Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. М. Шкапин — один из руководителей рабочего движения в Николаеве. Фото 1903 г.






И. А. Мухин — один из организаторов «Союза николаевских рабочих». Фото 1897 г.

Г. М. Шкапин — один из руководителей рабочего движения в Николаеве. Фото 1903 г.

Промышленность Николаевщины все более специализировалась на обработке металла, машиностроении. С 90-х годов в крупный промышленный центр превращается Николаев. Здесь сосредоточивались судостроительные верфи, завод «Навалы» (вступил в строй в 1897 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения. К концу XIX в. в Николаеве действовало 17 металлообрабатывающих заводов, выпускавших свыше 90 проц. промышленной продукции города. Если в начале 90-х годов в Николаеве действовало 131 предприятие, где было занято 1137 рабочих, то в 1901 г. 56 крупных предприятий производили продукции на 138132000 руб. и использовали труд 7895 рабочих

Механические и машиностроительные заводы возникают и в других городах и поселках: в Ольвиополе и Голте — чугунолитейные и механические заводы Гейне (1875 г.) и Фаатца (1895 г.), в Вознесенске — завод сельскохозяйственных машин Шпехта.

В конце XIX — начале XX вв. в металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности создаются акционерные общества, огромную роль в которых играл иностранный капитал: «Анонимное общество кораблестроительных верфей, мастерских и плавилен в городе Николаеве», «Общество механического производства в Южной России», «Южнорусское общество плавучих элеваторов» и другие.

На Николаевщине развивалась и промышленность по обработке полезных ископаемых: кирпично-черепичное производство (Вознесенск, Очаков, Варваровка), добыча гранита (Привольное). Центром солеварения стало село Тузлы. Здесь в 1887 г. было выпарено 1150 тыс. пудов соли [1504, е. 22]. Действовали также предприятия пищевой промышленности: пивоваренный завод в Голте, винокуренные заводы в Вознесенске, Благодатном, Анновке, водяные и паровые мельницы. Важное место в экономике края занимала торговля. Торговые операции осуществлялись на ярмарках, куда свозились товары со всего края. Крупнейшей в крае и одной из главных в Южной Украине была Покровская ярмарка в Вознесенске. Центром стацинарной торговли стал Николаев. В начале XX в. здесь проводило свои операции 1581 торговое заведение с суммой оборотов 94 092 тыс. руб.. По железнодорожным и водным путям из Николаевщины во внутренние районы России вывозились зерно, скот, сельскохозяйственные машины, соль, изделия из металла, а привозились фрукты, обувь и ткани.

С открытием в 1862 г. Николаевского морского порта возрастает роль Николаевщины во внешней торговле страны. Основным предметом вывоза из Николаевского порта было зерно. В 1891—1895 гг. среднегодовой вывоз пшеницы составлял 25, 9 млн. пудов. Зерно отправлялось в Англию, Норвегию, Германию и другие страны. В Николаевском порту были приписаны в 1871 г. три пароходные компании. Развитие промышленности и торговли сопровождалось быстрым ростом городского населения. За 35 пореформенных лет оно увеличилось почти в шесть раз и составляло в 1897 г. 125 430 человек (более 28 проц. общей численности населения), в т. ч. в Николаеве — 92 012, Вознесенске — 15 748, Очакове — 10 786, Ольвиополе — 6884 человек.

Рабочий день на механических и машиностроительных заводах длился 10—13, 5 часа в сутки. В сельском хозяйстве он вообще не регламентировался и продолжался от восхода до захода солнца. За каторжный труд рабочие получали мизерную плату, которая обеспечивала только нищенское существование.

Сравнительно выше, чем в других районах страны, оплачивался труд сельскохозяйственных рабочих, что объяснялось высокой потребностью в рабочей силе в сельском хозяйстве юга страны. Однако уровень зарплаты батраков колебался в зависимости от урожая и притока рабочих.

В конце XIX — начале XX в. на Николаевщине активизируется крестьянское движение. В селах Ананьевского, Херсонского, Елизаветградского уездов крестьяне громили помещичьи имения, отбирали хлеб, инвентарь, корма для скота, прогоняли сборщиков налогов. В 1898 г. крестьяне Ананьевского уезда отобрали у помещиков 167 десятин земли [1332, с. 371]. Только в 1904 г. на Херсонщине были сожжены 54 помещичьи экономии.

Большевики Николаевщины возглавили борьбу трудящихся в годы первой русской революции. Уже 12 января 1905 г. Николаевский комитет РСДРП обратился к трудящимся с листовкой, в которой призывал к солидарности с пролетариями Петербурга и всей России, поднявшимися на борьбу против самодержавия. В ответ на призыв большевиков в феврале — марте 1905 г. дружно поднялись на борьбу рабочие Николаева, Голты, Вознесенска. Бастующие требовали свержения самодержавия, свободы слова и печати, 8-часового рабочего дня, отмены штрафов. Развернув на основе решений III съезда РСДРП агитационно-пропагандистскую работу, николаевские большевики расширяли связи с рабочими, укрепляли свои ряды. В авангарде революционной борьбы в крае шли рабочие Николаева. В летних волнениях, во время которых произошли столкновения с правительственными войсками и полицией, участвовали пролетарии Николаева и Вознесенска. 10 октября 1905 г. николаевские железнодорожники включились в Октябрьскую всероссийскую политическую стачку. Их поддержали рабочие судостроительных заводов города.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал