Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последовательность,ряд. Время
Лестница». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках, например, матрешек (соответственно — по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы. Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к ...; четные, нечетные числа и т. д. Карты покерные». Обсудите с ребенком последовательность карточного ряда, соотнося его с числовым. Его задача — выложить одновременно два (а потом и четыре) ряда — красный и черный, находя для каждой карты ее место. Усложнение задачи — один ряд выкладывать в прямом, а другой — в обратном порядке. Следует подчеркнуть, что умение ребенка играть в карты: «девятку», «дурака», «кинга» — намного ускорит формирование у него самых разнообразных функций. Домино». Брать из «базара» по одной кости и выкладывать ряд в порядке возрастания (убывания) суммы на кости. Я загадал число». Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. «Это число пять». — «Нет, мое число меньше», — говорит загадавший. «Два». — «Нет, больше». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли числа наугад, а осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся. Всему свое время». Предложите ребенку рисунки, на которых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их комментариями и вопросами типа: «Каждый человек ведет себя в соответствии со своим возрастом? То, что хорошo для детей, может быть нелепым для взрослых, и наоборот? Что такое возраст? Какой вопрос задают человеку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается отсчет возраста человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным?». Здесь же необходимо проработать временные понятия « младше », « старше », .;» ровесники » и т. п. Как меняется человек с возрастом». Обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, объем знаний, память, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста. Затроньте вопрос об отношении к маленьким и старикам. 138. « Состав семьи и ролевые функции ». Подготовьте соответствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в семье, делая началом отсчета сначала ребенка, потом других членов семьи (« Для дедушки твой папа — сын, ты — внук, бабушка — жена и т. д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка — о внуках). 139. « Кто чей ребенок? » Игра вербальная (можно с перекидыванием мяча или с подбором картинок): « У козы —..., у белки —..., у овцы —... (и т. д.) ». 140. « Кто кем станет, кто кем был? » « Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако; и теперь он не щенок — взрослая ... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал ... Бык, могучий великан, (в детстве был ..., толстый увалень баран — тоненьким ...) ». Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок (и т. п.)? 141. « Генеалогическое дерево ». На основе предыдущих упражнений составьте вместе с ребенком « ветви », соединяющие детей (братьев и сестер) и родителей (бабушек, дедушек). 142. « Время суток ». Проанализируйте вместе с ребенком последовательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рис. 19. Для закрепления этих знаний рекомендуются следующие игры: Рис. 19 1. Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, находящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет какую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу (образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет себя: « Утро ». Тот бросает мяч игроку, изображающему следующую часть _ суток, а потом поворачивается в его сторону. Игрок с мячом опять называет 4 часть суток и бросает мяч водящему. 2. Условия те же. Ребенок, олицетворяющий утро, подбрасывает мяч вверх и говорит: « После утра будет ...». Мяч ловит тот ребенок, которому следует сказать: « День ». Когда последовательность со словом после усвоена, также отрабатывается последовательность со словом перед и за; затем вперемешку. 3. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую либо часть суток, направляет ребенку красный мяч — тот называет часть суток предшествующую (до) названной; если синий мяч — часть суток, следующую после названной; желтый — противоположную часть суток (« утро — вечер », « день — ночь »). 143. « Распорядок дня ». Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает в первую очередь « после » того, как проснулся; что делает « после » этого и т. д. Затем схематично, как на рис. 19, напишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале распорядка дня у ребенка формируются понятия « раньше », « позже », « до » и « после ». Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т. п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши). 144. « Дни недели, времена года, месяцы ». Для запоминания этих временных последовательностей проводится работа, аналогичная предыдущей, с такими же опорными схемами (рис. 20). Рис. 20 145. Полезно освоить следующие игры с мячом: а) игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года; б) ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, — соответ-j ствующее время года; в) игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток. Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конструкций и воз можность их актуализации. Например: « После какого времени года наступа-: ет? ..», « Перед каким временем суток бывает? ..» и т. д. Для успешного запоминания временных последовательностей дайте ребенку опору в виде иллюстраций из календаря, стишков, загадок, например: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает? Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает? Определение времени по часам». Ребенка, освоившего счет в пер десятке, нужно на действующей модели познакомить с часами с арабскими цифрами. Вначалевведите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребенку, обсудите, что можно сделать за одну минуту, за две, за пять. Taк же можно обыграть «пятнадцать, сорок пять минут». Затем аналогично введите, понятие о часе и других промежутках времени. Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребенка показать время на часах, связывая его с определенными событиями дня: « Ты встаешь в 8 часов, завтракаешь в половине 9-го, в 11 часов идешь гулять » и т. д. Нужно почаще задавать ему вопрос « Сколько сейчас времени? ». 147. « Стрелки часов ». Для детей, освоившихся с часами и способных представить циферблат мысленно, можно предложить игру, где отгадывается задуманное ведущим время в интервале от получаса до 5 мин (по уговору). На вопросы можно отвечать только « да » или « нет ». Ведущему задают вопросы типа « Минутная стрелка расположена в верхней половине циферблата? Часовая стрелка расположена между 4 и 8? » Подразумевается, что границы интервала являются его частью. Поэтому если, например, минутная стрелка стоит на 12, тоона попадает и в интервал с 8 до 12, и в интервал с 12 до 3. Выигрывает определивший время за меньшее число вопросов, а также нарисовавший циферблат с соответствующим расположением стрелок.
|