Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Геометрические элементы шахтного подъема ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Подъемный комплекс вертикального ствола состоит из подъемной машины с органами навивки, копра, копровых шкивов, подъемных канатов и подъемных сосудов. Подъемная машина представляет собой лебедку с диаметром барабана от 1, 2 до 9 м. Для упорядоченной навивки каната на поверхности барабана изготавливают винтовую нарезку, а на конических поверхностях бицилиндрического барабана (БКЦ) приварены спиральные желобки. Зазор между смежными витками каната составляет 2-5 мм для средних и крупных машин и 6-7 мм для машин БКЦ. Копер предназначен для поддержания шкивов, закрепления проводников и посадочных устройств клетей, а также разгрузочных кривых. Укосный копер состоит из вертикального станка и укосины, которая подпирает станок в верхней его части. Станок устанавливается над стволом шахты на подкопровую раму, которая закрепляется в устье ствола. Шкивы служат для поддержания и направления канатов от подъемной машины в ствол шахты. По конструкции обода различают копровые шкивы со съемной футеровкой и нефутерованные. Нефутерованные шкивы диаметром 2-3 м изготавливают с литым ободом, а шкивы диаметром 4-6 м со штампованным ободом - из высокопрочных сталей. Подъемные сосуды представлены скипами, клетями и комбинированными сосудами. Вместимость скипов составляет 7-20 м; клети по конструктивному исполнению бывают неопрокидными и опрокидными; по назначению они разделяются на грузолюдские, людские, инспекторские. К основным геометрическим элементам подъемной установки относятся (рис.): • ось и центр подъема; • центр вала подъемной машины; • высота копра и подъема; • длина струны каната; • ось вала шкива; • углы наклона подъемных канатов и углы девиации.
На чертеже: 1 – подшкивная площадка; 2 – шкивы; 3 – плоскости симметрии шкивов; 4 – подъёмные канаты; 5 – здание подъёмной машины; 6 – барабан подъёмной машины; 7 – подкопровая рама; 8 – шейка ствола; 9 – уровень нулевой площадки; 10 – уровень приёмной площадки; 11 – укосина; 12 – станок копра. Ось подъема вертикального ствола - прямая, перпендикулярная оси главного вала подъемной машины, проходящая через среднюю точку, расположенную между отвесными подъемными канатами. Как правило, ось подъема не совпадает с главной осью ствола. Центр подъема - точка, делящая пополам расстояние между двумя отвесными подъемными канатами. При одноконцевом подъеме центр подъема совпадает с осью каната в его отвесном положении. Центр вала подъемной машины - точка, расположенная посредине оси главного вала подъемной машины между внешними ребордами барабанов или между внутренними ребордами для установок с одним барабаном. Высота копра Нк - расстояние по вертикали от нулевой площадки шахтного ствола до оси вращения направляющего шкива. Высота подъема Н - расстояние по вертикали между одной и той же точкой подъемного сосуда, находящегося в самом верхнем и самом нижнем положениях. Длина струны каната L, - расстояние между точкой схода подъемного каната с барабана подъемной машины и начальной точкой касания каната на направляющем шкиве. За длину струны условно принимают расстояние между осями вращения шкива и барабана, которое определяют по формуле
или , где ф - угол наклона струны каната; L - расстояние между осью главного вала подъемной машины и центром ствола; hб - высота оси барабана над нулевой площадкой; Rm - радиус шкива; с - расстояние между проекциями центра ствола и оси каната на вертикальную плоскость, проходящую через ось подъема. Углы девиации - углы отклонения каната от плоскости, перпендикулярной оси вала подъемной машины и оси вращения шкива. Образуются они при перемещении каната по рабочей части барабана подъемной машины в результате движения подъемных сосудов в стволе. В крайних положениях каната на барабане подъемной машины углы девиации на шкиве и барабане достигают максимальных величин. Углы девиации являются геометрической характеристикой бокового воздействия каната на футеровку барабана и шкива. Чем больше угол девиации, тем интенсивнее износ перегородки между желобками футеровки барабана и боковой износ футеровки шкива. Полный их износ приводит к касанию соседних витков каната друг с другом и, как следствие этого, к повышенному износу каната. Для обеспечения нормальной работы подъема и минимального износа подъемного каната предельное значение углов девиации не должно превышать 1, 5°. Углы девиации каната на барабане подъемной машины - углы, образованные струной каната и вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси главного вала подъемной машины. Наружный и внутренний углы девиации расположены в наклонной плоскости канатов и вычисляются по формулам: , где а - расстояние от оси подъема до плоскости шкива по его оси; Ь1, Ь2- расстояние от оси подъема соответственно до дальней и ближней границ рабочей части барабанов; р ' = 3438'. Углы девиации каната на шкиве - углы, образованные струной каната и плоскостью шкива. Равенство этих углов достигается установкой плоскости шкива в направлении центра рабочей части барабана подъемной машины. При расположении плоскости шкива параллельно оси подъема углы девиации каната на шкиве и барабане будут равны между собой: Когда плоскость шкива не параллельна оси подъема, углы девиации каната на шкиве определяют по формулам: где - горизонтальный угол поворота шкива относительно оси подъема; а1 и а2- расстояния от оси подъема до осевой плоскости шкива; Dm - диаметр шкива; φ - угол наклона струны каната. Нормальная работа шкивов и исключение одностороннего износа футеровки в результате трения каната о реборду шкива достигается наличием равенства углов девиации на шкиве. Это равенство будет выполняться, когда Подставив в выражение значения , получим формулу , позволяющую в каждом отдельном случае определить величину а2 – а1, на которую следует развернуть шкив для того, чтобы его осевая плоскость была направлена на середину рабочей части барабана. Монтаж металлического копра начинают с установки подкопро-вой рамы, которая служит опорой станка копра и сооружения фундаментов под укосины копра. Подкопровую раму устанавливают в заранее подготовленные проемы в устье ствола. Разность отметок углов при ее установке по высоте и смещение в плане не должны превышать ±5 мм относительно проектного положения. Среднее высотное положение не должно отличаться от проектного более чем на 30 мм. Монтаж станка копра производят путем последовательного наращивания отдельных звеньев непосредственно на подкопровой раме или предварительной его сборки на специальной монтажной площадке и установки в собранном виде на подкопровую раму. В первом случае контроль правильности монтажа каждого отдельного звена станка копра производится инструментально с осевых знаков, передачей высотных отметок на каждый ярус и линейными измерениями геометрических параметров. При сборке станка копра и укосины на монтажной площадке маркшейдерами контролируется правильность сборки конструкций и установки их в проектное положение на подкопровую раму. После окончательного закрепления копра и укосины оси ствола переносят на подшкивную площадку. Оси переносят по двум взаимно перпендикулярным направлениям при двух положениях вертикального круга с перецентрировкой теодолита на осевых знаках. Положение осей на подшкивной площадке выносят с точностью ±4 мм относительно осей ствола и надежно закрепляют. Маркшейдерский контроль за установкой направляющих шкивов заключается в определении положения плоскости шкива относительно оси ствола и оси вала шкива в горизонтальном и вертикальном направлениях. Контрольные промеры производят от вынесенных осей до внешней, внутренней и центральной частей шкива. Повернув шкив на 180°, повторяют измерения и сравнивают их с предыдущими. Положение вала шкива проверяют аналогичными измерениями от оси вала шкива до второй оси ствола. Отклонение оси вала шкива от горизонтальной плоскости проверяют путем нивелирования его концов или при помощи уровня с ценой деления не более 20". Наклон вала шкива не должен превышать 1: 1000 его длины. Маркшейдерские работы при установке подъемной машины начинают с выноса в натуру точки пересечения оси ствола и оси главного вала подъемной машины, которую закрепляют временным знаком. От этой точки при помощи теодолита перпендикулярно к оси ствола выносят и закрепляют ось главного вала подъемной машины. Эти точки вместе с точками, фиксирующими положение оси ствола, служат основой для разбивок фундамента и стен здания подъемной машины. Положение осей фундамента и стен здания подъемной машины не должно отличаться от проектных значений более +20 мм. После возведения стен здания подъемной машины на высоту 1-1, 5 м, внутрь здания переносят и закрепляют на скобах ось главного вала подъемной машины и ось ствола. От закрепленной оси ствола размечают оси подъема. Повторный вынос осей подъема и вала подъемной машины производят по завершению возведения стен здания на монтажные скобы, расположенные на расстоянии 0, 5-1 м от перекрытия. Значение дирекционного угла оси главного вала подъемной машины не должно отличаться от проектного более чем на 2', а угол между осью подъема и осью вала машины не должен отличаться от прямого более чем на 1'. После возведения фундамента подъемной машины проверяют положения гнезд под анкерные болты. Для этого измеряют расстояния от оси подъема до центра каждого отверстия. Установку рамы подъемной машины контролируют в плане и по высоте. Высотное положения проверяют нивелированием угловых точек, а положение ее относительно осей контролируют при помощи отвесов, закрепляемых на проволоках, натянутых между осевыми скобами. Отклонение рамы в плане от проектного положения не должно превышать ±10 мм, а по высоте - ±100 мм. Разность высотных отметок угловых точек рамы не должна превышать ±15 мм. Контроль установки главного вала подъемной машины производится путем нивелирования его концов и при помощи тех же отвесов. Окончательное положение оси вала подъемной машины не должно отличаться от проектного более чем на 100 мм от расстояния до центра ствола; на 50 мм от оси подъема; на 100 мм по высоте. Угол наклона оси вала не должен превышать 2'. После завершения монтажа подъемного комплекса проверяют фактическое положение осей вала подъемной машины и шкивов, положение осей подъемных канатов относительно армировки ствола, величины углов девиации подъемных канатов на барабанах подъемной машины и шкивах.
|