробежное – центростремительное; Дух – форма и т.д. Неправильные бинеры ведут к философской путанице и формируют фантастическое мировоззрение, не соответствующее космической реальности и поэтому остающееся пустой абстракцией. Таковы теории, построенные философически на неправильном противоположении «дух – материя», ибо реально материи не существует, материальные же формы суть одна из статичных форм вообще. Нельзя также противопоставлять «абсолютное добро» и «абсолютное зло», ибо и то и другое относительны и меняются смотря по уровню сознания и стадии проявления Жизни. Нельзя противопоставлять «принцип Жизни» и «принцип Смерти», ибо смерть не есть принцип, а лишь переход из одной стадии жизни в другую, противоположение которому будет рождение. Правильный бинер – «рождение – смерть». Жизнь на всех основных четырех плоскостях своего проявления всегда двойственна по своей направленности. На всех плоскостях ее проявления проходят два ее течения: первый – от центра к периферии и второй – от периферии к центру. В духовной жизни человека эти две направленности отражаются: первая – эзотерически – мудростью, вторая – экзотерически – Богопочитанием. В основе каждой религии лежит центростремительная сила – основа искания истины свободного и стоящего на собственных ногах Духа, но выявляется каждая религия культовым Богопочитанием, материализующим духовные достижения физическим символом. Интеллектуальная жизнь человека также двойственна. Человеческий разум, с одной стороны, стремится к распознаванию и анализу объективного мира, создавая таким образом науку; с другой стороны, жаждет познать свою синтетическую формулу, и, синтезируя по этой устремленности добытое познание, перекраивает его в самосознание, то есть в философию. Двойственность психической жизни человека выявляется в самоутверждении, с одной стороны, и самоотрицании – с другой. Первое основано на искании истины, второе – на служении Всеобщему Благу. Среда же относится к коренному этическому бинеру. И наконец, великая двойственность воплощенной жизни есть разделение на два пола. Есть бинер «мужчина – женщина», который в окончательной форме заключает в себе, символизирует собой и воплощает в себе всю двойственность проявления мира. Бинер «мужчина – женщина» отражает на нашей планете всю творческую организацию Космоса как результат взаимодействия полярности на разных плоскостях проявления Жизни. Во многих оккультных теориях и книгах мужское начало ошибочно принимают за абсолютно активное, инициативно излучающее, а женское начало, ошибочно же, рисуется по отношению к мужскому как пассивное, воспринимающее и вынашивающее. На самом деле оба Начала на разных плоскостях проявления бывают и активными и пассивными, сохраняя по отношению друг к другу правильную поляризацию. Женское начало в мире духовном активно, инициативно и излучающе, а мужское начало в мире духовном, по отношению к женскому, пассивно, воспринимающе и вынашивающе. Именно поэтому на интеллектуальной плоскости сознания мужское начало активно, творчески формулирует полученный от женского Начала духовный материал. Женское же начало, интеллектуально распознающее, отличает истинное от ложного, существенное от несущественного в ментальных образованиях. В мире психическом оба Начала и пассивны, и активны, но направленность их деятельности взаимно противоположна. Мужское начало облекает идейные формулировки в образы и представления, и энергетическим потоком стремится реализовать их на плоскости физической, где оно является началом творящим. Женское начало является великим алхимиком Вселенной, сублимируя, одухотворяя и преображая внутренней красотой и гармонией формы Мира. Оно является началом, растворяющим грубые формы в тонких проявлениях и тонкие проявления в сиянии Духа. В физическом мире мужское начало активно и является его хозяином, женское начало пассивно, и пассивность его выражается в искусстве приспособления. Из такой поляризации вытекает Вселенское Сотрудничество обоих начал. Вдумчивый ум всегда может вывести следствия из обозначенных противоположностей мужского и женского и поймет, что ни одно явление мира не может быть сотворено однобоко, одним из начал. Тайна устойчивости форм и соответствия их Космической реальности заключается в гармоническом сотрудничестве двух основных начал. Книга Природы, которую Женщина второго Аркана держит на коленях, раскрыта перед взором каждого, кто видит тайну взаимных поляризаций. Вся Природа есть результат гармоничного творчества и взаимного самотворчества великих начал и повествует о цветовой гамме их выявления. На нашей Земле мыслетворчество, принадлежащее мужчине, делает его хозяином материальной жизни и представителем Космического Разума на Земле. Непосредственно воспринимающее сердце женщины раскрывается для чувствознания духовных возможностей, стремящихся реализоваться на нашей Земле, отдает в ее руки духовное руководство, делает ее представительницей духотворчества, носительницей Сердца. Мы видим из сопоставления разных плоскостей поляризацию женского Начала, двойственность его природы, тогда как мужчина придерживается всегда одной и той же направленности. Эта же двойственность отражается и в двух аспектах женщины на Земле: женщина – жена и женщина – мать, причем оба этих аспекта надо понимать не в зоологическом, а в духовно-психическом смысле. Как жена, женщина приспособляется к мужчине, являясь его помощником и во всем внешнем подчиняясь ему. Ведь мужское начало определяет порядок явлений в среде, оно является субъектом внешних проявлений, накладывая на среду свой отпечаток. С другой стороны, женское начало как духовный руководитель является матерью мужчины и даже собственного мужа. Ведь среда воздействия так же Божественна, как и субъект самосознания, проявляющийся в ней; окончив свое проявление, он растворяется в этой среде, и великие волны Жизни погружают его вновь в единство Любви. Как духовная мать, женщина является воспитателем и великим алхимиком, преображая мужское сознание, а этим и все его творчество. Внутреннее субъективное господство женского Начала над мужским обеспечивает последнему правильную направленность и возможность возврата в лоно духовного мира. Поэтому женская любовь больше всего отражается в сущности самого принципа Любви, который есть утверждение единства Духа. Духовно активное женское начало и есть носитель чистого принципа Любви, Единой Божественной Силы Вселенной. Поэтому и понятие Бога в образе Матери Мира является наивысшим понятием человека о Боге. Ведь именно Мать Мира, Дух Святой, и преображает все формы мира и весь его в целом, «спасает» его, то есть приводит в первоначальное духовное состояние. Мать Мира любовно носит в Себе все его формы и образы, сотворенные выявлением возможностей Отца – самосознания. Накопленная Любовью Великая Единая Жизнь, нераздельно слитый с Любовью поток проявления Жизни по спиралям Космоса, переносит эту Любовь от великого к малому, от малого вновь к великому, объединяя существа Вселенной в одно Божественное Братство. Завет Матери Мира есть самоотрешенность и вверх и вниз, то есть полное неотождествление с каким-либо проявлением. Самоотрешенность вниз есть готовность непредвзятого, непосредственно духовного восприятия. И эта же самоотрешенность по отношению к проявлениям дает возможность сознательно воспринять Великую Песнь Жизни и отождествиться с ее потоком в целом. Так, отрешаясь от части, мы получаем целое, отрешаясь от глотка, получаем полную чашу Жизни. И это слияние с потоком Жизни открывает возможность субъективного самоутверждения сознания на любой стадии его проявления, как носителя и выразителя Великой Любви. Отождествленность сознания со всем потоком Жизни есть Космическое Сознание, чувствующее и переживающее все объекты мира и весь объект проявленности как самое себя великим и никогда не устающим Сочувствием. Беспредельна и бесконечна Жизнь, ибо она проявляет беспредельность и бесконечность возможностей, заключенных в невыразимом Абсолюте. Растворяя одни возможности самосознания, она вызывает в нем жажду новых накоплений, заставляет его черпать все новые и новые потенциалы из Океана Непроявленного и вновь реализует их, унося по беспредельности пространств и времен, и вновь синтезирует их в сияниях Духа, постоянно проявляясь по отношению к алефу (первому Принципу), как покорная жена и как опекающая его мать. Итак, в корне проявленной космической Природы лежит принцип двойственности, а это означает, что для своего проявления единство потенциальной возможности должно всегда поляризоваться, раскалываться на плюс (+) и минус (-), или на Субъект и Объект проявления. Эта поляризация проходит через все миры, и по мере удаления от центра к периферии, то есть от духовной плоскости проявления к физической, все более дифференцируется. Великие духовные синтезы, Принципы проявленного мира, дифференцируются каждый на целые системы идей; каждая идея поляризуется многократно в образы и представления, энергетические свои проявления на психической плоскости. И, наконец, целый дождь форм, фактов и явлений излучается этими объединяющими их психическими образованиями. Схематически это можно представить так:
Эти дифференцирующиеся поляризации образуют целую сеть проявлений мира; нити мира переплетаются, и найти в этой сети поляризации соответствующий полюс и есть именно то, что называется Мудростью; реализовать правильные противоположения в своей деятельности и жизни называется искусством жить. Из утверждений не соответствующих друг другу полюсов вытекают все неправильные и беспочвенные мировоззрения, а из применения таковых в жизни может выйти лишь неправильная кармическая путаница, отягощающая индивидуальные пути эволюции людей. Поэтому содержанием второго Аркана является Мудрость, так же как содержанием первого Аркана является Любовь. Мудрость в корне своем заключается в правильном восприятии космических соответствий, в распознавании истинного и ложного, в чувствовании всенаполняющего Вселенную принципа Любви. Поэтому Мудрость есть проявление Сердца, проявление Женского Начала. В центрофугальном потоке проявлений от излучений центра к поглощающей периферии совершается дифференциация первичного излучения Любви на все более частичные и многообразные уплотненные формы проявления. В обратном направлении, от периферии к центру, в потоке интеграции (то есть соединения основных составных частей в одно целое) разрозненных форм в объединяющий их поток Духа, в алхимической работе преображения материала, руководящую роль играет начало женское. Оно возвращает все сотворенное к первоначальному Единству, пробуждая его в сознании каждого явления и утверждая его взаимной связью всего проявленного, его самой сокровенной сущности. И это сознание связи со всем существующим и есть та форма сознания, которая называется Космическим Сознанием. Поэтому Вивекананда говорит: «Чтобы познать Бога, мы все должны стать женщинами». В каждой форме, в каждом явлении скрещиваются два потока дифференциации и интеграции. Там, где преобладает центрофугальное направление, формы находятся в состоянии инволюции, то есть в состоянии изживания своего творческого потенциала. Там, где преобладает центрофугальное направление, формы находятся в состоянии эволюции, то есть в состоянии раскрывания своей Духовной Сущности. Этот закон ярко проявляется на Земле и в жизни народов. Народы инволюционирующие, то есть стареющие, изживающие свои творческие возможности и оскудевающие духом, живут под знаком подавления женского Начала. У таких народов женщина играет второстепенную роль и порабощается постепенно грубеющим мужским началом. У народов эволюционирующих, идущих по пути одухотворения своих проявлений, то есть по пути культурного строительства, женщина начинает играть все большую и большую роль. Поэтому культурный уровень народа, то есть уровень его одухотворенности, можно оценивать по его отношению к женщине и той степени уважения, которая проявляется им к женскому духотворчеству. По этому признаку можно узнать, какие народы находятся на нисходящей линии снижения и сужения сознания, а какие – на восходящей линии повышения и расширения сознания в своем культурном развитии. Гармоничное сотрудничество обоих полов предохраняет народ от одичания, так как женское начало всегда будет проводить в его психику новые духовные возможности и давать материал мужскому реализационному творчеству. Такие народы были бы предохранены от духовного оскудения, а следовательно, и от смерти. Гармоничное сотрудничество двух начал обеспечило бы народам бессмертие, то есть возможность беспредельного культурного развития. Космическое сознание, то есть чувствознание или непосредственное восприятие глубокой связи между всеми формами периферии и их центром, лучше всего выражается формулой: «не «Я», но «Ты», ибо всякое «Ты» воспринимается как «Я» и во всяком «Ты» чувствуется «Я» без различия плоскостей, на которых это «Ты» проявлено. Эта формула является мантрамом второго Аркана. Нити Матери Мира протянулись сверху донизу, от центра ко всякой точке периферии и в этом центре утверждено их единство, обуславливающее связь между ними. Поэтому нельзя любить ближнего, не любя Бога. Возможно ли утверждать связь между формами периферии и не установить Принцип Общего Блага, отвергая в то же время их глубинное Единство – Бога? Только ища Истину, стремясь к центру, то есть любя Бога, мы можем живо и непосредственно ощутить связь с ближним и работать на Общее Благо. Второй Аркан есть Принцип, раскрывающий нам тайну притяжения периферии к центру, устанавливаемому началом Сердца, началом женским. Мудрость заключается в ясном распознавании между Духом и его проявлением, между вечным Субъектом и беспредельной объективностью его самораскрытия. Мудрость устанавливает правильное взаимоотношение между этими основными полярностями, отражающимися во всем многообразии космических взаимополяризаций.
|